Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами". Урок - путешествие по озеру Байкал.
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.
Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России", презентация о Байкале;
таблицы; атласы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 399.95 КБ |
раздаточный материал | 236.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок по географии и алгебре.
Тема урока: "Путешествие по озеру Байкал".
Обобщение но теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами".
География:
- Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России.
- Знакомство с новыми терминами и понятиями.
- Формирование образного представления об уникальной природной жемчужине России и всей планеты - озере Байкал; расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала.
- Разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала.
- Дать учащимся представление о значении озера Байкал и возможностях его использования человеком.
- Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации и составления опорного конспекта.
Алгебра:
- Обобщить знание об арифметическом квадратном корне.
- Продолжить формировать алгоритм решения квадратных уравнений, решения дробных уравнений.
- Развивать вычислительные способности учащихся через решение экологических проблем озера Байкал с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.
Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России", презентация о Байкале;
таблицы; атласы.
1.Организационный момент. Постановка целей и задач.
2.Путешествие по озеру Байкал.
Учитель географии:
Эпиграф .(слайд 1)
В горах Южной Сибири довольно много озер, но самым замечательным озером, "Чудом природы во всех отношениях" является Байкал. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой, как великое сибирское озеро Байкал! Недаром его включили в объект «Мирового наследия» (слайд 2)
(слайд 3)
Первооткрывателем жемчужины Сибири был казацкий пятидесятник Курбат Иванов в 1643 г. Он первый оценил озеро с экономической и стратегической точки зрения. Ему был поставлен памятник. (слайд 4)
- Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете об озере Байкал?
Байкал – это озеро превосходной степени: (слайд 5)
1. Самое глубокое -1637м;
2. Средняя глубина 730м;
3.Самое большое количество эндемиков флоры и фауны.
Озеро Байкал самое большое пресное озеро в мире. Объем воды составляет 23 000 км3 . Его в Сибири называют "морем". Воды в нем больше, чем в Балтийском море.
Учитель математики:
Много экспедиции до сих пор изучают Байкал, настолько он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером и одновременно повторим правила действий с рациональными числами, пропорции и проценты.(слайд 7)
Учитель географии:
В Сибири говорят: "Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал". Только увидев это озеро своими глазами, вы прочувствуете его красоту и уникальность.
Учитель географии:
Байкал богат своими достопримечательностями. Одна из них - острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их 22, и только в 1976 году, после тщательных подсчетов окончательно установили их количество.(слайд 8)
Учитель математики:
Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот вопрос Вы узнаете, решив квадратное уравнение (слайд 9)
Задание №1.
х2 – 60х+900 = 0 Ответ: 30. (слайд 10)
Учитель географии:
Громадная масса воды оказывает влияние на климат прибрежных районов, приближая его к морскому. Температура января -17 С, июля +16 С, А=31 . Резкие различия в температурах и давлении воздуха над Байкалом и прилежащими к нему хребтами вызывают возникновения ветров исключительной силы. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному: верховик, баргузин, култук. Эти ветры продувают озеро из конца в конец. (Слайд 11)
Учитель математики:
Но есть еще один ветер, название которого вы сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления. (слайд 12)
Задание №2. Каждая буква этого названия "спрятана" под ответом, который Вы должны найти, решив примеры.(слайд 13,14)
Учитель географии:
Да, этот ветер называется сарма. Он образуется в Сарминском ущелье в районе поселка Сарма. Его скорость достигает 40 м/с. Это ураганный ветер. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал. (слайд 15)
На следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о реках. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. А вы знаете сколько рек впадает в озеро? Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число 336. Однако постоянно работающими экспедициями это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а гораздо больше!
Учитель математики:
Сколько рек впадает в озеро Байкал мы узнаем, решив дробно- рациональное уравнение.
Задание 3.
(слайд 16)
Ответ: 544.
Учитель географии:
Это число назвал Бояркин в 1964 году. Из них:
6 рек крупных:
117 - свыше 10 км; 132 - до 4 км;
Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 руки, с западного - 220 рек. А какая река вытекает из озера? (слайд 17-19)
Очень интересен и своеобразен органический мир Байкала.
В Байкале обитает 1085 видов растений ,1550 видов животных, в озере обитает 52 вида рыб, относящихся к 12 семействам:осетровые.лососевые,хариусовые,карповые,тресковые,окуневые и т.д. (слайд 20-22)
75% обитателей Байкала –эндемики.
Среди них байкальский рачок Эпишура –веслоногий рачок, длиной до 5 мм, представитель планктона, встречается по всей глубине. Именно ему обязан Байкал своей исключительной чистотой ,т.к. рачок успевает за год раз десять .а то и больше профильтровать всю байкальскую воду.(слайд 23)
Еще один эндемик - рыба голомянка. Она сплошная загадка. Небольшая полупрозрачная рыбка с радужным отливом, она на половину состоит из жира, который считается целебным, чудо ее заключается в том, что она живородящая рыба.(слайд24-25)
Промысловое значение имеет байкальский омуль (слайд 26)
Учитель математики:
Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Задание №4.
