программа математической подготовки учащихся 5 - 9 классов
рабочая программа по алгебре ( класс) на тему
Перспективная программа математической подготовки учащися на 5 лет: с 5 класса по 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
математической подготовки
учащихся с 5 по 9 класс
«Изучаем - познаем».
учителя математики Ухиновой С.Б.
на 2014-2019 уч. год.
Баргузин
Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость).
В соответствии с проектом Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и основных направлений развития общего образования целью нашей школы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса в качественном образовании путем создания и реализации собственной модели организации непрерывного образования в профильной школе, обновления структуры и содержания образования, развития и практической направленности образовательных программ.
Программа работы: «Изучаем - познаем».
Основная цель программы:
- вооружить учащихся конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической жизни, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования
- развивать у обучающихся интерес к математике через различные формы обучения математике, способность мыслить творчески, умения находить решения в любых ситуациях
- создать условия для оптимального развития одаренных детей.
Нормативно – правовая база, на которой строится программа.
Программа составлена на основе требований к уровню математической подготовки учащихся с 5 по 9 класс в соответствии образовательной программы МБОУ «Баргузинская СОШ».
За основу взяты:
- ФЗ РФ «Об образовании», с использованием проекта стандартов II поколения в соответствии Закона РФ «Об образовании»;
- «Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике»;
- примерные программы по математике для общеобразовательных учреждений
Актуальность программы.
Проблема повышения математической подготовки учащихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученик с хорошим математическим образованием сегодня – это будущее науки, культуры и социальной жизни завтра.
Две стороны назначения математического образования: 1) практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, 2) духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира – математическим методом.
Сегодня без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительской вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграмм, графиков, понимать вероятный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы, и т.д.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики ( экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология, и т.д.)
Математическое образование вносит свой вклад в формировании общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Содержание
- Программа работы с детьми ……………... 3
- Актуальность проблемы ……………………...……… 4
- Содержание программы ………………………………. 6
- Стратегия работы с детьми ……………..... 8
- Этапы работы …………………………………………. 8
- Условия успешной работы с учащимися 8
- План индивидуальной работы с детьми…. 9
- Вовлечение учащихся в творческую деятельность …….. 10
- Учебно-методическое обеспечение ………………………. 12
- Содержание программы
Задачи:
- выявить способности детей;
- использовать индивидуальный подход в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- разноуровневые групповые занятия с учащимися;
- кружковые занятия;
- интеллектуальные конкурсы;
- участие в предметных олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции
Направления программы:
- Диагностика обучающихся – оценка общей подготовленности на каждом этапе развития.
- Дифференцированная работа с детьми на уроках.
- Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
- задания на составление учебных проектов.
- задания на прогнозирование ситуаций.
- Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
- Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы;
- цифровые ресурсы – ИКТ.
Критерий эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
- Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
- Результаты реализации программы.
- Стратегия работы с детьми
- Этапы работы
I этап 5 класс 1 четверть – аналитический – при выявлении способностей детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим нужно вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.
II этап 5 – 9 класс этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. . На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.
III этап в конце каждого года – диагностический (промежуточный, итоговый) индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка
- Устный счет - для учащихся 5 класса;
- Решение текстовых задач, проекты - для учащихся 6 класса;
- Тематические учебные проекты, участие в НПК - для учащихся 7 - 8 класса;
- В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 9 класса.
- Условия успешной работы с учащимися
- Осознание важности работы каждым учеником и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы индивидуальной работы с детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация программы математической подготовки является одним из приоритетных направлений работы школы.
