Проет по алгебре "Иррациональные уравения"
проект по алгебре (9 класс) на тему

Актуальность: В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений – линейные, квадратные, биквадратные, кубические, рациональные, иррациональные и другие. Данная работа посвящена иррациональным уравнениям, методам их решения. С иррациональными уравнениями мы знакомимся в 8 классе на нескольких уроках, для более подробного знакомства с иррациональными уравнениями этого времени мало, поэтому я решила более детально познакомиться с такими уравнениями и методами их решения. Цель исследования - обобщить и систематизировать информацию о приёмах решения иррациональных уравнений. Предмет исследования - иррациональные уравнения, включенные в школьный учебник 8 класса, сборники задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovaniya_irratsionalnye_uravneniya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бютжетное общеобразовательное                                                                                                                                            

                          учреждение Зайцевская основная школа

                    Ярцевского района Смоленской области

Проект по учебному курсу «Избранные вопросы математики»

на тему

«Иррациональные уравнения»

                                Выполнила: ученица 8 класса      Элисова Елизавета 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                Руководитель: Матюхова О.А.

                                                   

 2018год

     Актуальность:

         В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений – линейные, квадратные, биквадратные, кубические, рациональные, иррациональные и другие. Данная работа посвящена иррациональным уравнениям, методам их решения.

        С иррациональными уравнениями мы знакомимся в 8 классе на нескольких уроках, для более подробного знакомства с иррациональными уравнениями этого времени мало, поэтому я решила более детально познакомиться с такими уравнениями и методами их решения.

Цель исследования - обобщить и систематизировать информацию о приёмах решения иррациональных уравнений.

Предмет исследования - иррациональные уравнения, включенные в школьный учебник 8 класса, сборники задач.

Гипотеза исследования умение решать иррациональные уравнения.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Провести исследование и анализ имеющихся способов решения.

3.Выбрать из найденных способов решения наиболее оптимальные.

4.Провести обобщение и систематизацию имеющего материала.

Методы:

  1. Изучение различной литературы на данную тему.
  2. Анализ теоретических источников.
  3. Систематизация знаний по решению уравнений.
  4. Обобщение материалов в литературе.

История иррационального числа

Термин “рациональное” (число) происходит от латиноамериканского слова ratio – отношение, которое является переводом греческого слова “логос”в отличие от рациональных чисел, числа, выражающие отношение несоизмеримых величин, были названы еще в древности иррациональными, т.е. нерациональными (по-гречески “алогос”) правда, первоначально термины “рациональный” и “иррациональный” относились не к числам, а к соизмеримым и соответственно не соизмеримым величинам, которые пифагорейцы называли выразимыми и невыразимыми, Теодор Киренский же симметричными и ассимметричными. В V-VI вв. римские авторы Капелла и Кассиодор переводили эти термины на латынь словами rationalis и irrationalis. Термин “соизмеримый” (commensurabilis) ввел в первой половине VI в. другой римский автор- Боэций.

Древнегреческие математики классической эпохи пользовались только рациональными числами (вернее целыми, дробными и положительными). В своих “Началах” Евклид излагает учение об иррациональностях чисто геометрически.

Математики Индии, Ближнего и Среднего Востока, развивая алгебру, тригонометрию и астрономию, не могли обойтись без иррациональных величин, которые, однако, длительное время не признавали за числа. Греки называли иррациональную величину, например, корень из квадратного числа, “алогос” – невыразимое словами, а позже европейские переводчики с арабского на латынь перевели это слово латинским словом surdus – глухой. В Европе термин surdus- глухой впервые появился в середине XII в. у Герарда Кремонского, известного переводчика математических прозведений с арабского на латынь, затем у итальянского математика Леонардо Фабоначчи и других европейских математиков, вплоть до XVIII в. Правда уже в XVI в. Отдельные ученые,

 в первую очередь итальянский математик Рафаэль Бомбелли и нидерландский математик Симон Стевин считали понятие иррационального числа равноправным с понятием рационального числа. Стевин писал: “Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью.”

Еще до Бомбелли и Стевина многие ученые стран Среднего Востока в своих трудах употребляли иррациональные числа как полноправные объекты алгебры. Более того, комментируя “Начала” Евклида и исследуя общую теорию отношения Евдокса, Омар Хайям уже в начале XII в. теоретически расширяет понятие числа до положительного действительного числа. В том же направлении много было сделано крупнейшим математиком XIII в. ат-Туси.

Математики и астрономы Ближнего и Среднего Востока вслед за астрономами древнего Вавилона и эллинистической эпохи широко пользовались шестидесятеричными дробями, арифметические действия с которыми они называли “арифметикой астрономов”. По аналогии с шестидесятеричными дробями самаркандский ученый XV в. ал-Каши в работе “Ключ арифметики” ввел десятичные дроби которыми он пользовался для повышения точности извлечения корней. Независимо от него по такому же пути шел открывший в 1585 г. десятичные дроби в Европе Симон Стевин, который в своих “приложениях к алгебре” (1594 г.) показал, что десятичные дроби можно использовать для бесконечно близкого приближения к действительному числу. Таким образом, уже в XVI в. зародилась идея о том, что естественным аппаратом для введения и обоснования понятия иррационального числа являются десятичные дроби. Появление “Геометрии” Декарта облегчило понимание связи между измерением любых отрезков (и геометрических величин вообще) и необходимости расширения понятия рационального числа. На числовой оси иррациональные числа, как и рациональные, изображаются точками. Это геометрическое толкование позволило лучше понять природу иррациональных чисел и способствовало их признанию.

