Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: «Решение показательных уравнений»
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Судникова Наталья Владимировна

Урок разработан в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся способных осваивать учебный материал школьной программы по алгебре и началам анализа на разном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме:

«Решение показательных уравнений»

  • Судникова Наталья Владимировна, учитель математики

Цели урока:

      Цель: повторить основные  методы  решения показательных уравнений.

  • Создать условия  для открытия новых знаний: применение комплекса  методов при решении более сложных показательных уравнений, подготовить к восприятию нового понятия - логарифма.
  • Способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения.
  • Способствовать становлению коммуникативной компетентности (работать в группе, оценивать себя и товарищей), информационной (работать с учебником, справочником, дополнительной литературой, выступать перед аудиторией).

Задачи урока:

образовательная:  продолжить работу над формированием алгоритмов решения показательных уравнений;  обеспечить повторение свойств степени, показательной функции, необходимых для решения уравнений;

развивающая: способствовать формированию умений применять различные приёмы: сравнение, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, также развитию математического кругозора, логического мышления, устной речи и внимания.

воспитательная: содействовать развитию мотиваций и самосовершенствования личности учащегося.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование:

мультимедиа проектор; экран; таблица «Показательная функция y = аx», раздаточный материал: карточки-консультанты, самостоятельная и проверочная работа, бланк ответов, справочники, учебник, медиаресурсы по решению показательных уравнений.

Основные формы работы учащихся во время урока: индивидуальная, групповая.

Подготовка к уроку:

  • Заранее учащимися готовятся сообщения: о показательных функциях, как  о моделях реальных ситуаций, показывается межпредметная связь (связь математики с физикой, биологией) и историческая справка по изучаемой теме.
  • Класс разбит на две группы по 4 человека, распределены обязанности между всеми членами в каждой группе.
  • Приготовлены таблицы, учебник, справочники.
  • Составлена самостоятельная работа.
  • Приготовлены карточки - консультанты, разноуровневые задания по решению показательных уравнений.

Структура урока.

1)Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

4) Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые)

- в измененной ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6)Закрепление материала в ходе выполнения дифференцированной проверочной работы

7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Подведение итогов занятия

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучаем? Совершенно верно, именно решению показательных уравнений была посвящена ваша домашняя работа.

2. Актуализация знаний. Систематизация знаний, умений и навыков по теме: “Показательная функция”, «Решение показательных уравнений».

Подготовка учащихся к открытию новых для них знаний, к активному и осознанному изучению нового материала.

Проверка домашнего задания. Какие возникли вопросы? Ребята, вам было дано дополнительное  задание, кто выполнил? (Сообщение о показательных функциях, как моделях реальных ситуаций, показывается межпредметная связь (связь математики с физикой, биологией) и историческая справка по изучаемой теме).

Историческая справка.

  1. Ученик.  Современные обозначения степени с натуральным показателем ввел в XVII веке Декарт. Первым систематически стал использовать рациональный показатель Ньютон. Немецкий математик М. Штиффель  (1487 – 1567) дал определение  = 1,  при ≠0 и ввёл название «показатель» (буквенный перевод с нем. Exponent).
  2. Показательные функции открывают доступ  ко многим исследованиям в различных областях науки

Итак, тема урока «Решение показательных уравнений». Открыли тетради, записали число, классная работа. Посмотрите, какие раздаточные материалы вы получили.

Фронтальный опрос:

  1. Давайте вспомним  определение показательной функции y=, a>0, a1.
  2. Какова область определения показательной функции?
  3. Какова область значений показательной функции?
  4. При каком значении х значение показательной функции равно 1?

1.Устный счёт.

  1. Представьте в виде степени с основанием 2 числа 16, 32, 64, 1, 128, 256.
  2. Представьте в виде степени с основанием 5 числа 5, 125, 1, 625, ,,  ,  0,2   0,04?
  3. Представьте число 1 в виде степени с основанием  4; 2;.

Самостоятельная  работа  на повторение.

1.Какие из данных функций являются показательными (указать букву):

a) y = 2x,           б) y = x2,           в) y = 3x,          г) y = (5,1) x,          д) y = x,    

   е) y = (x-2)3,        ж) y = x,            з) y = 3-x .

2. Какие из перечисленных показательных функций, являются возрастающими и какие убывающими?

3. Решить:         a)  =0,4;        б) = ;         в) = ;      г) = 8;

     д)  =2;                  е) = 27;        ж)  = -.

4. Соотнесите уравнения и методы их решения

Методы решения

Уравнения

А

Приведение к одному основанию (уравнивание показателей)

1

2∙=15

Б

Введение новой переменной

2

−4∙−12=0

В

Функционально-графический

3

 =4 - х

Г

Приведение к одному показателю

4

=

5

=

6

 =

Результатом данного этапа урока является выявление уровня подготовки учащихся к решению более сложных уравнений (методов решения показательных уравнений).

3. Этап “открытия” новых знаний. (Этап постановки проблемной задачи).

Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную  только в показателе степени.

Карточка-консультант № 1

Схема приведения обеих частей уравнения к виду степеней с одинаковыми основаниями

Этапы решения

Примеры

=9

·0,2 = ·

1.Представьте обе части уравнения в виде степени с одинаковым основанием, используя свойства степеней или вынесение общего множителя за скобки.

=

2.Решите уравнение вида:

=.

