Потребитель в экономике
методическая разработка по информатике и икт (9, 10 класс) на тему

Шеховцова Елена Сергеевна

Разработка на тему «Потребитель в экономике» содержит технологические карты трех занятий: «Что такое бюджет», «Сбережения и вклады», «Потребительский кредит», приложения – таблицы и тестовые задания. Для всех трех занятий разработана одна презентация, которая содержит минимум текста, организационные диаграммы. Каждое занятие содержит этап актуализации знаний, которые проводятся в форме рефлексивного теста или эвристической беседы, этап «экономическая лаборатория», в ходе которой рассматриваются жизненные ситуации, разбираются способы и формы решения с привлечением азов математики и программных средств. Домашнее задание привлекает личный опыт обучающихся, побуждает к поиску информации, ее систематизации и обобщению. Все занятия являются интегрированными. Занятие «Что такое бюджет» проводится совместно с учителем обществознания, занятия «Сбережения и вклады» и «Потребительский кредит» совместно с учителем математики. При изучении темы применяется системно – деятельностный подход. В результате использования подобных форм работы ученики овладевают необходимыми навыками и осваивают сложный для понимания материал. При этом у них не возникает ощущения излишней наукообразности предмета, не падает интерес к экономике, так как они видят, что изучаемая наука не «что-то оторванное от жизни», а то, что позволяет объяснить те вещи, которые кажутся очевидными или, наоборот, парадоксальны¬ми. Кредитно-финансовая сфера в силу своей специфики обладает уникальной способностью оказывать активное влияние не только на экономическую жизнь общества, но и на массовое экономическое сознание, переводя общие идеи, цели и ценности рыночного хозяйства на уровень личностных ценностей и установок. Перечень ключевых понятий: бюджет, альтернативная стоимость, сложные проценты, страхование, ликвидность, расходы, финансовые цели, годовая ставка платы за кредит, кредит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1. Что такое бюджет.

Цели деятельности

учителя

Создать условия для получения и закрепления экономических знаний по изучаемой теме

Термины и понятия

Бюджет, планирование бюджета, альтернативная стоимость

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

Познавательные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; установление причинно – следственных связей, построение логического рассуждения, умозаключения, понимание и использование экономических средств наглядности.

Регулятивные: принятие и сохранение учебных задач, способность к рефлексии.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление познавательного интереса к изучению предмета.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); групповая (Г); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

таблица «Планирование бюджета»;карточки с экономическими утверждениями; презентация «Потребитель в экономике»

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить уровень сформированности экономических знаний, интуитивных представлений

Тема занятия «Что такое бюджет». Большинство понятий, которые будут использованы на занятии, вам знакомы.

(Г) На слайде и на карточках представлены термины и определения. Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки. (Слайд 2, Приложение 1-1).

(Ф)Определим основные проблемы, которые решает для себя потребитель (обсуждение с учащимися).

В ходе беседы необходимо сформулировать следующие вопросы:

- каковы могут быть источники личного богатства?

-каким образом личный бюджет, услуги банков, страховых компаний и использование кредита помогают людям получить больше товаров и услуг за их деньги?

-как лучше всего сделать разумный выбор товара?

-как государство и общественные организации защищают права потребителей?

II этап. Мотивация к деятельности.

Формирование регулятивных и коммуникативных УУД

(Ф, Г) Попробуйте затратить несколько минут и подсчитать, сколько денег в месяц истрачено на новые игры, диски, пирожки, мороженое, новую обувь и одежду, другие необходимые вещи. Возможно вас удивит величина полученной суммы. Столько примерно денег вы и ваши друзья тратят, а следовательно, вкладывают в развитие экономики страны. Рекламные агентства тратят массу времени и миллионы рублей для создания рекламы, способной привлечь ваше внимание. Те деньги, которые тратите вы и ваши друзья, делают вас потребителями, играющими существенную роль в экономике (Слайд 3).

