Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Интегрированный урок.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Донцова Елена Павловна

Интегрированный урок "Озеро Байкал и решение математических задач".  Урок проводился в рамках предметной недели точных и естественных наук с учащимися 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ И МАТЕМАТИКЕ В

7 КЛАССЕ.


ТЕМА: “Озеро Байкал” и “Решение математических задач”.

ЦЕЛИ: 1) образовательные. На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.

2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.

^ 3) воспитательные. Воспитывать географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание.

Форма урока: урок - путешествие по озеру Байкал.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:  выставка книг об озере Байкал, рисунки, фотографии, связанные с Байкалом; карта озера Байкал,презентация
.
Х О Д У Р О К А

1) Организационный момент (1 мин.)

2) Звучит песня “Славное море, священный Байкал ...”.


^ Учитель математики: Звучит фрагмент из книги “Байкал сторона”:

“... Посмотрель Господь: неласковая вышла земля, как бы не стала она на него обижаться!.. И , чтобы не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал”.

^ Учитель географии: Тема нашего интегрированного урока “Озеро Байкал” и "решение математических задач"
Учитель географии. Сегодня на уроке вы узнаете об уникальной природе озера Байкал, подтверждая это точными математическими расчетами, познакомитесь с его флорой и фауной , и одновременно закрепите навыки решения задач.Обратите внимание на доску, здесь написаны новые для вас понятия, с которыми познакомитесь в течение урока.

(на доске написаны слова:: «эндемики» , рачки -эпишура , голомянка - живородящая рыба,тектонический разлом)
А теперь, откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока. Перед вами контурная карта, ваша задача ее заполнить в течении урока.

Ребята, сегодня на уроке, вы должны будете ответить на вопрос (проблема, написанный на доске):


^ Почему озеро Байкал уникально и является великим памятником природы, которому нет равного на земном шаре?


Учитель математики: Многим ребятам было дано опережающее задание.

Кто нам скажет, что такое озеро?

^ Ученик: Озеро - это впадина в земной коре, которая заполнилась водой и не имеет прямой связи с Мировым океаном.

Учитель географии: Хорошо! А теперь, скажите, какое из этих трех контуров озер является Байкалом? (демонстрируется фрагмент 3-х контурных карт).

Как вы догадались, что именно это озеро Байкал?

^ Ответ ученика: Так как только озеро Байкал вытянуто в длину и располагается в тектоническом разломе земной коры - впадине.

Космический снимок.

Учитель математики: Ребята, а кто знает, как и примерно когда оно образовалось?

Ученик: Озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире. Его глубина 1637м /учитель записывает на доску/. Оно расположено в глубокой впадине земной коры и образовалось в результате землетрясения около 25 млн.лет назад. Ученые, доказали, что Байкал никогда не состарится, он является зарождающимся океаном. Площадь озера 31,5 тыс.км2, это 8 по величине поверхности озеро в мире.

^ Учитель географии: Дополнения о том, что через млн. лет при сильнейшем землетрясении материк Евразия может расколоться на 2 части по разлому озера Байкал.

Ребята! А кто знает, как озеро получило свое название?

Ученик: В далеком прошлом, народы, населяющие берега озера Байкал, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы называли его “Бэйхай” - “Северное море”, эвенки - “Ламу” - “Море”, бурят-монголы “Байгаал-далай” - “большой водоем”. Происхождение названия “Байкал” - точно не установлено. Наиболее распространенная версия, что “Байкал” - слово тюркоязычное, происходит от “бай” - богатый; “куль” - озеро, что значит “богатое озеро”. Первые русские путешественники называли его “Байгаал”, но постепенно буква “г” заменилась на “к” - более привычное для русского языка.

^
Учитель географии: Ребята, докажите, что озеро Байкал- уникально по запасам пресной воды.


Ученик: Так как озеро Байкал самое глубокое, значит оно самое крупное хранилище пресной воды на планете; в его котловине находится около 20% Мировых запасов пресных вод Земли.

^ Учитель географии: Молодцы ребята! Интересны были ваши сообщения. А чем же еще уникален Байкал? Далее, в ходе урока мы с вами это выясним, доказывая математическим расчетами.

(Демонстрируется фрагмент фильма “Байкал”).

^ Учитель математики: В Сибири говорят : «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность. Это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно на глубине 3-4 м. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.


