Самоанализ использования современных образовательных технологий
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Ядрихинская Варвара Дмитриевна

Самоанализ интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе "Решение квадратного уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz._kriteriy_iv.docx128.15 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

использования современных образовательных технологий

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.

На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Причиной становления моего опыта является стремление разрешить остро проявляющиеся за последние годы противоречия:

  • между имеющейся системой преподавания курса математики, основанной на знаниевой парадигме и необходимостью формирования практического и творческого мышления, как основы компетентностной личности в развивающемся обществе;
  • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений;

Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

  • деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
  • компетентностно-ориентированных;
  • информационно-коммуникативных;
  • здоровьесберегающих.

Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:

Деятельностные и проблемно-поисковые:

  • осуществление преемственности между начальным и основным звеном;
  • у учащихся слабо развита самодеятельность, т.е. самостоятельность овладения знаниями;
  • недостаточная сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналоги и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;
  • отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности;
  • снижение заинтересованности к процессу познания;
  • неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.

Компетентностно-ориентированные:

  • неумение самостоятельно конструировать свои знания;
  • слабое ориентирование в информационном пространстве;
  • слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
  • неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации;
  • невысокий уровень математической культуры.

Информационно-коммуникативные:

  • снижение интереса к предмету;
  • слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
  • неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

Здоровьесберегающие:

  • возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
  • неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
  • повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;
  • однообразие видов деятельности.

Межпредметная интеграция дает много возможностей использовать различные образовательные технологии, в том числе ИКТ технологий. Моей темой самообразования является «Межпредметная интеграция как средство активизации познавательной деятельности в условиях ФГОС». Мною были проведены следующие интегрированные уроки:

  • Интегрированный урок математики и географии в 6 классе «Масштаб», учитель географии Бадяева И.В.;
  • Интегрированный урок математики и физической культуры «Формулы», учитель физической культуры Зарецкая Т.А.;
  • Интегрированный урок математики и информатики в 9 классе «Арифметическая прогрессия», учитель информатики Кононов Д.И;
  • Интегрированный урок математики и информатики в 8 классе «Квадратные уравнения», учитель информатики Кононов Д.И. Ниже представлен самоанализ последнего урока.

Самоанализ

интегрированного урока математики и информатики в 8 классе

«Решение квадратных уравнений»

учитель математики Ядрихинская В.Д.

учитель информатики Кононов Д.И.

Урок проходил в 9а классе с использованием мобильного кабинета. К моменту проведения урока учащиеся владеют достаточными знаниями о квадратных уравнениях: решение неполных квадратных уравнений, решение квадратных уравнений с помощью формул.

Характеристика класса:

В классе 28 учеников, 16 из них имеют хорошие и отличные оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 9а класса показывает:

  1. Достаточный уровень любознательности учащихся к предметам естественно – математического цикла, математике;
  2. Достаточно сформированными являются навыки самостоятельной работы и навыки мыслительной деятельности;
  3. На достаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.

На уроке решались следующие задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), усвоения знаний и умений.
  • Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные  умения;
  • Воспитательные: научиться работать в паре, воспитывать интерес к математике, активность, мобильность,  взаимопомощь, умение общаться.
  • Оборудование: интерактивная доска Promethean (ActivBoard), мобильный кабинет, программа Exsel и PowerPoint. тест «Квадратные уравнения», карточки, таблицы, плакаты

Содержание урока

 Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать квадратные уравнения различными способами, в том числе графический способ. Учащиеся с помощью мобильного кабинета работали парами на ноутбуках, также с помощью программы EXSEL, убедились в графическом решении квадратных уравнений. Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.

Тип и структура урока:

Тип урока – комбинированный.

Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе  и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения.

Целостность знаний способствует общему развитию ученика.

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

1.    Организационный  момент.

2.    Актуализация знаний.

  1. Мотивационно – целевой этап. Постановка проблемы.
  2. Восприятие и осмысление нового материала.
  3. Первичное закрепление (с комментированием).
  4. Обучающая самостоятельная работа (с проверкой в классе).
  5. Решение тренировочных упражнений.
  6. Решение задач на повторение.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена  деятельностным методом.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверила на перемене готовность класса и оборудование к уроку; этим добилась полную готовность класса и оборудования к уроку.

На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.

На третьем этапе для создания проблемной ситуации было использовано уравнение,  которое вызвала у детей интерес, удивление, напомнило им уже известное. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск вычислительного навыка.

На четвертом этапе новое знание получено детьми в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя. Таким образом,  постановка учебной задачи  обеспечила мотивацию понятия.

На следующем  этапе в процессе первичного закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.

Этап обучающей самостоятельной работы показал, что каждый ребенок  смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.

Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.

Элементы информатики, особенно графики -  создали положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку математики и информатики, формировал устойчивые положительные мотивы.

На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся при  проведении самостоятельной работы, при решении уравнений  на повторение, а также в выборе домашнего задания.

Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки тетрадей.

Реализация принципов обучения:

-  принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило учащихся  из существующими способами решений квадратных уравнений;

-  принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно освоенные навыки решения квадратных уравнений;

-  принцип доступности  обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались не сложные задания;

-  принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности;

- принцип прочности – связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;

- принцип наглядности.