Задание 1. С ростом общего уровня потребления соотношения затрат на различные типы товаров меняется. Затраты на некоторые товары возрастают,  а на другие уменьшаются. Скажите, как можно объяснить тенденцию в отношении каждого из следующих товаров:

а) расходы на пищу, одежду, домашнее хозяйство в процентном отношении к общему количеству расходов потребителей уменьшаются; (увеличение доходов потребителей)

б) расходы на жилье, медицинское обслуживание, транспорт и путешествия в процентном отношении к общему количеству расходов потребителей растут.

III этап. Экономическая лаборатория

Формирование познавательных и регулятивных УУД

Перед тем как приобрести что-либо, вы должны сделать две вещи. Во-первых, заработать деньги, во-вторых, решить, как потратить заработанные деньги. Существует два пути получения доходов: зарабатывание денег и получение дохода от использования уже имеющегося богатства.

Количество и ценность вещей, которые мы можем приобрести на свои деньги, зависят от величины нашего дохода и от того, насколько разумно мы его используем.

Задание 2. Представьте себе две семьи, Ивановых и Петровых, каждая из которых состоит из пяти человек и имеет примерно одинаковый доход. Семья Ивановых тратит деньги сразу же по их получении, покупая те вещи, которые захочет в данный момент. Петровы, напротив, заранее очень тщательно планируют свои расходы и сбережения. Когда ее члены собираются сделать крупную покупку, они сравнивают качество различных типов этого товара и их цены и только после этого делают свой выбор.

Почему семья Петровых за те же деньги получает товаров больше и лучшего качества, чем Ивановы? (Члены семьи Петровых обдумывают свои покупки и планируют их заранее, поэтому они лучше используют свой доход, чем Ивановы, которые тратят деньги беспечно).

Эффективно использовать свои доходы поможет умение вести личный бюджет.

Упражнение «Планирование бюджета».

(И)В этом упражнении вы спланируете такой бюджет, который лучше всего устроит именно вас. В вашем бюджете должны быть предусмотрены и ваши нынешние, и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните следующую таблицу (Приложение 2-1).

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия

Регулятивные УУД

(Ф)Хотя существует столько способов составлять бюджет, сколько людей используют его для ведения своих дел, обычно этот процесс включает три основные фазы: постановку финансовых целей, оценку доходов и планирование расходов.

Бюджет, который вы сейчас составили, очень простой. По окончании вашего образования у вас наверняка будут большие доходы и большие расходы.

Задание на дом:

а) на отдельном листе бумаги перечислите дополнительные расходы, которые, по- вашему мнению, у вас появятся, когда вы будете взрослыми.

б) подумайте, какой образ жизни вы бы хотели вести через 10 лет. Используя таблицу (Приложение 3-1), составьте бюджет, который будет соответствовать вашим склонностям. (Цены и зарплату в стране будем считать неизменными)

в) используя соответствующий раздел местной газеты и рекламу в интернет, определите, во сколько вам обойдутся жилье, машины и другие крупные траты.

г) какой доход вам будет нужен, чтобы сбалансировать ваш бюджет? Посмотрите список профессий и зарплат  в Интернете. Обеспечит ли ваше образование и будущая карьера тот образ жизни, который вы собираетесь вести?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-оцените свою работу

-назовите самых активных учащихся на уроке

(И) -оценивают свою работу на уроке

      -называют, кого за урок можно оценить на «отлично»

(И) Домашнее задание: Приложение 3.

Приложение 1-1

Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки

  1. Бюджет
  2. Сложные проценты
  3. Потребление
  4. Закон Энгеля
  5. Страхование
  6. Ликвидность
  7. Расходы
  8. Финансовые цели
  9. Годовая ставка платы за кредит
  10. Лозунги
  11. Право на безопасность и право выбора
  12. Кредит

А) Слова и предложения, используемые для рекламы, звучат внушительно, но значат мало или совсем ничего

Б) Главные идеи законопроекта «О правах потребителя»

В) Для достижения этого необходим бюджет

Г) Трата денег

Д) Экономический принцип, определяющий соотношение затрат на товары первой необходимости и предметы роскоши в зависимости от величины дохода

Е) Годовой процент, под который дается займ

Ж) Покупка или использование товаров и услуг

З) Возможность купить сейчас, а заплатить позднее

И) Рассчитывается с учетом основного вклада и накопившихся процентов

К) Финансовый план, суммирующий доходы и расходы

Л) Легкость обращения сбережений, акций и других вкладов в наличные деньги

М) Финансовая защита на случай увечья, болезней, смерти, пожара и


Приложение 2-1

Упражнение «Планирование бюджета».

