Рабочая программа по математике (алгебре и н. м. а.), 10 класс (к УМК Никольского)
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Руцынская  Наталья  Викторовна

Рабочая  программа  по  математике  (алгебре  и  началам  математического  анализа)  для  обучающихся  10  класса  к  УМК  Никольского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_algebra_i_n._m._a._10_nikolskiy.rar175.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по  математике  (алгебре  и  началам  математического  анализа)  для  10 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по математике;  в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; с учётом примерной  программы общеобразовательных   учреждений  "Алгебра  и  началам  математического  анализа.  10 класс",  составитель   Т.А. Бурмистрова. - М.: «Просвещение», 2009.

Рабочая программа  ориентирована  на  обучающихся 10 класса и  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта  и  дает  распределение  учебных  часов  по  разделам  курса.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач и задач из смежных дисциплин.

Изучение курса математики (алгебра и начала математического  анализа) в 10 - 12 классах   на   базовом   уровне   направлено  на  достижение  следующих   целей:

  • формирование  представлений  об  идеях  и  методах  математики, как универсальном языке науки  и  средстве  моделировании  явлений  и  процессов;
  • развитие  логического и математического мышления и интуиции, пространственного воображения, алгоритмической  культуры,  творческих способностей и критичности  мышления  на уровне, необходимом для обучения в высшей школе  по соответствующей специальности  и  для  самостоятельной деятельности в области математики  и  её  приложений,   в  будущей  профессиональной   деятельности;
  • овладение  устным и письменным математическим языком, математическими  знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных  дисциплин  на  базовом уровне,  для  получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; 
  • воспитание  средствами  математики  культуры  личности через знакомство с историей  развития  математики,  эволюцией  математических  идей; понимания значимости математики для общественного прогресса; отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

Общая   характеристика  учебного  предмета

При  изучении  курса  алгебры  на  базовом  уровне  продолжаются и получают развитие содержательные линии:  "Алгебра",  "Функции",  "Уравнения  и  неравенства",  вводится  линия  "Начала  математического  анализа".   В рамках указанных содержательных линий   решаются   следующие   задачи:

  • систематизация  сведений  о  числах;  изучение  новых  видов  числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата,  сформированного в основной школе, и  его применение  к решению  математических  и  нематематических  задач;
  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Основные методические особенности курса математики (алгебра и начала математического анализа)   заключается   в   следующем:

  1. Элементарные функции изучаются элементарными методами (без использования производной).
  2. Числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной, не опережая её по времени изучения. Так, например, изучению логарифмической функции предшествует изучение понятия логарифма числа и свойств логарифмов.
  3. При   изложении   курса   широко   используется   графические средства наглядности.
  4. Впервые  вводится понятие равносильности уравнений и неравенств, поскольку в этом   возникает  необходимость.
  5. Новые  математические  понятия,  когда  это возможно, вводятся после рассмотрения   прикладных   задач,   мотивирующих   необходимость   их   появления.
  6. Система упражнений позволяет организовать уровневую дифференциацию по каждой   теме.
  7. Акцент в преподавание делается на практическое применение приобретённых знаний.
  8. Основным в курсе математика  (алгебра и начала математического  анализа) 10 класса  является   изучение   элементарных   функций   и  связанное  с  ним  решение уравнений   и   неравенств.

В ходе освоения содержания математического образования  обучающиеся  овладевают разнообразными   способами   деятельности,   приобретают   и   совершенствуют   опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
  • выполнения расчетов практического характера;
  • использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  • самостоятельной   и   коллективной   деятельности,   включения   своих   результатов в   результаты   работы   группы,   соотнесение   своего   мнения  с  мнением   других участников   учебного   коллектива   и   мнением   авторитетных   источников.
Место  предмета  в  базисном   учебном   плане

Согласно  Федеральному  базисному  учебному  плану  для  образовательных учреждений  Российской  Федерации  для  обязательного  изучения  математики  (алгебры  и  начал  математического  анализа)  в  10   классе  следующее:

Ι    вариант  -     85  ч.  (2,5  ч. в неделю,   базовый  уровень);

ΙΙ   вариант  -   102  ч.  (3 ч. в неделю,   базовый  уровень);

ΙΙΙ  вариант  -   136  ч.  (4 ч. в неделю,  профильный   уровень);

IV  вариант  -   161  ч.  (5 ч.  в неделю,  углубленное  изучение).  

