Развитие критического мышлени на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре (6 класс) по теме

Журавлева Наталья Владимировна

В выступление раскрыто все то , что касается критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kriticheskogo_myshleniya.doc219 КБ
Microsoft Office document icon metod_seminar.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики

  • «Мозговой штурм» заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.

Вот один из  примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 6 касса по теме «Алгоритм. Исполнитель»  предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

  • I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?
  • II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?
  • III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Циклические алгоритмы» в 6 классе, где учащиеся «складывают « в корзину все то, что они знают вот пример: Перевёрнутые логические цепи (связывание  последовательности элементов информации в нужной последовательности)

  • Разбивка на кластеры 

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.

  • Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) пример в 5 классах теме «Хранение информации:

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Информация

Память

Ум

Знания

Внутренняя-оперативная память, внешняя-долговременная память, память отдельного человека

Фотография 1839г, первый кинофильм в Париже, производство магнитофонов

Такой прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. В информатике есть работа с учебником, когда мы выполняем практическую работу. Учащийся  не просто читает, а вчитывается в текст, отслеживает собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  • Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейна можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока. Вот пример на слайде один из   синквейна, написанных учащимися 10 класса по теме интернет.

Форум

Шумный, интересный

Развлекает, развивает, веселит

Хорошее место для знакомств

Общение

Форум

Веселый, познавательный

Помогает, объединяет, развивает

Помощь друг другу

Клуб по интересам

Форум

Огромный, познавательный

Помогает, объединяет, веселит

Обмен жизненным опытом

Тематическое общение

  • Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Вот пример данного приема на слайде . Это урок в 7 классе тема «Презентация».

Презентация – это наброски речи, где отображается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл. Презентация состоит из слайдов.

План содержания презентации:

1. Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора.

2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

3. Заголовок раздела.

4. Краткая информация.

 На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Методическая ценность задания:

Мотивационная составляющая. Эта технология даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу. Ученик может выступать в роли лидера группы.

Развивающая составляющая. Синквейн - тренинг по основным понятиям урока, учит анализировать, точнее формулировать, иногда рассмотреть объект в неожиданном контексте.

Дифференция. В процессе «мозгового штурма» индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, каждый ученик формирует свою строку в соответствии с уровнем понимания, фантазией, словарным запасом.

Возможные ошибки. Ученики могут путать термины русского языка (прилагательное, глагол и т.д.), но в целом сделать содержательные ошибки в синквейнах невозможно – ведь это творчество в чистом виде.

Формы контроля.   Синквейн можно рассматривать как форму контроля.

Целесообразность использования технологии критического мышления:

  • Организация коллективной работы - работа в группах;
  • Индивидуализация работы – каждый ученик осмысливает и даёт варианты;
  • Активизация мыслительной деятельности – анализ новых понятий урока и  выделение главных признаков, также анализ терминов русского языка (прилагательное, глагол и т.д.)

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          

Технология критического мышления  на уроках

1слайд

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Меня зовут Журавлева Наталья Владимировна, я учитель математики Сернурской средней школы № 1. Тема моего методического семинара «Технология критического мышления на уроках математики»
   
2 слайд 

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, для того чтобы идти  в ногу со временем. Говоря о развитии школьного образования, глава правительства  Путин Владимир Владимирович отметил, что в ближайшие годы в стране будет на один миллион школьников больше, чем сейчас, и нужно создать условия для того, чтобы дети могли "нормально и комфортно учиться".

3 слайд Сейчас важно  вооружить ученика большим объемом предметных знаний и  сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
    4 слайд

Главная цель, которая сейчас стоит перед учителем, –  сформировать саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться.

Для этого необходимо
•формировать все виды универсальных учебных действий;

• развивать у детей способности к самосовершенствованию;
• реализовывать системно - деятельностный подход, положенного в основу Стандартов второго поколения;
• формировать опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях
.
     Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
    Соответственно, меняется и роль учителя: теперь он главный
помощник ребенка в овладении компетенциями, он создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
    Добиться этого можно через правильную организацию учебно-воспитательного процесса, применяя технологию развития критического мышления.