- План индивидуальной работы с детьми
Мероприятия | Форма | Сроки проведения | Результаты | |
Участники | Призовые места | |||
Урочные и внеурочные мероприятия | ||||
Индивидуальные занятия | консультация | 1 раз в неделю | ||
Участие в школьных предметных олимпиадах | олимпиада по математике | 1 раз в год, октябрь | ||
Участие в районных предметных олимпиадах | олимпиада по математике | 1 раз в год, ноябрь | ||
Участие в общероссийских дистанционных заочных конкурсах | 1. олимпиада по математике | 2 -3 раз в год, Осень, зима, весна | ||
| 2. олимпиада по математике «Олимпус» | 1 раз в год, февраль | ||
3. олимпиада по математике «Кенгуру» | 1 раз в год, март | |||
Участие в научно-практической конференции учащихся. | конференция школьников | 1 раз в год, март - апрель | ||
Конкурсы школьного уровня | В течение года | |||
Конкурсы муниципального и регионального уровней. | В течение года |
- Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
Результаты реализации программы
2013/14 учебный год
ФИО | достижения | |||
региональный | Зональный, федеральный | международный | муниципальный | |
Гармаева Баирма | Математический конкурс – игра «Кенгуру». Участие | |||
Группа 10 учащихся из 5 «б» класса | Диплом за активное участие во Всероссийском молодежном математическом чемпионате | |||
Шахбанов Айгуб, Постников Олег,, Гармаева Баирма, Шадрин Саша, Оленникова Арина, Оленников Гоша, Трескин Саша, Протасов Данил, Красноярова Алина, учащиеся 5 «б» | Сертификат об участии во Всероссийском молодежном математическом чемпионате | |||
Руководитель группы учащихся 5 -8 классов из 21 человек в Улан -Удэ | Участие в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ. 5 место в конкурсе культурно – туристких проектов | |||
Баторова Саша, 6 «а» | 3 место в конкурсе логических задач и головоломок. в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Усынина Таня, 6 «а» | 3 место в конкурсе логических задач и головоломок. в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Хажеев Вадим, 6 «а» | 3 место в конкурсе логических задач и головоломок. в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Гармаева Баирма 5б | 3 место в конкурсе культурно – туристких анимационных проектов форума «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Будаева Алтына 5 б | 3 место «Театрализация легенд». Участие в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Руководитель группы учащихся из 15 человек в Монголии | Участие в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Баторе. | |||
Бадмаев Дашинима, 8 «а» | 3 место в конкурсе экскурсионных проектов на английском языке в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Баторе. | |||
Гармаева Баирма 5 «б» | 3 место в IV Всероссийского конкурса «Мир знаний» |
2014/15 учебный год.
класс | ФИученика | мероприятие | место | уровень |
6б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 – 8 кл | участие | республиканский |
6б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 -8 классов | 3 | районный |
6б | Тумашова Мария | НПК «Первые шаги в науку» | 3 | районный |
6б | Неделя математики | 1 | школьный | |
6б | Тумашова Мария | НПК «Первые шаги в науку» | 1 | школьный |
6б | Гармаева Вера | Лучший счетчик | 3 | школьный |
6б | Жданова Ира | Лучший счетчик | 3 | школьный |
6б | Шахбанов Айгуб | Лучший счетчик | 3 | школьный |
6б | Шахбанов Айгуб | Решение головоломок и ребусов | лучший | школьный |
2015/16 учебный год
7б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 – 8 кл | 1 | школьный |
7б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 – 8 кл | участие | районный |
7б | Тумашова Маша | НПК «Первые шаги в науку» | 3 | школьный |
7б | Гармаева Баирма | НПК «Первые шаги в науку» | 2 | школьный |
7б | Жданова Ира | Лучший счетчик | 1 | школьный |
7б | Турнир по математике и спорту | 1 | кустовой |
- Тематика творческих работ
- Измерительные инструменты
- Математика в мире спорта
- Тематические учебные проекты - для учащихся 7 - 8 класса
- В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 9 класса.
Материал должен быть подготовлен к защите проекта.
- Источники и учебная литература
Литература:
- Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
- Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)
Электронные ресурсы:
- http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
- http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерный мониторинг математической подготовки учащихся
Выступление на педсовете...
Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня математической подготовки учащихся.
Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня ма...
Развивающая психокоррекционная программа для подготовки учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ «Как обрести уверенность в себе?»
Возрастным психическим новообразованием юности является обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, но это не означает, что данное новообразование вызревает само по себе, повинуясь неким во...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522170-1415612225.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-765954-1457604010.jpg)
Педагогическая диагностика как одно из средств изучения уровня математической подготовки учащихся
Тема "Педагогическая диагностика как одно из средств изучения уровня математической подготовки учащихся" будет полезна учителям при формировании УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-1073009-1588518768.jpg)
Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)
Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. ...
Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке учащихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время» Автор опыта- Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МО
Актуальность и перспективность опыта Любому обществу нужны люди умные, творчески мыслящие, креативные, ...