В этом упражнении вы спланируете такой бюджет, который лучше всего устроит именно вас. В вашем бюджете должны быть предусмотрены и ваши нынешние, и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните следующую таблицу 

Недельный бюджет

Ожидаемы доходы __________

Ожидаемы расходы

Деньги от родителей__________

Фиксированные расходы

Заработок                     ________

(например, плата за завтраки)

Другие доходы            ________

___________________________

___________

___________________________

___________

___________________________

___________

(1) Всего фиксированных расходов

                       

___________

Вещи, которые вы хотели бы купить (переменные расходы: сладости, диски и т.д.)

_________________________

___________

__________________________

___________

__________________________

___________

(2) Всего переменных расходов

___________

Всего расходов (1)+(2)

___________

Планируемые сбережения

___________

Итого: Доходы______________

Итого: Расходы + сбережения

___________

1. Проверьте, равен ли ваш планируемый доход планируемым расходам вместе со сбережениями.

2. Если нет, то подумайте, чем можно пожертвовать, чтобы сбалансировать ваш бюджет. (Как использовать понятие альтернативной стоимости?)

Семейный бюджет. Месячные расходы                                                            Приложение 3-1.

Еда:

Бакалея

_____________

Прочее

_____________

Жилье:

Коммунальные услуги

_____________

Страховка

_____________

Эксплуатационные расходы и текущий ремонт

_____________

Прочее

_____________

Транспорт:

Плата за машину (кредит)

_____________

Бензин и масло

_____________

Эксплуатационные расходы

_____________

Одежда:

Новые покупки

_____________

Химчистка(прачечная)

_____________

Медицинское обслуживание:

Лекарства

_____________

Уход за зубами

_____________

Личные нужды:

Краманные расходы

_____________

Развлечения

_____________

Отдых

_____________

Книги, диски

_____________

Интернет

_____________

Прочее

_____________

Налоги:

Налог на собственность

_____________

Налог на землю

_____________

Сбережения

_____________

Страхование

Страхование жизни

_____________

Итого

_____________

Общий месячный доход

_____________

Излишек или дефицит

+ или -

_____________


Занятие 2. Сбережения и вклады.

        Цели деятельности

учителя

Создать условия для получения и закрепления экономических знаний по изучаемой теме

Термины и понятия

Сложные проценты, надежность, величина ссудного процента, ликвидность, страхование

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

Познавательные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; установление причинно – следственных связей, построение логического рассуждения, умозаключения, понимание и использование экономических средств наглядности.

Регулятивные: принятие и сохранение учебных задач, способность к рефлексии.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление познавательного интереса к изучению предмета.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная(Ф); групповая(Г); индивидуальная(И)

Образовательные ресурсы

-карточки с экономическими утверждениями; презентация «Потребитель в экономике. Занятие 2», компьютеры учащихся, компьютер учителя, ЭТ MS Excel.

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить уровень сформированности экономических знаний, интуитивных представлений

Слайд 5. (Ф - И) Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, истинное оно или ложное. Если оно ложное, то скажите почему или объясните, как можно изменить данное утверждение, чтобы оно стало истинным (Приложение 1-2).

II этап. Мотивация к деятельности.

Формирование регулятивных и коммуникативных УУД

(Ф) Слайд 6. «По сберегательной книжке, выданной нашим банком, вам заплатят самый высокий процент…»

«Вы уверены, что не забыли заглянуть в наши депозитные сертификаты?..»

«Почему бы вам не вложить средства в наш фонд денежного рынка?..»

Вы когда-нибудь замечали, сколько различных банков и других финансовых организаций хотели бы хранить ваши сбережения? Практически каждый день мы видим рекламу разных сберегательных и страховых компаний по телевизору, в газетах, на улице и т. д.

Скорее всего, вы запутаетесь во всех этих призывах и обещаниях, но это тем не менее не должно помешать вам делать сбережения. Сбережения один из наиболее важных способов использования доходов. Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные вещи, лучше справляться с возможными неприятными неожиданностями типа потери работы, болезни или неустроенности своего положения в старости.

Так же как перед крупной покупкой стоит походить по магазинам, нелишне подумать и сравнить места, где можно сберегать деньги. Прежде всего надо учитывать надежность, величину ссудного процента и ликвидность. (Слайд 7).

Задание 1. Перед вами три текста, характеризующие свойства вклада. Прочитайте их и определите, о каком свойстве (надежность, величина ссудного процента или ликвидность) идет речь в каждом из текстов.

 (Приложение 2-2)

Учащиеся читают тексты, проводят соответствие понятий, по каждой категории проводится беседа – рефлексия.

При обсуждении надежности необходимо добавить, что в настоящее время государственные банки России обеспечивают страховку, которая гарантирует сохранность сбережений на сумму до 700 тысяч рублей.

При обсуждении ссудного процента ввести понятие «норма прибыли» - плата за возможность использовать ваши деньги, которые вы вложили.

При обсуждении понятия ликвидность, отметить, что за ликвидность приходится платить: чем легче можно получить деньги по вкладу, положить на счет или взять ссуду, тем меньший процент платят банки по этим вкладам.

III этап. Экономическая лаборатория

Формирование познавательных и регулятивных УУД

Большинство банковских учреждений предлагает начисление сложных процентов. Это означает, что процентный доход за каждый последующий период рассчитывается на сумму основного вклада с учетом накопившихся процентов.

Экономическая лаборатория «Расчет суммы вклада».

Некий гражданин  собирается открыть в банке счет на сумму 10 000 рублей под 14,4% годовых. По вкладу «А» банк производит перерасчет процентов только один раз в год. По вкладу «Б» исчисляются сложные проценты каждый месяц. Определите, какой из вкладов «А» или «Б» является для гражданина более выгодным (ликвидность не учитываем).

Расчет проводится в электронных таблицах Excel. (Приложение 3-2)

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия

Регулятивные УУД

Определите, о каком понятии идет речь:

-рассчитывается с учетом основного вклада и накопившихся процентов (сложные проценты);

-легкость обращения сбережений, акций и других вкладов в наличные деньги (ликвидность).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-оцените свою работу

-назовите самых активных учащихся на уроке

(И) оценивают свою работу на уроке

(Ф) Домашнее задание: используя рекламную информацию в Интернете или буклеты, выберите 2-3 вклада одного банка или по одному вкладу 2-3 банков, проведите расчет прибыли за год, проведите сравнение, сделайте вывод о прибыльности и ликвидности каждого вклада. Результаты оформите в виде таблицы.

Приложение 1-2

Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, истинное оно или ложное. Если оно ложное, то скажите почему или объясните, как можно изменить данное утверждение, чтобы оно стало истинным.

1) Бюджет сбалансирован, когда запланированные расходы больше предполагаемого дохода.

2) У человека есть два источника получения доходов: собственность и труд.

3) Зарплата – это пример получения дохода от богатства

4) То, насколько хорошо мы живем, определяется исключительно нашим доходом.

5) Вещи, которые вы исключили из вашего бюджета, чтобы сбалансировать его, представляют собой альтернативную стоимость покупок, которые вы сделали

6) Цель рекламы – увеличить предложение товаров и услуг, а не спрос.

Приложение 2-2

Перед вами три текста, характеризующие свойства вклада. Прочитайте их и определите, о каком свойстве (надежность, величина ссудного процента или ликвидность) идет речь в каждом из текстов.

А: Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремление получить именно это. Этот доход образуется, когда кто–нибудь другой получает возможность использовать ваши деньги и платит вам за это определенную сумму.

