Разработка урока на тему "Сложение чисел с разными знаками"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Урок отрытия новых знаний с применением технологии дифференцированного обучения и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_slozhenie_chisel.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложение чисел с разными знаками

                                                                        Технологическая карта

Автор урока (Ф.И.О.)

Вакина Лидия Николаевна

Должность

учитель математики

Образовательное учреждение

МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ № 4»

Предмет

Математика

Класс  (профиль класса)

6 (общеобразовательный)

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Тема урока 

Сложение чисел с разными знаками

Тип урока (форма урока)

Открытие новых знаний

Цели  (результаты) урока:

Предметные (Пр) (ученик научится…, ученик получит возможность научиться…)

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Коммуникативные (К)

Личностные (Л)

Обучающие: познакомить с правилами сложения положительных и отрицательных чисел; научить применять полученные знания при выполнении различных заданий.

Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления, способствовать развитию математической речи учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств: доброты, взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать, работать в парах и группах. способствовать формированию познавательного интереса;

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь работать по коллективно составленному плану

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Умение слушать и понимать речь других

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Автор учебника (УМК)

Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. – 12-е изд., – М.: Просвещение, 2014

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)

Компьютер, интерактивная доска

Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)  

Презентация, раздаточный материал

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др. – 12-е изд., – М.: Просвещение, 2014

Ход урока:

Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)

Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов)

Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило, ведь «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Дьёрдь Пойа). Но для этого необходим определенный багаж знаний.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:  (текст на мультимедийной доске)                                                                                                             Я хороший,                                                                                                                        Я всё знаю,                                                                                                                          Я всё умею,                                                                                                                                     Я буду стараться,                                                                                                              У меня всё получится.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность                                                                

Организация учебного процесса

Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете зеленую карточку, если же ошибусь – красную.

Игра «Молчанка» (использование сигнальных карточек)

Вопрос

Оценка ответа

1

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами

+

2

Для каждого числа есть два противоположных ему числа

-

3

Модуль числа 0 равен 0

+

4

Модуль числа -2 равен 2

+

5

Модуль числа может быть отрицательным

-

6

Противоположные числа имеют разные модули

-

7

Из дух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше

+

8

Нуль меньше любого отрицательного числа

-

9

Нуль меньше положительного числа

+

10

Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится

+

Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.
  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
  •  Даны числа:                   -15; -2; -17; -9; 8;

                                         -16; -26; 28; 32; 0

 а) Укажите среди данных чисел - положительные.

 б) Укажите среди данных чисел - отрицательные.

 в) назовите модуль каждого числа;

 г) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

 

  • Вычислить,  подтверждая действие правилом:

 -15 + (-23)    

-41 + (-32)      

-26 + (-87)    

 - 2 + (-123)  

-456 + 287

  • Положительные, отрицательные., ноль;
  • Сравнивать, находить модуль, складывать
  • Отвечают на вопросы.

  • Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
  • последний пример выполнить не могут.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.

3. Выявление места и причины затруднения.

 -Почему не смогли сложить последние два числа?

Давайте попробуем сложить с помощью координатной прямой

 Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или вместе?

Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

  • Найти правило, которое нам поможет.

  • формулируют тему.

  • Записывают тему урока.

Научиться складывать числа с разными знаками числа и получить правило сложения чисел

  • Вместе.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений.

Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните исследовательскую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

   

Заполните таблицу:  

Пример

Сравнить

Знак суммы

- 4 + 3 =

|-4|       |3|

6 + (-3) =

    |6|      |-3|

- 4 + 7 =

|-4|        |7|

8 + (-5) =

 |-5|        |8|

- 6 + 2 =

|-6|        |2|

Обратите внимание на знак ответов.

Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?                                                                  

С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?

Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого?

Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого_____________________              

 Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

 Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.

     

    Группа 1.    

Проводит исследование с помощью координатной прямой.

 

И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.

Группа 2.

Проводит исследование с помощью термометра.

И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.

Группа 3.

Проводит исследование с помощью понятий «доходы» и «расходы»

И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.

Каждая группа получает задание, но выполняет его разными способами.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану 

  • Выполняют исследовательскую работу в группах, делают выводы.

   Выполняя исследование разными способами, пришли к одному правилу. Сравнивают его с правилом в учебнике.

5. Реализация построенного проекта.

- Вы составили алгоритм сложения чисел с разными знаками.

- Проверим как он действует 

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать с помощью сигнальных карточек?  

     -12 + 5 = -7                      34 + (-49) = 15                -11 + 18 = -7                                                             47 + (-35) = 8                   -53 + 19 = -72                  -41 + 33 = 8

     54 + (-12) = - 42               -8 + 17 = 9

Игра «Математическое лото» на коррекцию правила

Проверяют примеры.

Физкультминутка: Смена деятельности

Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол.

 

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

                   

Выполняют упражнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа по карточкам)

1. Определите знак суммы:

 а) -12 + 7;     в) 15 + (-8);       д) (-24) + 19           ж) 37 + (-84);

 б) -8 + 3;      г) 6 + (-11);       е) 53 + (-35);                з) -245 + 300.

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2. Выполните действия:                          Ответы:

 а) -19 + 40                                                1) 59;   2) -59;   3) -21;  4) 21.

 б) -34 + 57                                                1) 23;   2) -23;  3) 91;   4) -91.

 в)  -56 + (-35 + 56).                                        1) 35;   2) 25;   3) -35;  4) -25.

Проговаривают правило, решают примеры.

Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполните действия:

ВАРИАНТ №1

ВАРИАНТ №2

-35 + 41

37 + ( -45)

16 + ( -31)

-42 + 55

 +

 +

 + ()

 + ()

 +

 +

ОТВЕТЫ:

ВАРИАНТ №1

5 «+»

 отметка 5

4 «+»

отметка 4

3 «+»

отметка 3

ВАРИАНТ №2

6

-8

-15

13

-

Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 48 +34 +26 -7 ⅔ - 34 + 48 + 2⅔ - 1

Высказывают свое мнение

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

·     Сегодня на уроке я научился…

·     Мне было интересно…

·     Мне было трудно:

·     Я понял …

·     Я почувствовал, что…

·     Больше всего мне понравилось…

·     Мне было интересно…

·     Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

– Запишите домашнее задание.

Домашнее задание:

А) выучить правило сложения чисел с разными знаками.

Б) №1081(а-е), 1083(а, б), задача 1085 и по желанию найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа.

Отвечают на вопросы.

Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме « Сложение рациональных чисел с разными знаками».

Разработка урока в 6 классе по математике Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками»....

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

Презентация к уроку математики: "Сложение чисел с разными знаками"

Презентация разработа для урока закрепления знаний по теме:"Сложение чисел с разными знаками"...

Урок математики "Сложение чисел с разными знаками"

Тип урока: изучение нового материала.Цель: ввести правило сложения чисел с разными знаками, сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение склады...

План-конспект урока математики "Сложение чисел с разными знаками"

План-конспект урока математики "Сложение чисел с разными знаками"...

Урок "Сложение рациональных чисел с разными знаками".

Сложение рациональных чисел с разными знаками....

Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»

Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний  в 6 классе....