ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебно-методический материал по алгебре на тему

Деянова Елена Алексеевна

Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей математики .

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Учитель математики

МБОУ Староюрьевской СОШ

Деянова Е.А.

Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений.

 Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья.

Учитывая это, можно предположить уместность использования разноуровневых тестов для формирования и контроля знаний на уроках математики.

Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

По сравнению с традиционными математическими заданиями, которые предусматривают запись действий и рассуждений, ведущих к ответу, тестовая форма предполагает задания, не требующие громоздких записей.

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы :

тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);

Пример 1.

Найди частное чисел 24 и 6.

Подчеркни правильный ответ. 30 4 18 40

Пример 2.

Отметь верное равенство.

44+32=66 2) 44+32=67

44+32=76 4) 44+32=12

тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Пример 3.

Впиши пропущенное число.

54=•• +4.

Пример 4.

Какое число является решением уравнения a : 3=6? Запиши ответ

Задания с выбором ответа, с одной стороны, дают возможность случайного угадывания ответа. С другой стороны, такие задания требуют от учащихся умения выполнять умственные операции анализа, сравнения, сопоставления и др. в разной последовательности и в разном сочетании, умения видеть за числовыми данными логические связи.

Задания открытого типа мало чем отличаются от традиционных, требующих решения и записи ответа. Отличие заключается лишь в том, что для оценивания результата выполнения предъявляется только ответ.

Можно выделить следующие методические советы, которых необходимо придерживаться при составлении тестов:

-основной текст задания содержит не более 8-10 слов;

-задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;

-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

-располагать тесты по возрастанию трудности;

-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;

-постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать угадывание ответа

-задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;

 -правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;

 -ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;

 -тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень С – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

 Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.

Тесты позволяют провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему, а также по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы как с отстающими, так и с успевающими.

К результатам использования разноуровневых тестов, как одной из дифференцированных форм работы можно отнести:

- повышение уровня мотивации учения;

- обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

- реализация желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- утверждение сильных учащихся в своих способностях;

- испытание успеха слабыми учениками, и соответственно создание стимула к дальнейшему учению.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.

На своих уроках я использую специальные логические упражнения (математические тесты) в процессе введения новых математических понятий, усвоения математической терминологии, формирования умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний и т.п., способствующие формированию и развитию интереса школьников к предмету.

Решить логический тест – значит определить способ решения первых заданий и, применяя метод аналогии, использовать его для решения остальных заданий, для нахождения ответа на поставленные вопросы. Каждый предлагаемый логический тест содержит некоторый математический “секрет”. Выявить этот “секрет” – основная задача решающего.

Для решения предлагаемых математических тестов кроме знаний из школьной математики необходимо умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном тесты представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, аналогия и др. Они позволяют организовывать на уроках математики интересные деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, развитию логического мышления учащихся.

Логические тесты подразделяются на три основные группы: словесные, символико – графические, комбинированные.

К первой группе отнесём математические анаграммы и вербальные тесты.

Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв в сравнении с исходным словом. Решить анаграмму – означает определить исходное слово. Математические анаграммы могут быть с успехом использованы в процессе усвоения математической терминологии. С этой целью на уроке могут быть предложены задания следующего типа.

Решить анаграммы и исключить лишнее слово

мапряя; чул; резоток; рипетрем.

Упражнение состоит из двух частей: 1) решить анаграммы (прямая, луч, отрезок, периметр); 2) исключить лишнее слово, т.е определить логическую закономерность, лежащую в основе подбора этих терминов, и, исходя из неё, исключить логически несовместимое слово. В нашем случае лишним словом будет “периметр”, т.к “периметр” – метрическая (скалярная) величина, а “прямая”, “луч”, “отрезок” – геометрические фигуры. Таким образом ученики не только усваивают математическую терминологию, но и развивают логическое мышление.

Аналогичные упражнения могут быть составлены для введения большинства новых понятий, повторяя определения, свойства, теоремы, относящиеся к понятиям, включённым в задания.

Следующий вид вербальных тестов – это задания типа:

Вставьте пропущенное слово

числитель (тело) число

дробь (?) знаменатель

Задание состоит из двух частей. В первой части дано решённое упражнение: из двух слов “числитель” и “число” выделено новое слово “тело”. Задача решающего – найти логический признак, по которому было составлено это слово. Применив аналогию, при исследовании второй части вставим пропущенное слово “роль”.После этого предлагается ученикам ответить на вопрос “Как логически взаимосвязаны математические термины, представленные в этом задании?”.

Используем предложенную методику при рассмотрении следующего логического тесты:

Вставьте пропущенное слово

сторона (сова) квадрат

степень (?) площадь

Такие упражнения могут быть с успехом использованы при повторении, систематизации и обобщении знаний.

Задания символико – графического типа в основном предназначаются для формирования умений и навыков применения теоретического материала при решении задач, для повторения и закрепления материала, для его систематизации и обобщения.

Например, Вставьте пропущенное число

2(х-2)+4=6 3/5 4х-5=х+10

7х=3(х+4)-4 ? х+2=4(1-2х)+25

Вставьте недостающее число

276 (15) 4140

28 (?) 1064

Вставьте пропущенное число

8х+3=5 0,25

7-5х=1 ?

Как показывает практика, логические тесты являются эффективным способом формирования устойчивых знаний, умений и навыков,  развития самостоятельности мышления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»

1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...

«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »

Доклад на данную тему актуален в рамках   внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.Оценка устных ответов обучающихся по математике....

Применение тестов при обучении математике для контроля знаний, умений и навыков обучающихся

Тест - небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных слова...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике....

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике...