Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
статья по алгебре на тему

Ядрихинская Варвара Дмитриевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках математики

 «Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем,

которые будут и тем, которые не будут пользоваться математикой после школы,

должен обучать решению задач так, чтобы обучение на одну треть было математикой,

а на две трети здравым смыслом»

(Д. Пойа)

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

Познавательная активность включает:

1.Мотивы и цели деятельности.

2.Интерес к предмету.

3.Внимание к изучаемому объекту.

4.Волевые усилия.

5.Положительные эмоции.

6.Творческую самостоятельность.

7.Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

8.Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

Факторы, побуждающие учащихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Интерес учащихся резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения. Ядрихинская В.Д.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию.

Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, можно с точностью активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный вызовет интерес к урокам, учащиеся будут с радостью идти на уроки, так как предугадать ход урока невозможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра, которую в основном мы используем в среднем звене. Дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Повысить интерес и разнообразить уроки можно  в тесном сотрудничестве с коллегами, а именно, в организации и проведении интегрированных уроков. Способы осуществления межпредметных связей в процессе изучения наук разнообразны, но наш опыт позволяет выделить следующие основные направления:

  • согласование во времени изучения различных дисциплин с таким расчётом, чтобы изучение одних предметов способствовало подготовке учащихся к познанию других;
  • осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков;
  • единство требований к усвоению знаний и овладению общими умениями и навыками;
  • широкое использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин;
  • показать общность методов исследования, применяемых в различных науках;
  • раскрытие взаимосвязей явлений, излагаемых на уроках по предметам (математика, география, физика, химия).

Итак, в целом процесс интеграции отражает закономерность процесса познания: по мере его развития происходит не только движение в глубь, но и движение вширь, углубляясь, мы выходим на более широкие горизонты познания. Интеграция предполагает, прежде всего, существенное развитие межпредметных связей, переход преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Это взаимодействие возможно на разных уровнях.

Начальный уровень соответствует применению принципа вторжения в чужую область, он заключается в том, что на уроке по одному предмету включаются понятия, представленные из других дисциплин, то есть в рамках одного предмета активно используются знания, полученные на других предметах. Совершаемые на уроках математики экскурсы в физику, химию, географию, русский язык, литературу, историю будут способствовать формированию у учащихся целостной системы знаний  об окружающем мире и лучшему усвоению материала.

Следующий уровень интеграции предполагает, во-первых, использование на уроках по разным предметам общих принципов, составляющих методологическую основу современного естествознания и, во-вторых, рассмотрение комплексных проблем, которые по своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов. С процессом интеграции граница между математикой и другими предметами утрачивают чёткость, появляется многомерное видение явлений, изучение их в единстве с окружающим миром.

Активизирует познавательную деятельность и использование различных форм ИКТ на уроках математики, наиболее доступным из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и учителя, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.

возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;

возможность оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;

четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему, и наоборот;

отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу;

использовать формируемые в школе знания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;

воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них.

Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, мы пришли к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе. В обучении основным способом реализации самостоятельных работ являются упражнения, выбор которых идет по принципу «от простого к сложному» Выполнение упражнений протекает в определённых формах: фронтальная работа, работа в группах, парах, индивидуальная работа, самостоятельная, контрольная работа.

В своей работе для проверки знаний используем тесты. Они позволяют провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему. Тестирование позволяет сэкономить время на уроке и проводить контроль знаний систематически. Интенсивная работа при тестировании, её игровой характер в 5-7 классах повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.

Тестирование позволяет:

учитывать индивидуальные особенности учащихся;

проверять качество усвоения материала;

разнообразить процесс обучения;

сэкономить время на опрос;

использовать тесты для компьютеризации обучения.

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Нетрудно сделать вывод, что важнейшие составляющие современного урока - это создание атмосферы сотрудничества, демократии, взаимопомощи, душевного комфорта.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”.

Расскажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Дай мне действовать

Самому – и я научусь!

Китайская мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...