При толщине льда равной 35см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый и левый берег.

Байкал может промерзать при больших морозах от 1,3 м до 2,5 м

.

Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев

Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, это полынья длиной 3 – 5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8 –12 тысяч водоплавающих птиц.

Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом “спрятана” буква, входящая в его название.



А чем еще уникален Байкал?

^ Учитель географии: Еще один интересный факт - это реки. Ребята, а что вы знаете о реках Байкала?

Ученик: В него впадает много рек, их 336.

Учитель математики: А сколько точно, вы узнаете , выполнив правильно следующие действия:

(Схема № 2)
Задача 1.

((545²-1)· 4)/(275²- 271²)





Ответ: 544реки., оказывается, что 208 рек не были учтены, т.к. их длина не превышала 4км.

Ребята, а знаете ли вы, сколько рек из него вытекает?

^ Ученик: Да - это единственная река Ангара.

Учитель географии: Молодцы! Правильно! Об этой реке древние жители сложили легенду. Послушайте ее. Будьте внимательны, после легенды вам предстоит решить математическую задачу.

Звучит легенда:

“ В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее не было на Земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью темна-темнее тучи. И кто бы не ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко.

Они говорили:

- Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело небо от горя, звери в страхе разбежались, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

-Отец, я умираю от жажды, прости меня, и дай мне хоть одну капельку воды... .

Байкал гневно кинул:

- Я могу дать только свои слезы!... .

Тысячи лет течет Ангара в Енисей, водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скале, которую Байкал бросил вслед дочери, сегодня дали название.

^ Учитель математики: А какое, вы узнаете, проведя  математическую разминку. Под правильным ответом “спрятана” буква, входящая в его название: 1ряд-решает 1-5 задание, 2ряд - 6-10задание; 3ряд - 11-15задание.(на доске заранее написаны примеры, ответы закрыты “перевернутыми буквами”). Время у вас - 2 минуты.


^ СХЕМА № 3.


1.
Ш     +   =100                                           10. К ( а + 5)² при а=0 (25)


2.
А 354²-353²=707

                                                                             11.
А 101 *(:)

3.
М   х²-4=0

Меньший корень уравнения                              12. Н больший корень уравнения х²- 6 =3

                                                                                          х = 3
х=-2

4.
А ( 51²-50²) :   =707                                       13. Е 8² + 6² - 5² = 75

5.
Н  х³-27=0

Корень уравнения   х=3                                     14. М  = - 2

6.
С  2,3 *(-1,6) + 7,7*(-1,6) =  -16                   15. Ь 3х- 1 при х = -  (-1,5)

7.
К  225 -30х +х² при х=10   (25)


8.
И  (х +5)²: (х²+10х +25)=1


9.
Й  а²- 4 при а=2 (0)

707

100

3

- 2

-1,5

75

1

25

- 16

0

А

Ш

Н

М

Ь

Е

И

К

С

Й




Ответ: Шаманский камень.

Ребята, а знаете ли вы, что длительное время была угроза уничтожения этого камня. Как вы думаете, что бы произошло если его уничтожили?

Ученик: Я думаю, если бы взорвали Шаманский камень , то очень сильно пострадали бы растения и животные этого озера, были бы затоплены многие селения.


Учитель географии: А сколько островов на Байкале?

Учитель математики: А мы сейчас это узнаем!

Решение задач: 1 группа:

 Масса 15 одинаковых деталей составила 37,5 кг. Какова масса 12 таких деталей?

2 группа: 

За 2 дня скосили 224 га луга. В первый день скосили 156,8 га. Сколько % всей площади луга скосили во второй день?


^ Учитель математики: Ребята, но это еще не все уникальные особенности природы озера Байкал. А чем же он еще знаменит?

Ученик: Наверное тем, что в озере обитает много различных растений и животных.

Учитель географии: Да, конечно же - это уникальная флора и фауна Байкала. В фауне Байкала представлены почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. Из 2635 известных видов и растений озера, почти 2/3 - эндемики - те, которые не встречаются больше нигде в мире (обращают внимание на доску). Поэтому Байкал можно считать одним из географических центров происхождения биологических видов. А кто знает, какие животные обитают в озере?

Ученик: Я знаю, что в озере водится много рыб, такие как байкальский омуль, сиг, хариус, налим, таймень. Очень интересная рыба- голомянка- прозрачная, состоит из жира , не имеет чешуи, сквозь нее можно читать газету.

