Карточки по теме "Квадратные уравнения" алгебра 8 класс
тренажёр по алгебре (8 класс) на тему

Оленникова Татьяна Николаевна

Раздаточный материал по теме "Квадратные уравнения".  1. Выделение полного квадрата. 2. Решение квадратных уравнений. 3. Приведенное квадратное уравнение. 4. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon карточки с примерами232 КБ

Предварительный просмотр:

                          Карточка «Выделение полного квадрата»                Алгебра 8.

        Выделить полный квадрат из квадратного трехчлена    .

 

 Преобразование (логические шаги):

                       Формулы :

1.

Вынесем за скобки коэффициент при

       

2.

Выражение    представим  в  виде  (удвоенное произведение числа   на число х):

     

3.

Выражение       дополним до

полного квадрата. Для этого к выражению, стоящему в скобках, прибавим и вычтем число , являющееся квадратом числа  (выражение от этого не изменится):

4.

 Заметим, что ,

поэтому :

5.

 

    Итак,

     .

 Пример :   Выделить полный квадрат из выражения:  .

                                             Решение:

= ,

.

                                      Логические шаги:

1. Вынесем за скобки коэффициент при .

2. Выражение  2 х  запишем  в  виде  2 · х · 1(удвоенное произведение числа  х на число 1).

3. Выражение    дополним до полного квадрата  -  прибавим и вычтем по 1

    (выражение от этого не изменится).

4. Произведем замену выражения  + 1  выражением  .

                    Ответ:   = 2- 5.

Выделить полный квадрат из выражения (выполнить самостоятельно) :

               а)     б) .

   Квадратное уравнение общего вида                                    Алгебра 8.

Так называется уравнение   = 0,  где а ≠ 0 и а ≠ 1.

1. Разделим обе части уравнения на  а:  .

2. Выделим полный квадрат и получим:  или

  , обозначим  D = , тогда , если D > 0,              

         то      .

3. D =  - называется дискриминантом уравнения  = 0  ( 1) :

    А)   Если   D > 0,  то уравнение ( 1) имеет два различных действительных корня:

                                   ,    .

    Б)    Если   D = 0,  то уравнение ( 1) имеет один  действительный корень или

                                   два равных корня:   .

    В)   Если    D < 0,  то  уравнение ( 1) не имеет  действительных корней.

           Карточка «Решение квадратных уравнений»          Алгебра 8

1. Решить уравнения: а)  ;    б)  .

2. Использую понятие дискриминанта квадратного уравнения, определить, не решая

    уравнения, имеет ли оно корни и если да, то какие (два различных действительных  

    корня, два равных действительных корня ):

       а)  ;   б)  ;

       в) ;    г) .

                        Приведенное квадратное уравнение.                           Алгебра 8

Уравнение    -  называется приведенным, если  а = 1.

Уравнение вида  ,  где  p  и  q – числа,  называется приведенным.

1.  Назвать уравнения, которые являются  приведенными квадратными уравнениями:

     а)  ;     в)  ;

     б)   ;                        г)  .

2.  Вывести формулу корней приведенного квадратного уравнения  .

      Решение:

   .

Имеем:    ;     .

                        Корни приведенного квадратного уравнения .

        Имеем приведенное квадратное уравнение  

         Найти сумму и произведение его корней.

Решение:    1.  В заданном уравнении  p = - 5 ,  q = 6.

                         Применим формулу  .

                         Имеем:  ,  х = 2, х = 3.

                    2.  Найдем сумму и произведение  корней:

                                  .

Вывод:  Для данного уравнения мы получили, что сумма корней его равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену.

     Что это – простое совпадение или закономерность?

                                                      Теорема Виета.

Пусть дано приведенное квадратное уравнение вида

 Тогда    ,  .

Найдем сумму корней. Легко заметить, что .

Найдем произведение корней :

     () · () =  .

Откуда      q.

Значит, для приведенного квадратного уравнения  где   - корни данного уравнения,  верно :.

     Карточка №1. «Приведенное квадратное уравнение»         Алгебра 8

Не решая данных уравнений, определить их корни:

         а) ;    б)  ;   в)  .

Ответы записать в таком виде:

   1) 1 и 4;     2) 1 и – 4;   3) - 1 и 4;    4) - 1 и – 4;    5)  нет действительных корней.

     Карточка №2. «Приведенное квадратное уравнение»         Алгебра 8

Не решая данных уравнений, определить их корни:

            а) ;    б)  ;   в)  .

Ответы записать в таком виде:

   1) 1 и 4;     2) 1 и – 4;    3) - 1 и 4;    4) - 1 и – 4;    5)  нет действительных корней.

                     Теорема, обратная теореме Виета.                    Алгебра 8

    ●  Если даны два действительных числа  , такие, что ,  то

эти числа   являются корнями  квадратного уравнения  .

Задача.  Составить квадратное уравнение, корнями которого были бы числа  3 и – 5 .

Решение:

   1.  Приведенное квадратное уравнение имеет вид :

   2.  Применим теорему, обратную теореме Виета:

             3 + (- 5) = - p,    3 · ( - 5) = q.  Отсюда   p = 2;  q = - 15.

   3.  Составим уравнение:      

                 Ответ:   .

     Карточка №3. «Приведенное квадратное уравнение»         Алгебра 8

Составить квадратное уравнение, корнями которого были бы числа: А)  2 и 3; Б) 6 и – 2.

                                                      Решение:

1.  Запишем приведенное квадратное уравнение :  

2.  Применим теорему, обратную теореме Виета:  ; …

3.  Составим уравнение: ….

     Карточка №4. «Приведенное квадратное уравнение»         Алгебра 8

Составить квадратное уравнение, корнями которого были бы числа: А) - 5  и - 3; Б) 1 и – 2.

                                                      Решение:

1.  Запишем приведенное квадратное уравнение :  

2.  Применим теорему, обратную теореме Виета:  ; …

3.  Составим уравнение: ….

Ответ: ) ;  1б) .  2а) ;  2б) .

 

Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Алгебра 8

            Квадратный трехчлен    тогда и только тогда представим в виде произведения линейных множителей с действительными коэффициентами:

                                            =  

 когда дискриминант  D =  этого квадратного трехчлена неотрицателен

                  ( здесь    и   - корни трехчлена  ).

                                                       Пример.

Разложить на линейные множители выражение:  .

Решение:     1. D =  ,  D =  ,  D > 0.

                     2.  Выносим коэффициент при   за скобку:

                          .

                     3.  Находим корни уравнения:  :

                            .

                     4.  Запишем:  = .

Ответ:  =    или    .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная карточка проверки 8-9 класс

Карточка позволяет проверить знания учащихся по основным разделам программы по химии 8-9класса. Вариантов заданий можно создать много....

Работа с карточками для 5-8 классов

этот материал можно использовать во время уроков русского языка...

Технология « Порог успешности». Разноуровневые карточки для учащихся 10 класса.

В этом учебном году краевой институт дополнительного  профессионального педагогического образования предложил нам, учителям математики Краснодарского края, использовать при подготовке к ЕГЭ...

визитная карточка для выступления кадетского класса

визитная карточка с которой мой класс выступал на фестивале кадетских классов...

Карточки по алгебре 9 класса.

Карточки по алгебре 9 класса по темам: "Линейные и квадратные неравенства.Рациональные неравенства."...

Карточки. Русский язык. 7 класс.

В этом разделе вы найдёте карточки разного уровня....

Карточки. Русский язык. 7 класс.

В этом разделе вы найдёте карточки разного уровня....