(слайд 27)
1. Расстояние от начала отсчёта до точки, изображающей число. 2. Число, стоящее над дробной чертой в дроби. 3. Один из компонентов деления. 4. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. 5. Решить уравнение, значит найти его.
Ответы: I Модуль. 2. Числитель. З.Делимое. 4.Масштаб. 5.Корень. По вертикали в выделенном столбце читаем ОСЁТР.(слайд 28)
Кроме рыб в озере водится единственное млекопитающее - нерпа.(слайд 29-30)
Учитель географии:
Байкал - это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. «Вели прислушаться на мгновение, стоя на льду то можно услышать, как гудит и стонет Байкал».
Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 м, а воде на глубине 12-40 м. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.9слайд 31-32)
Учитель математики:
Решим задачу.
Задание №5. Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях - 15-20 см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?
Выполним вычисления с помощью блок-схемы /на партах раздаточный материал/:
Сколько это в сантиметрах? (слайд 33)
Ответ: 35 см.
Учитель географии:
При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым. ( слайд 34)
Заметим, что Байкал может промерзнуть при больших морозах на толщину от 1,3 м до 2,5 м. Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре- ноябре, а таять льды начинают в апреле-мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, - это полынья длиной 3-5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тысяч водоплавающих птиц. (слайд 35)
Учитель математики:
Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку.
Задание №6. Под правильным ответом "спрятана" буква, входящая в его название. (На доске заранее написаны примеры, ответы закрыты перевернутыми буквами.) (слайд 36)
(слайд 37)
Учитель географии:
Это место называется Шаманский камень. (слайд 38)
В тайге прибайкальских хребтов, как и в Забайкалье, ведутся лесозаготовки, объем которых увеличивается в связи со строительством на Байкале целлюлозно-бумажных комбинатов. Освоение природных ресурсов бассейна Байкала привело к ухудшению качества воды этого уникального озера.
30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат БЦБК. Это самый большой загрязнитель озера. Из 41 предприятия в бассейне Байкала он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов города Иркутска с различными министерствами и ведомствами о закрытии этого комбината или его перепрофилировании в экологически чистое предприятие. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадают такие отравляющие вещества, как сульфаты - 5870 т, хлориды - 3320 т, фенолы - 0,32 т, азот аммонийный - 62,3т, ртуть - 6 кг, алюминий - 3,3 т и многое другое.
Учитель географии: Даже за рубежом знают о бедственном положении Байкала, о том вреде, который наносит БЦБК. Проблемами Байкала занимается всемирная экологическая организация "Гринпис". У нас в стране тоже пытаются решить эти проблемы. (слайд 39)
"Пути решения проблем.» Какие вы можете предложить пути. (слайд 40-41)
Учитель географии: Будущее Байкала в ваших руках. Именно ваше поколение будет создавать новые безотходные технологии, которые не будут наносить вред природе и человеку. Будем надеяться, что еще многие поколения будут любоваться этим чудом природы - озером Байкал.
Этот урок мы хотим закончить словами М.Пришвина.
3. Обобщение. Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
Бинарный урок по географии и алгебре.
Тема урока: "Путешествие по озеру Байкал".
Обобщение но теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами".
Задание №1. Сколько же островов на Байкале?
х2 – 60х+900 = 0
Задание №2 Но есть еще один ветер, название которого вы сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления.
Задание №3 Сколько рек впадает в озеро Байкал?
Задание №4
1. Расстояние от начала отсчёта до точки, изображающей число. 2. Число, стоящее над дробной чертой в дроби. 3. Один из компонентов деления. 4. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. 5. Решить уравнение, значит найти его…
Решим задачу №5
Задание №5. Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях - 15-20 см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?
Выполним вычисления с помощью блок-схемы /на партах раздаточный материал/:
Сколько это в сантиметрах?
Сегодня на уроке я запомнил….
Сегодня на уроке я узнал……
Сегодня на уроке мы повторили…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"
Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"...
Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений" (презентация0
Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений" (презентация к уроку)...
Обобщающий урок по теме «Решение квадратных уравнений».
Урок в 8 классе. Посвящён повторению и обобщению материала по теме "Способы решения квадратных уравнений". Предваряет контрольную работу по данной теме. Содержит интересные задачи по изученной т...
Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"
Систематизация полученных знаний по теме "Квадратные уравнения",обучение нестандартному решению квадратных уравнений....
№70-71 обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений при помощи формул" 8 класс
Карточка плана-конспектаТема и номер урока в теме№ 70-71 обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений при помощи формул"ПредметМатематикаКласс8Базовый учебникАлимов Ш. А. и др...
Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений "
учебно-методическая разработка...
Обобщающий урок по теме «Решение квадратных уравнений».
РАЗРАБОТКА УРОКА УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ ГОРБУНОВОЙ Н.А....