5 слайд 

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

6 слайд 

Технология развития критического мышления– это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными Куртом Мередитом, Чарзом Темплом, Дженни Стилом,  как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?  Как научить ученика мыслить так, чтобы  улучшить качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. А в основу  данной технологией положены идеи Антона Семеновича Макаренко, Алексея Алексеевича Ухтомского.

7 слайд

 Давайте вспомним этапы урока при использовании технологии развития критического мышления:

На 1 этапе, который называется вызов, с  помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) ученик рассказывает  своими словами о том, что он знает о теме  всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания.

На следующем этапе – осмысления обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.

На конечном этапе-рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

8 слайд 

Основу всего составляют    универсальные учебные действия. 

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики.

Давайте рассмотрим ряд заданий  по математике, которые формируют

универсальные учебные действия:

9 слайд 

1.Личностные, имеющие практическое применение.

Учащимся предлагаются задания придумать пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя или записать пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя. В результате в тетрадях у учеников появляются записи1/4, 6/9,10/13, 5/8,9/12; 15/5,27/9,3/1, 12/4,18/6. Эти знания теории дробей можно применить при делении целого на части например яблока)

10 слайд 

2.Регулятивные   (преднамеренные «ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут). Например, сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда?) ( 4!=4*3*2=24 способа).А как вы думаете решение данной задачи где может пригодится в жизни? (поездка на отдых)

11 слайд 

3.Познавательные («найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями)

1.Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? ( в 4 раза. От земли до 3-го этажа 2 пролёта, а до 9-го этажа 8 пролётов. Так что 8: 2 = 4.Кстати, в других странах ответ может быть другим: например, в Германии 1-м этажом называют наш 2-й, так что там ответ 9:3 = 3.)(в быту).

12 слайд 

4.Коммуникативные

Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга.

13 слайд 

Основными  методическими приемами, характерными для  технологии критического мышления, которые используются на уроках математики, являются

  • «Мозговой штурм» он заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
  • Разбивка на кластеры
  • Прием «Пометки на полях» Прием работы с книгой.

Я второй год работаю по образовательной программе «Школа 2100». Учебный материал включает большой объем теории. Учащемуся  необходимо вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  •  Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.
  • Прием «Написание эссе»

14слайд Что же дает эта технология  ученику:

Во-первых, повышается эффективность восприятия информации,
интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Во-вторых, учащиеся критически мыслят; учатся работать в сотрудничестве с другими, вследствие чего повышается качества образования учеников.

15 слайд

Мы провели исследования познавательной потребности по методике Виктории  Соломоновны Юркевич.

На лицо рост познавательной потребности.

Познавательная потребность

5 класс

2014г.

6 класс

2015г.

Выражена сильно

32%

40%

Выражена умеренно

43%

41%

Выражена слабо

25%

19%

 В 5 классе познавательная потребность была слабо выражена у 25% учащихся, когда в 6 классе она уменьшилась до 18%.

16 слайд

Далее перед вами результаты  исследования наличия устойчивого интереса к изучаемому предмету по методике Галины Николаевны Казанцевой. На первое место учащиеся поставили то, что предмет занимательный (5 кл-45 %,6 кл-59%) и его нужно знать всем, а также им нравится, как преподает учитель. (52% и65%)

Люблю предмет потому, что

5 класс

6класс

 

Данный предмет интересен

45%

59%

Нравится, как преподает учитель

52%

65%

Предмет нужно знать всем

90%

90%

Предмет нужен для будущей профессии

65%

71%

Предмет занимательный

40%

49%

Хорошие взаимоотношения с учителем

56%

76%

Учитель интересно объясняет

85%

85%

  17 слайд

Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем.  Результаты представлены на диаграмме.

Год

2014

2015

Класс

5 класс

6  класс

Кол-во уч-ся

24

21

Чел.

%

Чел.