Для  составления  рабочей  программы  по  математике  (алгебре  и  началам  математического  анализа)  для  10  класса (базовый   уровень)  был  использован   ΙΙ   вариант   планирования:  3  ч.  в  неделю,  всего  102  часа  в  год.

По государственной программе на изучение курса математики (алгебра и начала математического анализа) в 10 - 11 классах отводится 204 учебных часа  (ΙΙ вариант - 102 ч., 3 ч. в неделю).  

Учитывая специфику школы ГОКУ  АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»  обучение обучающихся  продолжается   три  года (10, 11 и 12 классы)  вместо  двух  лет  (10 и 11 классы). Поэтому,  по учебному плану образовательного  учреждения  на изучение курса  математики (алгебра и начала математического анализа)  в  группах   очной   формы   обучения   следующее:  в  10  классе  отводится  105  ч.  (3 ч.  в  неделю);  в 11  классе отводится  105  ч. (3 ч. в неделю);  в 12 классе 102 ч. (3 ч. в неделю),   итого  312   ч.  вместо  204  ч.,   отведенных  государственной  программой.

Общее количество часов увеличено на 108 ч., что способствует увеличению количества  часов  на  изучение  наиболее  трудных  и  значимых   тем.

Разделение  часов  на  изучение  курса  математика  (алгебра и начала математического анализа)  и  математика (геометрия) следующее:

105  часов  -  математика (алгебра и начала математического анализа), (3 ч.  в  неделю);

70   часов   математика  (геометрия),   (2 ч.  в  неделю).

Общее  количество   часов   составляет   175   ч..

В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, исключены темы элементов статистики, так как данные темы рассматриваются в курсе математики (алгебра и начала математического анализа) 12 класса.  

Увеличение  часов  в  рамках  существующего  стандарта  положительно  сказывается не  только  на  математическом,  но  и  на  общем  развитии   обучающихся.

Математика в ГОКУ  АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» в 10 классе изучается на базовом уровне. При этом преподавание  предмета «Математика» 10 классе осуществляется в форме последовательных тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике  и  геометрии. В классных журналах для фиксации прохождения программы  используется одна страница (наименование предмета «Математика»).

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических  знаний  обучающихся  в старшем  звене  школы,  улучшения усвоения   других   учебных   предметов.

Календарно - тематическое   планирование   составлено   к   учебнику  для  общеобразовательных  учреждений:  базовый  и  профильный  уровни   С. М.  Никольского,  М.К.  Потапова  и  др.  "Алгебра  и  начала  математического  анализа. 10  класс".  - М.: «Просвещение»,   2015   год   и   более   поздние   издания.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в форме: тестов;  контрольных,  самостоятельных  и  проверочных работ;  математических  диктантов  (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Всего за курс обучения  математика  (алгебра  и  начала  математического  анализа)  в  10  классе     проводится   9  контрольных   работ.  Во  всех  работах   включены  задания  обязательного  минимума   обучения.

Также   для  проверки ЗУН обучающихся  используются  другие  формы  контроля, например:  индивидуальный  и  фронтальный  опросы  или  опрос  у  доски;  работа  в группах   или   парах;  программированный   контроль,  проверочная   работа   и   др.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, также используется частично - поисковый.  На  уроках  используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, обучение с применением  опорных  схем,  ИКТ  и  др.

Результаты  обучения  представлены  в  требованиях  к  уровню  подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».