Методическая разработка по теме: Исследование функции и построение графика функции.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Пестова Юлия Владиславовна

Методическая разработка - конспект урока по теме: Исследование функции с помощью производной и построение графика функции.  Урок построен в форме игры., в ходе которой проверяются знания по исследованию функции с помощью производной, а так же построение графика функции на основе прведенного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_issledovanie_funktsii.docx826.26 КБ

Предварительный просмотр:

НОЧУ «Британская международная школа»

 

Методическая разработка

по теме:

Исследование функции и построение графика функции.

Предмет: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.

Учитель: Пестова Ю.В.

2018 г.


Занятие по теме: «Исследование функции и построение графика функции».

Цель:

  • Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний свойств функции (область определения, четность, нечетность, промежутки знакопостоянства и монотонности) и умений по исследованию функции;
  • Совершенствовать умение применять полученные сведения для построения графиков функций на основе предварительного исследования;
  • Способствовать воспитанию воли и настойчивости для достижения конечных результатов.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • способствовать развитию навыков чтения графиков и построения графиков функций, используя схему исследования функции;
  • повторить свойства функций, схемы исследования функций.

Развивающие задачи:

  • формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты, формировать
    информационную компетенцию;
  • развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
  • развивать математическую речь, коммуникативную компетенцию.

 Воспитательные задачи:

  • воспитание коллективизма и ответственности за общее дело;
  • воспитание взаимопомощи;
  • побуждение учеников к самоконтролю, взаимоконтролю;
  • воспитание интереса к предмету

Тип занятия: Комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Форма проведения занятия: Игра «Эстафета». Описание: группа делится на 3 команды, каждая команда выбирает капитана. Команда занимает один ряд, капитан стоит у доски. Всем командам выдается похожие/однотипные задание и карточка со схемой исследования. Члены команды исследуют функцию, каждый свои пункты (пункты меняются от задания к задаию) и заполняют карточку исследования. После чего задание возвращают преподавателю, а карточку исследования передают капитану, который по ней должен построить график на доске. Всего 3 задания. Каждый пункт исследования оценивается в 1 балл, построение графика – максимум 3 балла, скорость выполнения всего задания +2 балла первым, +1 балл второй команде.

Основные понятия: область определения, область значений, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, четность/нечётность, экстремумы.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование: раздаточный материал, стенд, интерактивная доска.

Методы обучения: репродуктивный, исследовательский-поисковый, метод стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Литература: 1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый и углубленный уровни) , Алимов А.Ш., Колягин Ю.М. и другие.

2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Часть 1 и 2. Мордкович А.Г


Структура классы занятия:

Этапы урока

Дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Примерное время

I.

Орг. Момент

психологический настрой обучающихся на занятие.

Фронтальная

словесный

1 мин

II. Целеполагание

постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся

Фронтальная

словесно - наглядный

доска

3-5 мин

III.

Актуализация знаний

1. проверка домашнего задания.

2. Игра «Эстафета».

 организовать повторение выученного материала;

  повторить основные понятия, которые понадобятся на данном уроке;

 формирование УУД в условиях решения практических задач.

индивидуальная

(взаимопроверка)

Фронтальная

Групповая (парная) форма обучения

наглядный

словесно наглядный

Исследователь-ский-поисковый

доска, тетрадь

доска

Карточка, доска

5 мин

5 мин

55-60 мин

3.

Подведение итогов игры.

Повторение (обобщение, и систематизация) ЗУНов, УУД.

Фронтальная

словесный

доска

10 мин

IV.

Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков и путей их устранения.

Фронтальная

словесный

доска

5 мин

V. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

Фронтальная

словесно наглядный

карточки

1 мин


Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели.

На  последних уроках вы учились исследовать функцию, используя производную, находить промежутки возрастания, убывания функции, промежутки знакопостояноства, экстремумы и точки экстремума функции.  Сегодня мы постараемся обобщить знания по этой теме, познакомимся со схемой исследования функции.

Проверить свои знания по теме «Исследование функции и построение графика функции» вы сможете, приняв участие в  игре «Эстафета»

  1. Актуализация знаний умений и навыков.
  1. Проверка домашней работы.

Но, прежде чем «бежать» к финишу, необходимо проверить готовность.

Разберем задания из домашней работы, которые вызвали затруднения. (Разбираем на доске, каждый оценивает свой уровень знаний по данной теме)

Игра «Эстафета»

Начнем нашу «Эстафету». Для начала сформируем 3 команды и выберем капитанов. Члены команды будут получать задание по исследованию функции, а капитан на доске по вашим исследованиям будет чертить график. Каждая команда получит 3 задания. Каждый пункт исследования оценивается в 1 балл, построение графика – максимум 3 балла, скорость выполнения всего задания +2 балла первым, +1 балл второй команде.

I вариант

II вариант

III вариант

  1. Итог игры.

В процессе игры вы исследовали 3 функции, а ваши капитаны смогли построить по вашим исследованиям графики на доске.

Молодцы! Вы с достоинством прошли все этапы нашей эстафеты! Победителем становится команда …..! (бурные аплодисменты)

  1. Подведение итогов урока.

Сегодняшняя работа показала, где и какие недочеты остались у вас по данной теме, дабы исправить их на дом  вы возьмете задания ваших соперников.

  1. Домашнее задание.

На дом выдаются задания команд-противников.


Приложение 1.

Карточка исследования графика

Команда:  

Свойство функции

Ответ

Область определения функции:

Область значений функции:

Промежутки возрастания функции:

Промежутки         убывания функции:

Карточка исследования графика

Команда:  

Свойство функции

Ответ

Точки пересечения графика:

        С осью Ох

        С осью Оу

Дополнительные точки графика (наибольшее, наименьшее значение функции, точки перегиба)

Четность/нечетность

Карточка исследования графика

Команда:  

Свойство функции

Ответ

Точки максимума функции:

Максимум функции:

Точки минимума функции:

Минимум функции:

xmax =        f(x)=

xmax=        f(x)=

xmin =        f(x)=

xmin =        f(x)=

Промежутки знакопостоянства:

        f(x)>0

        f(x)<0

Приложение 2.

Карточка команды

Название команды:

Капитан:

Девиз:

Команда:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание 1.

Исследование:

График:

Задание 2.

Исследование:

График:

Задание 3.

Исследование:

График:

Задание 4.

Исследование:

График:

Баллы за скорость:

ИТОГО:


Приложение 3.

Запасные варианты заданий:

http://www.matznanie.ru/xbookM0001/files/ris_38-12.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Административный контроль Алгебра 9 класс Тема: «Исследование функции и построение графика функции»

Пояснительная записка    Данная проверочная работа  предназначена для подготовки выпускников 9-ых классов МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара к экзаменационной работе по математике в новой ф...

Открытый урок по теме "Исследование функций и построение графиков"

Исследование функций и построение графиков является завершение изучения раздела "Дифференциальное исчисление" и включает в себя комплекс изученных понятий....

Урок по теме: «Исследование функций и построение графиков с помощью производной».

Урок по теме: «Исследование функций и построение графиков с помощью производной»....

Презентация по теме "Исследование функции и построение графика"

Презентация соответствует учебнику М.И. Башмакова "Математика" для ССУЗов и содержит алгоритм исследования функции и построения её графика, примеры и задания для фронтальной и индивидуальной...