Голомянка - живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детёнышей, которые погибают при температуре выше +10 С. Живет она на глубине 200-700 м.

В голомянке так много жира, что мёртвая она не тонет, а плавает на поверхности. Если шторм  выбрасывает ее на берег, она тает на солнце, оставляя жирное пятно.

 В годы ВОВ люди собирали мёртвую голомянку и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и как лечебное средство для раненых.

А хвост голомянки настолько прозрачен, что через него можно читать текст, написанный жирным шрифтом!

 Есть в озере и байкальский тюлень, или нерпа (сообщение)

^ Учитель математики: Ребята, ставлю перед вами следующую задачу:

“Вид какой очень ценной рыбы водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд”.

(На партах раздаточный материал, схема №4)


Учитель проверяет правильные ответы. И так по вертикали в выделенном столбце читаем правильный ответ -
^ Осетр.

А чем интересны осетровые?

Учитель географии: Осетровые - деликатесная белая рыба. Длина осетра достигает 2м, а средний вес -13,5 кг.

Учитель математики: В 1823г. улов осетра составлял 1000 пудов. Вычислите, сколько кг в 1000 пудах? (схема № 5 - решает 1 ряд)

Ответ : 1 пуд - 16,4кг

1000 пудов - 16 400кг


2 ряду задача: “Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 руб. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 руб за пуд. Какой % прибыли получал промышленник?

Ответ :
%; % = 200%

Сверяют ответы.

Ребята, но как вы думаете, все ли так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда?

Ученик: Я думаю нет, т.к. в наше время все и озера очень сильно загрязнены человеком, мне кажется что и на Байкале существует экологическая проблема.

^ Учитель географии: Да, ты совершенно права. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя всех; начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. А что происходит с животными на озере?

Ученик: Я знаю, что несколько лет назад какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые не знают до сих пор причину этой болезни.

^ Учитель математики: Да, в 1987г из 70 000 нерп, обитающих в Байкале погибло 10%. Сколько это нерп, подсчитайте?

Ответ : 7000 нерп.

Учитель географии: В начале нашего века после появления Транссибирской магистрали резко ухудшило состояние флоры и фауны, вырубили лес, уничтожили соболя, снизилось численность лося, марала и др.

30 лет назад на Байкале построен ЦБК. Это самый крупный загрязнитель озера. Уже долгое время экологи г. Иркутска ведут борьбу с различными министерствами и ведомствами о закрытии комбината. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадает много отравляющих веществ.

Ребята, скажите, а как вы думаете, страдает ли местное население?

^ Ученик: Я думаю, что страдают и люди. Они , наверное, начинают больше болеть и чаще умирать.

Учитель математики: Да, конечно, такая острая экологическая ситуация тяжело отразилась на здоровье населения.

Ребята, обратите внимание на график.


(учитель математики дает анализ графиков). Как мы видим, природа мстит человеку, губя и убивая его самого. Надо беречь нашу природу, она
“Матушка Земля”.

^
Учитель географии: Итак, ребята, мы заканчиваем наш урок, но вам предстоит ответить на  ряд вопросов. Но вопросы для себя вы выберете сами. Дети вытягивают карточки с опорными словами и коротко формулируют то, что они узнали на уроке по этому поводу.

1.        Байкал

2.        1 637 м

3.        Голомянка

4.        Ангара

5.        Енисей

6.        Рачок-эпишура

7.        636 км

8.        Жемчужина

9.         Сибирь

10. 25 млн. лет

11. Шаман-Камень

12. Глубина 40 м

 Итог урока

- Учитель м. читает стихотворение о Байкале.

- У.Г.Надеюсь, что после этого урока вы поняли, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь и охранять эту красоту!


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели "Точных наук"

Неделя математики, физики и информатики.Дата проведения: 8-13 декабряПредметная областьУчительКлассМероприятияДата      МатематикаСухихА.Я.Денисова О.В.5  Калья...

Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Фотоотчёт.

Фотоотчёт о некоторых  проведённых мероприятиях в рамках предметной недели...

Материалы для проведения Недели точных и естественных наук. Математический бой.

Игра "Математический бой" - заключительное мероприятие предметной недели....

Открытие недели точных и естественных наук

Открытие недели точных и естественных наук...