Выделение квадрата двучлена
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Доржу Байлак Салчаковна

Выделение квадрата двучлена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vydelenie_kvadrata_dvuchlena.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:


ВЫДЕЛЕНИЕ КВАДРАТА ДВУЧЛЕНА
ИЗ КВАДРАТНОГО ТРЕХЧЛЕНА

Цели: формировать у учащихся умение выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена и решать задачи с помощью этого преобразования.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Какие из чисел: –2; –1; 0; 1; 2  – являются корнями квадратных трехчленов х2 + 4х + 3 и 5х – 2х2?

III. Объяснение нового материала.

В 8 классе учащиеся уже решали квадратные уравнения с помощью выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена, то есть данный прием им знаком. Однако следует еще раз разобрать несколько примеров и записать алгоритм, по которому выполняется это преобразование.

Сначала лучше привести несложный пример, где коэффициент а квадратного трехчлена равен 1, а коэффициент b – четный:

х2 – 6х + 4 = х2 – 2 · 3 · х + 32 – 32 + 4 = (х – 3)2 – 5.

Затем нужно разобрать сложный пример. При этом учащиеся записывают в тетрадях проводимые преобразования и их словесное описание в общем виде, то есть составляют алгоритм выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена.

ax2 + bx + c                         2х2 + 16х + 5

1) Вынести за скобки коэффициент а:

                

2) Представить выражение  в виде удвоенного произведения двух множителей:

                8х = 2 · 4 · х

3) К выражению в скобках прибавить и вычесть :

4) Представить часть выражения в скобках в виде полного квадрата:

5) Раскрыть скобки:

;                2 (х + 4)2 – 27;

2х2 + 16х + 5 = 2 (х + 4)2 – 27.

Далее следует разобрать пример 3 из учебника, который показывает, как прием выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена может быть использован при решении геометрической задачи.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 64, № 66.

2. № 68.

Р е ш е н и е

Выделим квадрат двучлена из данного квадратного трехчлена:

2х2 – 4х + 6 = 2 (х2 – 2х + 3) = 2 (х2 – 2 · 1 · х + 12 – 12 + 3) = 2 ((х – 1)2 +
+ 2) = 2 (
х – 1)2 + 4.

Выражение  2 (х – 1)2  положительно  при  любом  х ≠ 1,  поэтому  сумма 2 (х – 1)2 + 4 принимает наименьшее значение при х = 1 и это значение равно 4.

О т в е т: при х = 1 наименьшее значение равно 4.

3. № 70.

Р е ш е н и е

Пусть  один  катет  треугольника  равен  х см.  Тогда  второй  катет  равен (6 – х) см, а площадь треугольника равна x (6 – x) см2.

Раскрыв скобки в выражении x (6 – x), получим 3х – x2. Выражение –x2 + 3х является квадратным трехчленом. Выделим из него квадрат двучлена:

x2 + 3х = –(х2 – 6х) = –(х2 – 2 · 3 · х + 32 – 32) = –((х – 3)2 – 9) =
= –
((х – 3)2 + .

Выражение –(х – 3)2 отрицательно при любом х ≠ 3, поэтому сумма –(х – 3)2 +  принимает наибольшее значение при х = 3. Таким образом, площадь будет наибольшей, когда один катет треугольника равен 3 см, тогда второй катет тоже равен 3 см, то есть треугольник является равнобедренным.

4. № 71.

Р е ш е н и е

Чтобы выяснить, какой наибольшей высоты достигнет стрела, нужно найти наибольшее значение квадратного трехчлена –5t2 + 50t + 20. Для этого выделим из него квадрат двучлена:

–5t2 + 50t + 20 = –5 (t2 – 10t – 4) = –5 (t2 – 2 · 5 · t + 52 – 52 – 4) =
= –5 ((
t – 5)2 – 29) = –5 (t – 5)2 + 145.

Данное выражение достигает наибольшего значения при t = 5, значит, наибольшая высота равна 145 м.

О т в е т: 145 м.

 

V. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1. Найдите корни квадратного трехчлена:

а) х2 – 8х + 15;                б) 2а2 – а;                в) 7х2 – 28.

2. Выделите квадрат двучлена из квадратного трехчлена:

а) х2 + 4х + 1;                б) y2 – y + 2.

В а р и а н т  2

1. Найдите корни квадратного трехчлена:

а) х2 – 5х + 6;                б) 2b2 – 18;                в) 0,3х2 + 0,1х.

2. Выделите квадрат двучлена из квадратного трехчлена:

а) х2 – 6х + 11;                б) x2 – 2x + 5.

VI. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется квадратным трехчленом?

– Что такое корни квадратного трехчлена? Как их найти?

– Сколько корней может иметь квадратный трехчлен?

– Как выделить квадрат двучлена из квадратного трехчлена?

– Как  найти  наибольшее  или  наименьшее  значение  квадратного трехчлена?

Домашнее задание: № 65, № 67, № 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Квадрат двучлена

обобщающий урок...

решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. открытый урок

Конспект урока алгебры 8 класса по теме "Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена" может быть использован при подготовке к уроку по данной теме....

Комбинированный урок по теме РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ МЕТОДОМ ВЫДЕЛЕНИЯ КВАДРАТА ДВУЧЛЕНА

Непростая тема алгебры 8 класса "РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ МЕТОДОМ ВЫДЕЛЕНИЯ КВАДРАТА ДВУЧЛЕНА" часто вызывает трудности у школьников. Хочу предложить свой вариант подхода к введению этой темы...

Открытый урок в 7 классе по теме "Квадрат двучлена"

В материалах содержатся: коспект урока, дидактические материалы для урока, презентации, творческая работа ученика, оценочный лист....

Конспект урока по теме "Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена"

Цель данного урока - повторить понятие квадратного уравнения (полного, неполного, квадратного), закрепить метод решения квадратного уравнения с помощью выделения квадрата двучлена....

Алгебра 7. Самостоятельная работа. Выделение квадрата. Мерзляк А.Г.

Самостоятельная работа составлена в 2 вариантах. Для удобства работы учителя содержит ответы...

Презентация Алгебра 7 класс "Преобразование многочлена в квадрат двучлена"

Презентация Алгебра 7 классПреобразование многочлена в квадрат двучлена...