Методы обучения

Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- наглядные  (демонстрация );

- практические (решение уравнений в EXSEL)

по уровню самостоятельности учащихся:

проблемно – поисковые, репродуктивные,

по аспекту мышления:

продуктивные ( самостоятельное решение уравнений),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.

Общие результаты урока:

План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились  решать уравнения, сводящиеся к квадратным с введение новой переменной и умение делать выборку корней с учетом ОДЗ.  Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, диференцировано, дано с комментарием.

Недостатком  проведения урока, считаю:

- нерациональное использование времени при проверке домашнего задания:

- недостаточно использовано текущее оценивание:

 


План интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»

Ядрихинская В.Д., учитель математики

Кононов Д.И., учитель информатики

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), усвоения знаний и умений.
  • Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные  умения;
  • Воспитательные: научиться работать в паре, воспитывать интерес к математике, активность, мобильность,  взаимопомощь, умение общаться.

Оборудование: интерактивная доска Promethean (ActivBoard), мобильный кабинет, программа Exsel и PowerPoint. тест «Квадратные уравнения», карточки, таблицы, плакаты

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация опорных знаний.

На экране  слайд 1. Записаны уравнения:

  1. x2 + 9x – 12 = 0;
  2. 4x2 + 1 = 0;
  3. x2 –9x + 20 = 0;
  4. 2z2  – 5z + 2 = 0;
  5. 4y2 = 1;
  6. –2x2 – x + 1 = 0; 
  7. x2 + 8x = 0;
  8. 2x2=0;
  9. –x2 – 8x=1
  10. 2x + x2 – 1=0

Вопросы учащимся

Примерные ответы

1. Дайте определение квадратного уравнения

Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a0, называется квадратным

2. Назовите виды квадратных уравнений

- полное;  - неполное;  - приведенное

3. Назовите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске

1,3, 7, 10

4. Назовите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске

2, 7, 8

5. Назовите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске

1, 3, 4, 6, 9, 10

8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется?

x2-12x+6=0

9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

От знака дискриминанта.

Сколько корней может иметь кв. уравнение?

10. Сформулируйте теорему Виета

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

11. Найдите корни уравнения №3 по теореме Виета: x2 –9x + 20 = 0

ответ: 4 и 5

III. Мотивационно – целевой этап. Постановка проблемы.

-Ребята, с какими учебными предметами математика имеет более тесную связь? (Дети перечисляют предметы: физика, химия и т.д). Как решения квадратных уравнений влияет на его график, нам поможет еще один учебный предмет, которого мы узнаем решая следующее задание. Для ответа на этот вопрос решите уравнение x2-3x-4=0

с помощью дискриминанта и по таблице определите (1 ученик у доски, остальные - в тетради):

Язык

Корни уравнения

Физика

-2; 1,5

Химия

3; 4

Биология

-1,5;2

Информатика

-1; 4

География

-3; 4

Ответ: ИНФОРМАТИКА.

IV. Восприятие и осмысление нового материала.

Решение квадратных уравнений с помощью программы EXSEL.

Практическую часть урока, дети, используя ноутбуки мобильного кабинета строят график функции квадратного уравнения. Для построения графика используется программа Microsoft Excel 2013. С помощью данной программы дети сначала находят дискриминант и корни данного уравнения. Потом строят график функции, где наглядно видно, что корни уравнения являются точкой пересечения параболы с осью абсциссы.

V. Закрепление нового материала.

Графический способ решения квадратного уравнения

Рассмотрим наиболее «зрелищный» способ – графический. А теперь решим уравнение x2-3x-4=0 с помощью параболы и прямой. Для этого у каждого из вас на партах лежат заготовки миллиметровки с декартовой системой координат:

-преобразуйте уравнение: x2=3x+4

-введите функции: у=x2 – квадратичная функция, графиком является парабола.

-у=3х+4 – линейная функция, графиком является прямая.

Нужно построить графики следующих функций на одной координатной системе (1 ученик решает у доски, остальные в тетради).

Получили две точки пересечения графиков (-1; 1) и (4; 16). Как вы думаете, а что будет являться корнями уравнения?

В нашем случае, две точки пересечения, значит уравнение имеет два корня. Возможны следующие случаи: прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, могут касаться – один корень и не имеют общих точек - уравнение не имеет корней.

Применяя графический метод в данном случае, мы нашли точное значение корней, но так бывает не всегда. Однако графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.

VI. Самостоятельная работа.

 Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.

1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня.

2.В уравнении  x2-2x+1=0 единственный корень.

3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна – 5.

4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное  число.

5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.

6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней.

7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1.

8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно – 9.

9. Корни  уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .

10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.

11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.

12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.

13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

М

О

Д

Т

Л

Р

И

К

Ч

Г

Н

А

О

В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО

VII. Подведение итогов урока, рефлексия.

Наш урок подходит к концу, подумайте о том с какой пользой для вас прошёл этот урок, в этом я вам помогу, начните свой ответ с любого из предложений:

Я знаю, что ...

Я хорошо знаю, что ...

Я должен знать, что ...

Как можно совместить получившее слово «Отлично» с темой урока, с новым материалом урока?

Спасибо, и наконец, поднимите руки, кто свою работу на уроке оценивает на “5”.

VIII. Домашнее задание.

п.21,22, 23, № 654, № 672(а,б), № 679.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...