Методические особенности решения квадратных неравенств с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Гусарова Аида Михайловна

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadratnye_neravenstva_s_parametrom.docx125.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа " Центр образования"                                                                               с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области

 «Методические особенности решения квадратных неравенств с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам»

                                                                               Учитель математики Гусарова А.М.

   

Шигоны 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами.

    Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

    Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

Задачи с параметрами являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане.

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.

Отметим, что задачи с параметрами (в частности уравнения и неравенства с параметрами) обладают большим потенциалом в развитии исследовательских умений таких, как умение наблюдать, анализировать, выдвигать и доказывать гипотезу, обобщать и др. Данные задачи играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры как у школьников, так и у студентов.

          Проанализировав диссертационные исследования, учебные пособия и программы (посвященные задачам с параметрами), а также государственные образовательные стандарты отметим следующее :

Во-первых, задачи с параметрами полностью отсутствуют в учебных программах основной средней школы.

Во-вторых, задачи с параметрами являются наиболее сложными в техническом плане (как с позиции школьников, так и с позиции учителей математики).

В-третьих, овладение школьниками методами решения задачи с параметрами ведет к более глубокому пониманию всего школьного курса математики.

В-четвертых, благодаря своей высокой диагностической и прогностической ценности задачи с параметрами:

  • развивают у учащихся логическое мышление;
  • формируют математическую культуру учащихся;
  • помогают учащимся в овладении техники исследования;
  • позволяют учителю выявить нестандартность мышления учащегося;
  • наталкивают учащихся проводить элементарные математические рассуждения;
  • открывают перед учащимися значительное число эвристических приемов.

Задачи с параметрами позволяют сформировать ключевые компетенции, применимые как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности:

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • проведение анализа ситуаций;
  • планирование своей деятельности;
  • осуществление самоконтроля;
  • планирование и выбор более рационального решения;
  • работа с учебной и научной литературой;
  • систематизация знания по теме, решение и составление аналогичных задачи и др.

Целенаправленное использование задач с параметрами позволяет развивать и диагностировать развитие ряда предметных компетенций учащихся.

  1. Выполнять вычисления и преобразования.
  2. Решать уравнения и неравенства, в том числе:
  • находить область допустимых значений;
  • приводить дроби к общему знаменателю;
  • приводить подобные слагаемые;
  • производить проверку принадлежности корней уравнения области допустимых значений;
  • применять метод группировки слагаемых;
  • свободно владеть формулами сокращенного умножения и др.
  1. Выполнять действия с функциями.
  2. Выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Строить и исследовать простейшие математические модели

Формируемые  УУД в рамках ФГОС при решении задач с параметрами:

Этапы решения задач

Формируемые УУД

Анализ условия (введение буквенных обозначений)

  • целеполагание;
  • выделение существенной информации;
  • формулирование задачи и прогнозирование способов решения;
  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификация(типологизация);
  • знакосимволические действия.

Схематическая запись условия задачи в виде таблицы, схемы, графа с введенными буквенными обозначениями

  • планирование;
  • систематизация;
  • знакосимволические действия;
  • моделирование.

Составление модели (поиск аналога, привлечение из математики или физики известного закона)

  • создание способа решения залачи;
  • корректировка условия;
  • моделирование в графическом виде.

Решение уравнения, системы и т.д. (поиск неизвестного)

  • анализ и выявление существенной информации;
  • выведение следствий;
  • построение цепи рассуждений;
  • выдвижение и проверка гипотез;
  • преобразование модели.

Интерпретация модели (проверка и оценка решений, корней)

  • анализ;
  • выведение следствий;
  • конкретизация;
  • знакосимволическое действие (интерпретация).

Исследование (обобщение задачи или способа её решения для видоизмененных условий, другие подходы к решению)

  • анализ;
  • синтез;
  • поиск аналогов;
  • построение цепи рассуждений;
  • умение сжато передать содержание;
  • умение применять схемы, символы, модели;
  • создание способов решения проблем поискового, творческого характера.

Рефлексия

  • смыслообразование;
  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция;
  • готовность к саморазвитию, к самообразованию;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • развивать мотивы и интересы своей образовательной деятельности.