%

Высокий уровень

(26-42 балла)

6

25%

8

38%

Средний уровень

(13-25 баллов)

6

25%

10

48%

Низкий уровень

(0-12 баллов)

12

50%

3

14%

Уровень познавательной активности растет, это говорит о повышении интереса к предмету и сознательном изучении математики. В результате  использования данных технологий мы пришли к выводу, что у учащихся возросли познавательная потребность,  интерес, активность к изучению математики.

18 слайд 

Каждую четверть мы заполняем карту сформированности  регулятивных и познавательных универсальные учебные действия: проанализировав, можно увидеть  позитивную динамику развития учащихся. На первом графике- регулятивные. Красным цветом – это 5 класс, голубым-6 класс. Здесь оцениваются Умение учиться и способность к организации своей деятельности, Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. На втором –познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

19 слайд 

Что дает учителю данная технология:

  • Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
  • Возможность использования модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
  • Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Применение данной технологии, привело к тому, что обучение стало более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

    20 слайд 

II. Результаты.
    В результате  работы по технологии развития критического мышления       на моих уроках обучающиеся  умеют искать закономерности, рассуждать по аналогии, это  повышает  мотивацию к обучению, дети  учатся  контролировать свои результаты,  самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений.

Каждый год в рамках недели математики мы проводим  выставку «Математический калейдоскоп»,  на которой можно увидеть модульное оригами, геометрические фигуры, выполненные моими учащимися совместно с  родителями. Мои ученики активно принимают участие в Международных  и всероссийских олимпиадах «Формула тысячелетия», «Олимпус»; «Рейтинг Рунета.рф»;  «Интернет-олимпиады»; «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине» имеют дипломы 1,2, 3 степени.

    21 слайд 

Применяя технологию критического мышления  в своей профессиональной деятельности,  мною накоплен теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методических объединений учителей математики и информатики района и Республики, имею свой персональный сайт, где  публикую различные методические материалы и участвую во всероссийских конкурсах. Так  конспект внеклассного мероприятия «Математический КВН» получил Диплом победителя 1 степени на Всероссийском методическом конкурсе «Урок знаний и мудрости: здравствуй школа», урок математики в 7 классе по теме «Дроби» получил Диплом победителя 2  степени всероссийского конкурса методических разработок «Мы – вместе», мой персональный сайт был отмечен Дипломом победителя 2 степени всероссийского методического конкурса сайтов «Информационное пространство воспитываем и обучаем в сети Интернет».

  • 22 слайд 

III. Выводы.
    Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

23 слайд

      Технология развития критического мышления известна в России уже 10 лет. Стоит набрать в поисковой системе Интернета аббревиатуру развитие критического мышления, и вы найдете описание уроков, информацию о семинарах в разных городах, обсуждения на учительских форумах, статьи и даже диссертации. Тысячи учителей по всей стране применяют ее на практике, основы технологии изучают на курсах повышения квалификации. Интерес к ней не ослабевает. Учителя ищут ответы на множества вопросов, их  вы можете найти  в этих книгах.

  24слайд Великий английский драматург Уильям Шекспир сказал  «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять – это жить» Так давайте же жить размышляя!

Благодарю за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.

Книги  Муштавинская Ирина Валентиновна, Заир-Бек Сергей Измаилович  «Развитие критического мышления на уроках» Критическое мышление. Технология развития И. О. Загашев, С. И. Заир-Бека; Психология критического мышления Дийана Халперна

 

 Посещая различные семинары, открытые уроки коллег  я пришла к выводу, что лично для меня наиболее приемлемо будет именно технология развития крит мышления. Начав применять на своих уроках элементы технологии крит мышления я получила неплохие результаты у учащихся возросли познавательная потребность, интерес. Поэтому я пришла к выводу, что это моя технология.

Методическими приемы:

  • «Мозговой штурм» он заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся используется на начальной стадии урока, при актуализации имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока

  • Разбивка на кластеры

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.
  • Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

 Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейн можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

  • Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению

Развитие критического мышления на уроке (С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская)

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой - помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми.  Пособие адресуется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов.

