Сценарий урока по математике 7 класс "Метод подстановки"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Бучака Наталья Валерьевна

Сценарий интегрированного урока по теме "Метод подстановки" разработан по задачной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_teme_metod_podstanovki.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

2015 год

Учителя: Бучака Н.В. (учитель математики)

Попова И.В. (учитель информатики)

Совместно разработанный сценарий урока по теме: «Метод подстановки»

            Технология: задачная.

Цель: научить решать системы линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки.

Задачи:

Развивающая: развивать навыки устного счета, навыки определения точки пересечения графиков линейных функций, логическое мышление, воображение, грамотную математическую речь.

Воспитательная: воспитывать познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

           Коммуникативные:

           формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование

           информации по данной теме.

            Регулятивные:

            осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.     

            Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

            решения учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I Мобилизирующий этап (Бучака Н.В.)

     Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок алгебры с элементами информатики.

II Актуализация опорных знаний учащихся (Бучака Н.В., Попова И.В.)

10 мин

  1. Вопросы для повторения ранее изученного материала:
  1. Какие функции мы с вами уже изучили?
  2. Что является графиком линейной функции?
  3. Что является графиком прямой пропорциональности?
  4. Алгоритм решения систем линейных уравнений графическим методом. (Алгоритм был совместно разработан с учащимися на прошлом уроке)

  1. Определите, является ли пара чисел (60;30) решением системы линейных уравнений:
  1. 4х-7у=30,

4х-5у=90;

  1. 3х+5у=330,

6х-8у=110?

  1. Решите систему уравнений: (Учитель создает ситуацию успеха, т.к. учащиеся без затруднения решают две первые системы).
  1. 8х+у=10,

15х-4у=7;     (1;2)

  1. 3х-4у=17,

-4х+(1/2)у=-13;    (3;-2)

  1.  Учащееся отвечают на вопросы учителя:
  1. Линейную функцию, прямую пропорциональность
  2. Графиком линейной функции является прямая.
  3. Графиком прямой пропорциональности является прямая, проходящая через начало координат.
  4. Алгоритм решения систем линейных уравнений графическим методом.

Чтобы решить систему линейных уравнений графическим методом, надо:

  1. Построить график первой линейной функции;
  2. Построить график второй линейной функции в этой же координатной плоскости;
  3. Отметить точку пересечения графиков линейных функций;
  4. Определить координаты точки пересечения;
  5. Проверить, являются ли полученные координаты решением системы линейных уравнений.
  1. Учащиеся подставляют числа и определяют, является ли данная пара чисел решением системы уравнений.

3)Учащиеся решают системы линейных уравнений графическим методом, т.к. остальные методы они еще не знают.

2 мин

2 мин

6мин

III Работа в группах (Бучака Н.В., Попова И.В.)

  1. мин
  1. («Ловушка»)

5х-3у=11,

-1/3х+3у=0.   (2,75; 11/12)  

                        11/12≈0,92

Учитель предлагает разделиться по группам (4 человека), обсудить создавшуюся ситуацию и определить  числа, являющимися решением системы.

После того, как результат определен, учитель предлагает подставить числа в систему и проверить, являются ли полученные числа решением данной системы.

  1. Если всё-таки у учащихся после решения этого примера недостаточно мотивации для поиска новых способов, предложить решить систему

3х-22у=80,

х+у=110    (100; 10)

Ученики, (по нашему предположению), решая заданную систему графическим способом, получат разные ответы, т.к. в ответе получаются дробные числа (т.е. попадут в ловушку)

Работа в группах:

Возможно, они их округлят, найдут что-то общее. Договорятся взять тот или иной результат.

Ученики подставляют числа в систему и определяют, что они не являются решением системы.

Учащиеся начинают «искать» способы решения данной системы.

IV Построение двух графиков и вычисление точки пересечения с помощью Ехсеl (Попова И.В.)

5 мин

Учитель информатики показывает ребятам, что точка пересечения действительно есть и, наведя курсор на эту точку, можно увидеть ее координаты

Учащиеся строят графики в Ехсеl и определяют точку пересечения

5 мин

III Объяснение нового материала (постановка цели урока)

6 мин

Постановка цели урока:

  1. Всегда ли удобен способ вычисления точки пересечения графиков линейных функций, с помощью ЭВМ?
  2. Всегда ли удобен графический способ решения?
  3. Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока

Да, действительно, есть ещё способы рещения данного задания и с одним из них мы сегодня познакомимся. Это способ подстановки.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Метод подстановки»

  1. у=1-7х,

4х-у =32.

Обратите внимание, что переменная у у нас уже выражена через х и нам остаётся только подставить ее во второе уравнение:

4х-(1-7х)=32

Решая уравнение, получаем, что х=3.

Подставляем значение переменной х в первое уравнение и получаем, что

у=-22.

Вывод:

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответы.

Учащиеся формулируют цель урока.

(Научится определять координаты точки пересечения каким-нибудь другим способом).

Учащиеся, под руководством учителя, решают данную систему методом подстановки

Учащиеся выводят свой алгоритм решения систем методом подстановки.

2 мин

4 мин

IV Первичное закрепление/ V первичный контроль новых знаний

6 мин

Самостоятельная работа в группах (обучающая)

Ребята, теперь я предлагаю вам вернуться заданиям, вызвавшим затруднение, попробовать их решить методом подстановки.

3. 5х-3у=11,

   -1/3х+3у=0.   (2,75; 11/12)  

                        11/12≈0,92

  1. 3х-22у=80,

           х+у=110    (100; 10)

Ученики выполняют работу по группам

Сверяют ответы

5 мин

1 мин

VI Подведение итога урока. Рефлексия

3 мин

Поднимите руки те, у кого получились верные ответы.

                                       

Какие затруднения вы испытывали при решении данной задачи?

Какие способы мы сегодня решения СЛУ сегодня мы использовали на уроке?

Зачем мы ввели еще один  способ?

Что нового вы сегодня узнали?

Ученики отвечают на вопросы учителя и задают свои вопросы.

 VII Домашнее задание

1 мин

Ребята! Давайте посмотрим на предложенное вам домашнее задание.

№ 12.3   «3»

№12.14   «4»

№ 12.18   «5»

Ученики задают вопросы по домашнему заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по математике в 5 классе "Разложение десятичных дробей по разрядам"

Урок изучения нового материала.Учебник: МАТЕМАТИКА -5 / Виленкин Н. Я. и другие/ МНЕМОЗИНА Москва 2011...

Сценарий урока по математике по теме Системы счисления

Сценарий применим на уроках математики( углубленное изучние) , математики - факультатив. физики и информатики. Используется деятельностный метод, работа в группах, игровые технологии....

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...

Сценарий урока по математике "Прямоугольный параллелепипед, пирамида"

урок на развитие пространственного мышления в 5 классе...

Сценарий урока по математике на тему «Единицы измерения массы", используя интерактивные карточки сервиса Учи.ру

Познакомить с новой единицей массы – граммом соотношением между граммом и килограммом.Учащиеся познакомятся с единицей массы: граммом; научатся сравнивать предметы по массе; решать задания ...

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Понятие обыкновенной дроби", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....