+3−1,5=2,5

+3−4=0

=−4

=1

3.Запишите ответ.

Ответ: −4; 1.

Ответ: -3.

Карточка-консультант № 2

Схема приведения обеих частей уравнения к виду степеней с одинаковыми показателями

Этапы решения

Примеры

=

=

1. Представьте обе части уравнения в виде степени с одинаковым показателем.

=

=

2.Решите уравнение вида:

=.

= 1

=

1−0,5=0

3.Запишите ответ.

Ответ: 2.

Ответ: 1,5.

Карточка-консультант № 3

Схема применения функционально-графического метода

Этапы решения

Примеры

+ х = 6

 =

1. Представьте обе части уравнения в виде функций так, чтобы одна из них была возрастающей, а другая – нет (т.е. убывающей или принимающей постоянное значение)

= g(x)

 = 6 - х

2.Подберите корень уравнения, который по теореме о корне будет единственным.

3.Запишите ответ.

Ответ: 1.

Ответ: 2.

 = 5 + 4sin2

Карточка-консультант № 4

Метод введения новой переменной в показательных уравнениях

Этапы решения

Примеры

−31∙−8=0

−26∙−3=0

1.Избавьтесь от числовых слагаемых в показателях степеней (если они есть и не совпадают).

−31∙∙2−8=0

16∙−62∙−8=0

2.Приведите все степени к одному основанию.

16∙−62∙−8=0

3.Сделайте замену переменной.

Замена:  =

16∙−62∙−8=0

4.Решите полученное уравнение.

8−31=0

=4;  =−

5.Сделайте обратную замену и решите уравнение =b

1)=4;    =2

2)=− ;  корней нет.

6.Запишите ответ.

Ответ: 2.

Ответ: 0

       − 3∙+  = 28

Ответ: х1=1;  2 х2  3

Уравнение         − 3∙+  = 28 решаем поэтапно, вызывая учащихся для решения к доске (обратить внимание, что данное показательное выражение встретилось выпускникам прошлого года на ЕГЭ и значительную трудность составил момент разложения на множители). При решении простейших показательных уравнений на последнем этапе ввести понятие логарифма.

Проверочная работа.

Решить уравнения:

«3-4»

«5»

1

 = х+8

=

2

 = 100

 −8∙+7=0

3

=

=

Итоги урока. 

Домашнее задание.

  1. Повторить методы решения показательных уравнений (вклеить карточки в справочник); стр. 358 прочитать о функционально-графическом методе решения уравнений, разобрать решение уравнения (пример 11);
  2. Решить уравнения:

1) =64

5) 2∙=15

2) =

6) −4∙−12=0

3) =

7) 3∙+2∙=5∙

4) =4

  1. Дополнительная часть:

+16=10∙            +=3

=0                  = 5 + 4sin2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики МБОУ СОШ №59 Судникова Н.В. Х.Школьный 2017 год Учащиеся работают на заранее подготовленных бланках, заполняют таблицу, записывают решения уравнений. 10 класс

Слайд 2

Цель урока повторить основные методы решения показательных уравнений; учить применять свойства показательной функции при решении показательных уравнений, развивать математическую интуицию, догадку при решении более сложных показательных уравнений.

Слайд 3

Фронтальный опрос: Дайте определение показательной функции y = a x , a >0, a 1. Какова область определения показательной функции? Какова область значений показательной функции? При каком основании показательная функция y = a x является возрастающей, убывающей? При каком значении х значение показательной функции равно 1?

Слайд 4

Устный счёт Представьте в виде степени с основанием 2 числа 16, 32, 64, 1, 128, 0,5 Представьте в виде степени с основанием 5 числа 5, 125, 1, 625 , 0,2 0,04? Представьте число 1 в виде степени с основанием 4; 2; .

Слайд 5

Самостоятельная работа

Слайд 6

4. Соотнесите уравнения и методы их решения

Слайд 7

Проверка

Слайд 8

Проверка

Слайд 9

Этап “открытия” новых знаний Работа с карточками - консультантами

Слайд 10

Приведение обеих частей уравнения к виду степеней с одинаковыми основаниями

Слайд 11

Приведение обеих частей уравнения к виду степеней с одинаковыми показателями

Слайд 12

Применения функционально-графического метода

Слайд 13

Метод замены переменной в показательных уравнениях

Слайд 14

Метод замены переменной в показательных уравнениях

Слайд 15

Подведение итога

Слайд 16

Домашнее задание

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме "Решение показательных уравнений"

Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме "Решение показательных уравнений", на котором повторяются все способы их решения ....

Методические рекомендации к урокам алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"

Материал содержит обобщение основных способов решения показательных уравнений и неравенств...

Обобщающий урок по Алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Решение показательных уравнений", презентация

Обобщающий урок по Алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Решение показательных уравнений", презентация...

План урока алгебры и начал анализа, 11 класс, по теме "Методы решения логарифмических уравнений

Данный урок включает в себя итоговое занятие по теме "Логарифмические уравнения"...

Методическая разработка к уроку алгебры и начала анализа 11 класс по теме " Геометрический смысл производной"

Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может использоваться для подготовке к экзамену для повторения и выявления пробелов у учащихся....

Технологическая карта урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: "Решение показательных уравнений"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по алгебре и началам анализа по теме: " Решение показательных уравнений", сформулированы планируемые результаты обуч...