Б: Это первое, о чем стоит подумать. Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящике письменного стола, но мы бы этого делать не советовали. Во-первых, скорее всего именно туда могут заглянуть младший брат или сестренка. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей.

В: Это свойство позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги.

Приложение 3-2.

Экономическая лаборатория «Расчет суммы вклада».

Некий гражданин  собирается открыть в банке счет на сумму 10 000 рублей под 14,4% годовых. По вкладу «А» банк производит перерасчет процентов только один раз в год. По вкладу «Б» исчисляются сложные проценты каждый месяц. Определите, какой из вкладов «А» или «Б» является для гражданина более выгодным (ликвидность не учитываем).

Начальная сумма вклада

10000

Доход по Вкладу "А":

=$C$1*0,144

Расчет по вкладу "Б"

 

Доход по вкладу "Б":

=B15-C1

Месяц

Сумма

 

 

 

1

=C1+C1*0,012

 

 

 

2

=B4+B4*0,012

 

 

 

3

=B5+B5*0,012

 

 

 

4

=B6+B6*0,012

 

 

 

5

=B7+B7*0,012

 

 

 

6

=B8+B8*0,012

 

 

 

7

=B9+B9*0,012

 

 

 

8

=B10+B10*0,012

 

 

 

9

=B11+B11*0,012

 

 

 

10

=B12+B12*0,012

 

 

 

11

=B13+B13*0,012

 

 

 

12

=B14+B14*0,012

 

 

 

Приложение 3-2.

Начальная сумма вклада

10 000,00р.

Доход по Вкладу "А":

1 440,00р.

Расчет по вкладу "Б"

 

Доход по вкладу "Б":

1 538,95р.

Месяц

Сумма

 

 

 

1

10120

 

 

 

2

10241,44

 

 

 

3

10 364,34р.

 

 

 

4

10 488,71р.

 

 

 

5

10 614,57р.

 

 

 

6

10 741,95р.

 

 

 

7

10 870,85р.

 

 

 

8

11 001,30р.

 

 

 

9

11 133,32р.

 

 

 

10

11 266,92р.

 

 

 

11

11 402,12р.

 

 

 

12

11 538,95р.

 

 

 

Занятие 3. Потребительский кредит.

        Цели деятельности

учителя

Создать условия для получения и закрепления экономических знаний по изучаемой теме

Термины и понятия

Кредит, годовая ставка платы за кредит

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

Познавательные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; установление причинно – следственных связей, построение логического рассуждения, умозаключения, понимание и использование экономических средств наглядности.

Регулятивные: принятие и сохранение учебных задач, способность к рефлексии.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление познавательного интереса к изучению предмета.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная(Ф); групповая(Г); индивидуальная(И)

Образовательные ресурсы

-карточки с экономическими утверждениями; презентация «Потребитель в экономике. Занятие 3», компьютеры учащихся, компьютер учителя, ЭТ MS Excel.

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить уровень сформированности экономических знаний, интуитивных представлений

Слайд 9. (Ф - И) Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, истинное оно или ложное. Если оно ложное, то скажите почему или объясните, как можно изменить данное утверждение, чтобы оно стало истинным

-Если займ дается под 2% в месяц, это значит, что он дается под 24% в год.

-Поскольку по депозитным сертификатам вкладчики получают от банков самый высокий процент, все должны хранить сбережения именно таким образом.

 (Ф) Обсуждение домашнего задания: трое учащихся представляют свое мини – исследование «Прибыльность и ликвидность вкладов».

II этап. Мотивация к деятельности.

Формирование регулятивных и коммуникативных УУД

(Ф) Что предоставляет нам возможность купить сейчас, а заплатить позднее? (кредит)

Потребительский кредит обеспечивает получение наличных денег, товаров и услуг в настоящий момент, в то время как платеж за них растянут на длительный период времени в будущем. В этом случае кредит позволяет воспользоваться покупкой еще до того, как за нее полностью уплачено.

 Слайд 10. Но при этом важно иметь в виду два условия предоставления кредита: во-первых, услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена, а во-вторых, и это главное, сумма кредита должна быть впоследствии полностью возвращена. Поэтому, когда вы решаете, взять ли кредит, важно выяснить, сколько этот кредит стоит и можете ли вы себе это позволить. После этого можно выбирать лучшие условия кредита.

Слайд 11. Стоимость кредита в разных финансовых учреждениях может не совпадать, так что нужно подумать перед тем, как что-либо подписывать. Федеральный закон требует, чтобы кредитор сообщил вам о полной стоимости кредита и о годовой процентной ставке платы за кредит(APR).

Стоимость кредита включает в себя проценты на исходную сумму кредита и другие платежи, в том чисел оплату услуг и страхование.

Годовая ставка платы за кредит представляет собой стоимость кредита, рассчитанную как процент от его суммы, выплачиваемый за один год. Например, если кто-нибудь одолжил вам деньги «только» под 2,5% в месяц, то годовые процентные отчисления составят целых 30% (2,5%*12 месяцев=30%).

Слайд 12. Предположим,  что Алексей Иванов занял 100 000 рублей под 10% годовых. Он согласился выплачивать сумму долга и проценты в 10 приемов ежемесячно. Рассчитайте годовые проценты отчисления по формуле:

APR=2∙m∙ch/P(n+1), где m- общее число платежей за год (12-если оплата производится ежемесячно, 52 – если еженедельно); ch – общая сумма процентов (цена кредита); P – общая сумма кредита; n – реальное число сделанных платежей. (Выполняется разбор решения задачи.)

III этап. Экономическая лаборатория

Формирование познавательных и регулятивных УУД

Сценка. «Как здорово звучит! Как будто сидишь на рок - концерте в первом ряду! Но эта штука должна стоить кучу денег. Где же ты достал деньги?»

«Я подрабатывал после школы, и в банке мне открыли кредитный счет. Теперь я должен только ежемесячно выплачивать нужную сумму».

«А в это время вся аппаратура уже твоя?»

«Точно».

«Почему ты такой мрачный?»

«Я только что заплатил по ежемесячным счетам по моей кредитной карточке».

«Ну и что?»

«Да я должен был заплатить больше, чем заработал за месяц. Ты знаешь, так легко тратить деньги, расплачиваясь этой маленькой пластмассовой штуковиной».

«А потом ежемесячный платеж может тебя доконать».

«Это точно»

Слайд 13. Как и все остальные вещи, кредит имеет свои сильные и слабые стороны.

Экономическая лаборатория «Посчитайте стоимость кредита» (Приложение 1-3)

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия

Регулятивные УУД

-С учетом только что проделанных расчетов скажите, как проще всего определить самый дешевый кредит.

-Какие недостатки вы видите при выборе самого дешевого кредита?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-оцените свою работу

(И) оценивают свою работу на уроке

Приложение 2-3

Экономическая лаборатория «Посчитайте стоимость кредита»

1. Что дороже, займ в 100000рублей, за который нужно выплачивать 9200 рублей ежемесячно в течение года, или тот же займ, за который нужно платить ежемесячно 3600 рублей в течение трех лет? В каком случае потребитель выберет более дорогой вариант?

2. Предположим, что Алексей, Ольга и Матвей приобрели в рассрочку по телевизору, стоящему 20000 рублей. Сколько он будет стоить каждому, включая стоимость кредита?

Цена кредита   Общая цена

а) Алексей платил 12 месяцев

 по 2400 рублей                                             ___________      _________

б) Ольга платила 1 год по 600 руб

 в неделю                                                       ___________      _________

в) Матвей платил 2 года по 1600руб

в месяц                                                           ___________       _________

3. Предположим, что вы хотите купить новую машину. Ее полная стоимость, включая все дополнительные расходы, -1 008 500 рублей. Продав вашу старую машину и добавив наличные, вы сможете заплатить 208 500 рублей. У вас есть возможность выбрать, где занять остальную сумму. Что вы выберете? Почему?