В современных учебных руководствах основа определения иррационального числа опирается на идеи ал-Каши, Стевина и Декарта об измерении отрезков и о неограниченном приближении к искомому числу с помощью бесконечных десятичных дробей. Однако обоснованием свойств действительных чисел и полная теория их была разработана лишь в XIX в.

Методы решения уравнений:

1.Возведение обеих частей уравнения в степень.

               2.   Использование равносильных переходов.

               3.  Умножение левой части на сопряженное выражение.

               4.   Введение новой переменной.

Познакомимся с каждым из методов.

Возведение обеих частей уравнения в степень.

                   А  =  В           +    Проверка корней                                                                  

                                      (т.к. могут  появиться лишние корни)        

При возведении в четную степень возможно расширение области определения заданного уравнения. Поэтому при решении таких иррациональных уравнений обязательна проверка.

При возведении в нечетную степень обеих частей иррационального уравнения область определения не меняется.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня - четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (определение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня - нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Примеры:

 Примеры решения уравнений:

1.  =  х – 2                

2х – 1 = ( х – 2 )

2х – 1 = х - 4х + 4

х- 6х +5 = 0

Д = в- 4 ас = 36 – 4 ∙1∙5 = 16

х =  = 5                    х = = 1

 Проверка:  х = 1      = 1 – 2 неверно, т.к.  

                    х = 5        = 5 – 2  верно

  Ответ:       х = 5.

   2. Использование равносильных переходов.

                             

    Примеры решения уравнений

1.     =  х – 2      

                      

       Ответ:   х = 5.

   3.  Умножение левой части на сопряженное выражение.

 Если в левой части иррационального уравнения сумма или разность корней, а подкоренное выражение - линейная функция  одинаковыми линейными коэффициентами, а в правой  части некоторое число, то левую и правую части уравнения умножают на выражение,  сопряженное выражению в левой части  (  и    -  сопряженные)

Решить уравнение:                  

                             ()() = 4()

                                       х + 7 - х + 1 = 4()

                                         4() = 8

                                             

                      тогда  имеем    

                                                                                                     

                                                   2 

                                                     

                                                       х + 7 = 9     х = 2

                Проверка:    

                                          3  + 1 = 4 верно      Ответ :      х = 2

  4.   Введение новой переменной.

1.         Решить уравнение:  ( х + 1) + 2

  Введем новую переменную  ,   t  0

                                                     х + 1 = t,       тогда

                                          t + 2 t = 15

                                          t + 2 t – 15 = 0   решая, получим  t = - 5     t = 3

                                                                х + 1 = 9

                                          х = 8  

                                            х  =

                                            х = -

                                      Ответ:       х  =

                                                        х =  

2.          Найти корни уравнения:    х -3х – 18 + 4

                                         Пусть    = t ,    t 0,   тогда

                                                       х -3х – 18 = t - 12

данное уравнение имеет вид:          t  + 4 t - 12  = 0   решая его,  имеем:

                          Д = в- 4 ас = 16 + 4∙ 12 = 64

                                            t = 2   и        t =   - 6  

т. к.  t 0       то  t = 2 .    

Тогда имеем :  

                             х - 3х – 6 = 4

                             х - 3х – 10 = 0, решая квадратное уравнение получаем

                                 х = 5    х = 2

 Выполнив проверку, получаем корни уравнения.

                    Ответ:        х = 5;   х = 2

  5.   Решить уравнение:      

                                                                                                                                                                                 

Ни один из корней  и  не может принимать отрицательных значений. Поэтому ни при каких действительных значениях переменной х  сумма корней не может равняться – 2.

                      Ответ:  корней нет.

                     

    Заключение и выводы

Итак, уравнения, которые содержат переменную под знаком корня, называются иррациональными. Иррациональные уравнения решаются в основном возведением обеих частей уравнения в квадрат или введением новой переменной.

Данная  исследовательская работа  познакомила меня с новыми уравнениями, которые имеют название иррациональные. Также я узнала методы их решения и  научилась  решать иррациональные уравнения этими методами.

Надеюсь, что это мне пригодится для дальнейшей учебы в старших классах.

Используемая литература:

 1) А.Г.Мордкович. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - Москва: Издательство “Мнемозина”, 2015

  2) А.И.Макушевич. Детская энциклопедия – Москва: Издательство “Педагогика”, 1972.

  3) А.П.Савин. Энциклопедический словарь юного математика – Москва: Издательство “Педагогика”, 1989.

        4) А.И. Замыслова. Подготовка к экзаменам. Ростов - на –Дону «Феникс»

                                                                                            2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проеты учащихся

Работая по данной теме, учащиеся очень любят создавать проекты. Им это интересно......

Метод проетов в обучении иностранному языку

Даннная презентация описывает проетную технологию в обучении иностранному языку...

Метод проетов в обучении иностранному языку

Даннная презентация описывает проетную технологию в обучении иностранному языку...

Доклад "Использование метода проета при подготовки и проведении уроков английского языка"

1.Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об...

Доклад "Использование метода проета при подготовки и проведении уроков английского языка"

1.Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об...

Исследовательский проет, посвященный 70-летию Победы "Память о них для нас - бессмертна"

Данная работа представляет сбор материалов о родственниках- участниках ВОВ...