Игорь. Олегович . Загашев, С. И. Заир-Бек

 Книга является результатом многолетнего опыта работы авторов в области новых образовательных технологий. Стратегии проведения лекций и семинаров, групповые и индивидуальные формы работы, методы оценки истинного уровня знаний - это далеко не полное описание ее содержания. Пособие предназначено для преподавателей высших и средних учебных заведений, методистов, аспирантов, студентов педагогических специальностей, а также - руководителей курсов повышения квалификации и центров образования взрослых. Перед вами книга-сотрудник. Удачной работы!

Дийан Халперн( американский психолог и в прошлом президент Американской психологической ассоциации.) «Психология критического мышления «

Эта книга написана в помощь тем, кто хочет научиться думать современно. Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн разработала эффективную программу обучения навыкам "критического мышления". Данная книга может быть широко использована в преподавательской и методической работе, окажет неоценимую помощь в самообразовании, а кроме того является своеобразным путеводителем по современной когнитивной психологии. Рекомендуется психологам, педагогам, философам, а также всем интересующимся когнитивной психологией, психологией творчества, теорией принятия решений.

  1. Наличие устойчивого интереса к изучаемому предмету (автор  Галина Николаевна Казанцева)        Первый раздел данной методики составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится.
  2. Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем,  в котором 42 вопроса.  Диагностика направлена на изучение познавательной активности.  Тест содержит  10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа.
  3. Познавательная потребность(автор Виктория  Соломоновна Юркевич)

Данная методика позволяет оценить познавательную потребность учащихся.

Диаграмма наглядно показывает, что с течением времени у учащихся с 5 по 6  классов существенно возрастает познавательная потребность.

Таким образом,  у большинства учеников возникает потребность в поиске решения, проведении каких-либо исследований, необходимость изучения дополнительной литературы перерастает в потребность, т.е. мы наблюдаем повышение уровня познавательного интереса.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса

Технологии

Развивающее обучение ,. Проблемное обучение,. Разноуровневое обучение , Коллективная система обучения ,Исследовательские методы в обучении , Проектные методы обучения

Технология использования в обучении игровых методов , Обучение в сотрудничестве, Информационно-коммуникационные технологии,. Здоровьесберегающие технологии

Система инновационной оценки «Портфолио»,. Технология дистанционного обучения Технология педагогических мастерских

Личность - это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность

Творческая личность — это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до получения практического результата.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

познавательные:

общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения

постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых

Дидактика – наука об обучении и образовании.

Дидактическая система – упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

Обучение – есть целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека.

  Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

 Обучение – это способ организации образовательного процесса.

Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче инфомации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценке учебных достижений.

Учение – это деятельность обучаемого по освоению, закреплению и применению знаний, умений, навыков.

Личностный подход— последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия.

 Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик, студент как личность.

Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе.

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов (учителем) и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Любое мышление есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым обобщениям.

 интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи.

Логическое мышление – это способность человека, которую нужно
развивать с помощью специальных уроков, приемов и упражнений

Методические приемы-  это действия, направленные на решение
конкретной задачи.

Качество знаний у учащихся стабильно. Так как в 5 классе не было отличников, большинство учатся на удовлетворительные оценки. Ударников также не много. Было проведены исследования учебной мотивации нашим психологом школы по методике Наталии Георгиевны Лускановой , где  выявлено , что учебная мотивация в 5 классе составляет 29% в 6-31 %.Этого недостаточно, я считаю. Поэтому  я выбрала т к м , которая хотя бы повысила познавательную деятельность учащихся . И это у меня получилось.  

Методы: словесные, практические, частично-поисковые.

Формы: индивидуальные, групповая, фронтальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"

дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Выступление "Реализация элементов развития критического мышления на уроках математики"

Обобщение опыта работы в технологии критического мышления...

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Технологии и формы развития критического мышления на уроках математики

Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично...