Проект по спичкам
занимательные факты по алгебре (8 класс) на тему

Цели и задачи:

Показать разнообразие задач со спичками;

Познакомить с историей спичек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_spichki.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 станицы Подгорной»

 

Смирнов Алексей

учащийся 8 «А» класса

Руководитель: Попова Н.В.,

учитель математики

                                           

                                

2012 г.

     

В своей работе я хотел показать разнообразие задач со спичками. Для этого я изучил разные книги и постарался выделить разные виды заданий со спичками. А также, изучив историю спичек, мне захотелось познакомить и других с ней, ведь это интересно, откуда взялись спички и как давно люди их используют.

     

1) Содержание…………………………………………

2) Цели и задачи……………………………………….

3) Введение…………………………………………….

4) История спичек……………………………………..

5) Спички для ума……………………………………..

6) Задачи с перекладыванием…………………………

7) Цифры, буквы и немного арифметики………….....

8) Логические задачи на перебор……………………..

9) Задачи на площади фигур………………………….

     10) Софизмы………………………………………….....

     11) Заключение …………………………………………

           12) Литература…………………………………………..

     13) Ответы ……………………………………….............

     

Задачи и головоломки со спичками могут оказаться к месту и в дальней дороге, и в домашней обстановке, когда накопилась усталость от физического труда или хочется занять свободное время чем-то не очень сложным, дать небольшую работу голове.

Но прежде чем рассмотреть задачи надо узнать, откуда же взялись спички.

 

В природе существовали два основных источника возникновения огня:

- во время грозы от удара молнии могло загореться сухое дерево;

- в результате извержения вулкана горящая лава зажигала все на своем пути.

 Первое, что выделило человека из мира животных, - это умение изготавливать простейшие орудия труда. Вторым величайшим шагом человечества стало овладение огнем.

Как добывали огонь?

Первый способ основан на том, что при трении механическая энергия тел переходит в их внутреннюю энергию, и, следовательно, они нагреваются.

Второй способ - высекание искры при ударении камня о камень.

Последний, менее отдаленный от нас по времени и более редкий способ - добывание огня при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом.

       

Отказаться от кремня и кресала человечеству позволило бурное развитие химии в начале и середине XIX века.   Открытия следовали одно за другим:

        1806 год: французский химик К.Л. Бертолле заметил, что полученная им соль (названная впоследствии бертоллетовой) реагирует с серной кислотой, выделяя большое количество теплоты.  Головка первых спичек состояла из бертоллетовой соли, и для воспламенения ее прижимали к асбесту, пропитанному концентрированной серной кислотой. Ясно, что носить с собой концентрированную кислоту - не самое приятное и очень опасное занятие.

        В 1831 году француз Шарль Сориа к смеси бертоллетовой соли с серой добавил белый фосфор для ослабления взрывчатых свойств. Смазанные полученным составом лучинки загорались при трении практически о любую поверхность, так как температура воспламенения была всего 30° С.   Купив это открытие, венские фабриканты Ремер и Прешель стали выпускать спички из белого ядовитого фосфора фабричным способом в большом количестве.

        В Россию спички попали в 1836 году; первоначально их привозили из Гамбурга. Но уже через год в Петербурге была построена первая  спичечная фабрика, а через пять лет таких фабрик было уже девять. Первые спички в России продавались по баснословной цене - 1 рубль серебром за коробку, в которой было 100 спичек, и покупать их могли только очень богатые люди.  Но с каждым годом увеличивалось количество фабрик по производству спичек. В 1882 году зарегистрировано рекордное их количество - 263 фабрики, что, естественно, приводило к удешевлению спичек.

        1848 году шведский химик Беттгер усовершенствовал фосфорные спички. Теперь спички воспламенялись при трении не о любую поверхность, а только о боковую поверхность коробки, покрытую специальной массой, и в их составе уже не было ядовитого белого фосфора.

        1903 году Международный конгресс прикладной химии повсеместно запретил производство спичек с применением белого фосфора.

                                

        1855 год можно считать годом рождения тех спичек, которыми человек пользуется по сей день. На Всемирной выставке в Париже шведские фабриканты братья Иоганн и Карл Лундстремы впервые показали «безопасную» спичку. С тех пор подобные спички долгое время называли во всем мире «шведскими».

  • Ныне в мире известно более ста видов спичек, различающихся размерами, составом, назначением.
  • Но спички не только дают нам огонь, но и помогают совершенствовать умственные способности.

           

           

Далее рассмотрены некоторые виды заданий со спичками, которые можно найти в разных книгах.

         

В данных задачах нужно иметь пространственное воображение, логическое мышление для того, чтобы после перекладывания получить новую фигуру:

1. Уравновесить весы

  Имеются чашечные весы, как показано на рисунке. Попробуйте переложить в этой фигуре 5 спичек таким образом, чтобы чашечки весов уравновесились.

 

                                    2. Храм

Этот греческий храм сложен из 11 спичек.

Требуется:

а)        переложить 4 спички так, чтобы получилось 15 квадратов;

б)        переложить 2  спички  так,  чтобы получилось 11 квадратов.

                                                                

                                          3.  Лампа

В лампе, составленной из 12 спичек, переложите 3 спички так, чтобы получилось 5 равных треугольников.

                                                        

                                      4.   Квадраты

Спички расположены так, как показано на рисунке. Переложите 2 спички так, чтобы получилось 5 равных квадратов.

                                                                                                                                                                        

При решении следующих задач спичками нужно будет изображать цифры и буквы. Вам нужно знать русский и латинский алфавиты, арабское и римское написание чисел, уметь немножечко считать. Основные знаки римской нумерации, в спичечном изображении, выглядят так:

                                  

При изображении спичками букв и цифр возможны варианты; подбирайте нужный  в конкретной задаче. Вот как, к примеру, можно представить число  «два»:  
                                         
││


                                              или

                                            

                        

                                    ЗАДАЧИ:

5. Из двух спичек, не ломая их, сделайте пять. Справившись с этим заданием, вы легко сделаете из двух спичек десять и даже пятьдесят.

6. Теперь возьмите три спички. Не прибавляя и не ломая их, сделайте из трех спичек четыре. А можете сделать ещё больше?

Во всех следующих арифметических выражениях нужно добиться истинности равенств, переложив всего по одной спичке:

7.                         ││ ┼ │ ═ │ ─ │

8.                         ││ ─ ││││ ═ │

9.                         Χ ─ ΙΧ ═ VΙ

10.     У каждой из цифр переложите 1 спичку так, что бы равенство стало верным

         

       

                

  11.     от 24 спичек отнимите 8 так, чтобы получилось 6.

 

   

Далее рассмотрены несколько задач, которые решаются логически или с помощью уравнений:

                12.  В коробке лежали спички. Их количество удвоили, а затем убрали 8 спичек. Остаток спичек снова удвоили, а затем снова отняли 8 спичек. Когда эту операцию проделали в третий раз, в коробке не осталось ни одной спички. Сколько их было сначала?  

                13. Спички лежат в двух кучках. Если из первой кучки переложить 2 спички во вторую, то во второй спичек будет в 5 раз больше, чем в первой. Если же из второй кучки переложить в первую 5 спичек, то в первой будет в 3 раза больше, чем во второй. Сколько спичек в каждой кучке?

14. Из 6 спичек сложены сначала прямоугольник, а затем -равносторонний треугольник. Периметры этих фигур равны, а у какой больше площадь?

15. С помощью 4 спичек можно сложить квадрат

 площадью 1 квадратная единица.

Надо сложить из 12 спичек фигуру

 площадью 4 квадратных единицы.

16. Правильную трапецию из 10 спичек разделить на 4 одинаковые части с помощью 5 спичек.

                     

В нашем представлении спичка символизирует нечто маленькое. Действительно, длина спички чуть больше 4 см, а вес её меньше 1 грамма. Но оказывается, математика может доказать, что спичка имеет внушительные размеры.

Это делается с помощью софизмов - ложных по существу умозаключений, формально кажущихся правильными. Любой софизм основывается на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики или математики. Рассмотрим подобное утверждение.

Длина спички равна высоте телеграфного столба

Длина спички - 4 см,  а высота телеграфного столба – 5 м.
Надо доказать, что 4 см = 5 м.
Известно, что:
4:4=500:500,

  • если вынести за скобки общий множитель, то получим 4(1:1)=500(1:1),
  • разделим на общий множитель (1:1)
  • и получается, что 4 см = 500 см.

             Попробуйте сами найти ошибку в рассуждениях!

            

       

Практически всегда под рукой найдется коробок спичек или коробочка со счетными палочками, с помощью которых легко выложить на столе предлагаемые фигурки и поупражняться с ними.

        Это занятие, увлекая, вольно или невольно способствует развитию терпения, сообразительности, наблюдательности, умения мыслить логически.

               

                        

1) А.В.Трошин. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками на уроках и внеклассных занятиях в средней школе. –УЧИТЕЛЬ.

2) Н.А.Копытов. Задачи на развитие логики. - АСТ-ПРЕСС.

3) В.М Адрашитов, Т.М. Адрашитова, В.Н. Шлихунов. Учитесь мыслить нестандартно. – ПРОСВЕЩЕНИЕ.

4) Перельман. Занимательная математика. – ПРОСВЕЩЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Спички - глазами химика"

Тема урока «Спички – глазами химика». Это нестандартный урок, который служит логическим продолжением большой темы «Неметаллы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках хим...

Задания со спичками.

Переставить одну спичку чтобы равенства были верны. Можно использовать на внеклассных занятиях....

Химия вокруг нас. Внеклассное занятие: "Ода обыкновенной спичке"

Занятие «Ода обыкновенной спичке» знакомит учащихся с основами технологи­ческих процессов, применяемых для изго­товления спичек; с различными видами и назначением получаемого продукта. В хо­де у...

Классный час по теме: "Спички не тронь, в спичках - огонь!"

Предлагаемый классный час можно провести в начальной школе. Учащиеся  познакомятся с правилами поведения во время пожара, а при проведении теста учитель  определит знания  детей по пожа...

Презентация ученика 5 класса "Головоломки со спичками"

               Головолмки со спичками-очень увлекательное занятие, развивапет сообразительность. Iчасть. Задачи с ответам...

Задачи со спичками

Презентация к факультативному занятию по теме "Задачи со спичками"...

Геометрические задачи со спичками

Презентация к факультативному занятию в 6 классе. Содержит 14 задач разного уровня сложности и разных по типу заданий, домашнее задание из трёх задач. В папку вложена отдельная презентация, которая со...