Структура решений квадратных неравенств

  при разных значениях a,b,c.

 

реш:

реш:

реш:

реш:

реш:

реш: 

реш:

реш:

реш:

реш:

 

Аналогично определяется множество решений, если  a<0


Базовые задачи.

Первый тип – это задачи в которых требуется найти  значения параметра, при котором данное неравенство:1) выполняется при любом значении x; 2) выполняется ровно для одного значения x; 3) не выполняется ни для одного значения x. Решение этих задач основывается на исследовании знака дискриминанта и знака старшего коэффициента при x2.

Задача 1. При каких значениях параметра а неравенство

  выполняется при всех значениях х.

Решение: а=1, ветви параболы, направлены вверх. В зависимости от знака дискриминанта возможны три варианта:

не подходит, т.к. при x значение у<0

не подходит т.к. при х= хв  у=0

подходит, т. к. при всех х, у>0

Ответ: 

Задача 2

При каких значениях параметра а неравенство   не выполняется ни для одного значения  х.

Решение:

не подходит, т.к. при   выполняется  y>0

не подходит т.к. при x у>0

не подходит, т. к. при всех х, у>0

Ответ: таких   нет

Задача 3. При каких р неравенство  

а)выполняется при всех х; б) не выполняется ни для одного значения х; в)выполняется ровно для одного значения х


Решение:

а)

подходит

<0, D>0

не подходит, т.к. выполняется ни при всех х

0

, то

не подходит, т.к. выполняется ни при всех х

<0, D<0

не подходит т.к. при всех х, у<0

<0, D=0

не подходит т.к. при всех х, у≤0

Ответ:

а)

б)

в) p=-2

Второй тип – это задачи, в которых задано некоторое множество М, отличное от  R  и необходимо найти значение параметров, при которых данное квадратное неравенство выполняется на множестве М. Основной подход к их решению – нахождение нужного расположения корней квадратного трехчлена относительно множества М, а затем описать найденное расположение корней в виде  неравенств. Решение этих неравенств позволяет найти требуемые значения параметров.

Задача 4. При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х<2.

Решение:

y>0 при всех х,  т.е. при х<2

D<0

не подходит, т.к. на ,  y≤0

не подходит

не подходит

не подходит

Ответ:

Задача 5

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х≥5.

Решение:

Ответ:

Задача 6

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях 1<х≤4.

Решение:

Ответ: .

Модифицированные задачи

Задача1

При каких значениях параметра m неравенство

   выполняется при всех значениях 1<х<2?

Ответ:

Задача 2

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х.

Ответ:

Задача 3

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х?.

Ответ:

Нестандартные задачи

Задача 1

При каких значениях параметра а неравенство

выполняется при всех x

Ответ: a

Задача 2

При каких значениях параметра p выполняется

  

для любого x

Ответ: [-7,5;+∞]

Задача 3

При  каких m неравенство выполняется для всех x

Ответ: [-6; 4]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азаров А.И., Барвенов С.А., Федосенко В.С. Методы решения задач с параметрами. Математика для старшеклассников. Минск: «Аверсэв», 2003.
  2. В.С. Высоцкий, Задачи с параметрами для подготовки к ЕГЭ
  3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. — К.: РИА "Текст"; МП "ОКО", 1992. -290 с.
  4. Качалова Г. А. О необходимости включения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в учебный модуль «Основы математики» // Materiały Międzynarodowej Naukowi-Praktycznej konferencji Postępów w nauce. Nowe poglądy, problemy, innowacje. 29.07.2012. — 31.07.2012. Część 2. — Łódź, 2012. — С. 67–70.
  5. Козко А. И., Панферов В. С, Сергеев И. Н., Чирский В. Г. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5. Задачи с параметром / Под ред. А. Л. Семенова и И. В.Ященко. — М.: МЦНМО, 2011.-144 с.
  6. Родионов Е.М. Решение задач с параметрами. М.: МП «Русь-90»,1995
  7. Шевкин А.В. Задачи с параметром: Линейные уравнения и их системы. /Серия «Математика. Проверь себя». М.: ООО «Русское слово – учебна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".

Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...

Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам

Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.  «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...

Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»

  Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает ...

Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:·         создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...

Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты...