ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
методическая разработка по алгебре на тему

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна

Цель работы состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся смогут самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников; научатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретут коммуникативные умения, работая в различных группах; разовьют у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); на развитие системного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_rabochaya_programma.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Рассмотрен
на заседании кафедры информационно-математических дисциплин

протокол №  «_» ____ 201_г.

__________/Е.С. Осипова

         СОГЛАСОВАН

         Зам. директора по УР

 _________/ Сарычева В.Н.

          «___» ________ 201_г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»

___________ /И.М. Трисорука

 Приказ №____от

«___» ________ 201_г.

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования

Составитель: Атавова Р.Ш.,

преподаватель математики,

ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»

Салехард 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине «Математика» предназначена для дополнительного изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

Примерная рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине «Математика» ориентирована на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования в высших учебных заведениях;
  • развитие логического мышления, познавательной активности и самостоятельности обучающихся;  
  • формирование навыков самореализации и публичных выступлений, а так же умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике с применением информационных технологий; к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Примерная рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине «Математика» ориентирована на достижение следующих задач:

  • научить применять информационные технологии для создания творческих проектов;
  • обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы по математике;
  • повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску;
  • способствовать формированию навыков самореализации и публичных выступлений.

Концепция, заложенная в содержании внеурочной деятельности по учебной дисциплине «Математика» состоит в том, что математика нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык математики подчеркивает её значение как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения математики является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности включает материал, который является одной из основ математической грамотности, необходимой для каждого гражданина РФ.

В ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
  • выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • сформировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/П

Наименование разделов и тем

36 недель

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1: ВВЕДЕНИЕ

1

1.1

Роль математики в современном обществе.

1

РАЗДЕЛ 2: ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ

12

2.1

Понятие «множество», элемент множества. Способы задания множеств: указание характеристического свойства, перечисление элементов. Пустое множество. Изображение множеств (круги Эйлера, диаграммы Венна).

4

2.2

Введение операций над множествами. Свойства операций над множествами. Теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями: включение, объединение, пересечение, разность, дополнение множеств.

4

2.3

Законы пересечения и объединения множеств. Прямое (декартово) произведение множеств. Основные тождества алгебры множеств.

4

РАЗДЕЛ 3: ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ. ФОРМУЛЫ ЛОГИКИ.

12

3.1

Алгебра логики. Высказывания и высказывательные формы. Отрицание высказываний. Конъюнкция и дизъюнкция. Союзы языка и логические операции (Язык и логика).

4

3.2

Импликация, эквиваленция, сумма по модулю два. Таблицы истинности.

4

3.3

Определение значения истинности высказываний. Построение составных высказываний. Решение логических задач.

4

РАЗДЕЛ 4: КОМБИНАТОРИКА

12

4.1

Основные понятия и формулы комбинаторики.

4

4.2

Теория вероятности.

4

4.3

Статистика.

4


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; знать историю возникновения чисел, вавилонскую нумерацию, нумерацию и дроби Древней Греции, на Руси.

Теория множеств 

Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность.

Логические операции. Формулы логики

Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; исследовать всевозможные ситуации при решении логических задач; знать алгоритм решения несложных логических задач; решать логические задачи с помощью графов, таблиц.

Комбинаторика 

Оперировать понятиями: факториал, перестановки, размещения, столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, мода, медиана.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты:

  • аргументировать правильность выбранного хода решения или отсутствие решения в противоречивых задачах;
  • воспитание чувства самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • умения преодолевать трудности – качества весьма важные в практической деятельности любого человека;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При оценивании результатов обучающихся применяется только словесная оценка (оценочное суждение). Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности и проанализировать свои возможности. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы обучающегося, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытия причин неудач.

Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по математике, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для обучающихся

Волошинов А.В., Математика и искусство. – М.: Просвещение, 2000 г.

Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000 г.

Кривоногов В. В., Нестандартные задания по математике: 5-11 классы /В. В. Кривоногов. – М.: Первое сентября, 2002. – 219 с.

Перельман Я. И., «Занимательная арифметика»

Свечников А. А., Сорокин П. И., «Числа. Фигуры. Задачи во внеклассной работе». М.: « Просвещение», 2002 г.

Федотов И. К. «500 задач по математике на сообразительность (с решениями). Казань: Издательство «Магариф», 1999 г.

DVD – диск: Математика для старшекурсников. Москва, «Квант».

CD – ROM  практикум Математика для старшекурсников.

Министерство образования РФ: http://www.informatika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/; www.cathedral.ru.

Для преподавателей

Зубков Л.Б. Иры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001 г.

Криволапова Н. А., «Внеурочная деятельность» программа развития познавательных способностей. М: «Просвещение», 2012 г.

Криволапова Н. А., «Внеурочная деятельность» сборник заданий. М: «Просвещение», 2012 г.

Лавлинскова Е.Ю., Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006 г.

Падалко А. Е., «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся». М.: «Просвещение», 2004 г.

Степанов В. Д., Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М.: Просвещение, 1991 г.

Сухин И.Г., 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч

Рабочая программа  внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...