Место

Сумма займа, руб.

Срок выплаты (мес.)

APR (проц.)

Месячная плата (руб.)

Общая цена (руб.)

Дилер

800 000

36

18

30200,22

Банк

800 000

24

14

38000,00

Финансо-вая компания

800 000

48

27

27900,17


Список литературы и источников, которые использовались при разработке учебно-методических материалов.

1. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн. 2: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд.-М.:Вита-Пресс, 2000.

2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 9 класса-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Прикладная экономика: учеб. Пособие для учащихся старших классов: пер. с англ.-М.: «ПРИН-ДИ», 1993.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Потребитель в экономике Занятие 1. Что такое бюджет

Слайд 2

Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки Проценты Потребление Закон Энгеля Страхование Ликвидность Бюджет Сложные Расходы Финансовые цели Годовая ставка платы за кредит Лозунги Право на безопасность и право выбора Кредит А) Слова и предложения, используемые для рекламы, звучат внушительно, но значат мало или совсем ничего Б) Главные идеи законопроекта «О правах потребителя» В) Для достижения этого необходим бюджет Г) Трата денег Д) Экономический принцип, определяющий соотношение затрат на товары первой необходимости и предметы роскоши в зависимости от величины дохода Е) Годовой процент, под который дается займ Ж) Покупка или использование товаров и услуг З) Возможность купить сейчас, а заплатить позднее И) Рассчитывается с учетом основного вклада и накопившихся процентов К) Финансовый план, суммирующий доходы и расходы Л) Легкость обращения сбережений, акций и других вкладов в наличные деньги М) Финансовая защита на случай увечья, болезней, смерти, пожара и т.д.

Слайд 4

Потребитель в экономике Занятие 2. Сбережения и вклады

Слайд 7

На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений Свойства вклада Надежность Ссудный процент Ликвидность

Слайд 8

Потребитель в экономике Занятие 3. Потребительский кредит

Слайд 9

Давайте обсудим Если займ дается под 2% в месяц, это значит, что он дается под 24% в год. Поскольку по депозитным сертификатам вкладчики получают от банков самый высокий процент, все должны хранить сбережения именно таким образом.

Слайд 10

Условия предоставления кредита Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена Сумма кредита должна быть полностью возвращена

Слайд 12

Алексей Иванов занял 100 000 рублей под 10% годовых. Он согласился выплачивать сумму долга и проценты в 10 приемов ежемесячно. Рассчитайте годовые проценты отчисления по формуле: APR =2∙ m ∙ ch / P ( n +1), где m - общее число платежей за год (12-если оплата производится ежемесячно, 52 – если еженедельно); ch – общая сумма процентов (цена кредита); P – общая сумма кредита; n – реальное число сделанных платежей. Решение: m=12; ch=100000*0,1=10000;n=10 APR=2*12*10000/100000(10+1)= =0,218=21,8%

Слайд 13

Преимущества и недостатки кредита Преимущества -возможность немедленного получения товара или услуги -гибкость -безопасность -помощь в экстренных случаях -выявление честности и аккуратности клиента Недостатки -поощрение склонности к перерасходу средств -высокая стоимость -неэкономные покупки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ "ПОТРЕБИТЕЛИ"

"Хотите ль, не хотите ли, но все мы - потребители". И именно поэтому разработка по данной теме очень важна, так как на этом занятии учащиеся знакомятся с понятиями полезность, суверенитет потребителя,...

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

тест по теме экономике « Потребители», « Сбережения и потребительский кредит», «Фирмы, капитал, прибыль»

« Потребители», « Сбережения и потребительский кредит», «Фирмы, капитал, прибыль»...

Экономика потребителя

Данная разработка предназначена для 10-11 класса, в презентации представлены текст, схемы, иллюстрации и задание для организации самостоятельной работы с учебником ( указан в раделе "Литература"), мат...

Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...

Урок по экономике: "Потребители и производители"

Урок по экономике: "Потребители и производители"...

Экономика потребителя, экономика производителя.

Материал используется для  расширения и углубления знаний по теме....