Математика 5 класс под ред. Н.Я.Виленкина, 31-е изд., М: Мнемозина, 2013г " Десятичная запись дробных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс)

Фомочкина Татьяна Александровна

Урок открытия нового зания

Цель урока: сформировать сущность понятия "Десятичная дробь", умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь, уметь читать десятичную дробь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике  в  5  классе

Учитель: Фомочкина Т.А.

Тема

"Десятичная запись дробных чисел"

Цель

 формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь, уметь читать десятичную дробь

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Развитие представлений о числе, знать правило записи и чтения десятичных дробей,  уметь правильно записывать и читать десятичные дроби,  применять вычислительные навыки при решении математических заданий.

  Регулятивные: учить  в сотрудничестве с учителем, находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.

  Познавательные: развивать способность к познанию,  формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей Проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.

  Коммуникативные: учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление  прийти на помощь в трудную минуту.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основные понятия

десятичные дроби

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

приучить учащихся использовать полученные знания и  переносить полученные  знания из предмета в предмет

индивидуальная,  парная 

учебник «Математика 5» ,  пособие «контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс «  автор М.А.Попов,изд.2016 г. «Экзамен», лист успешности

Домашнее задание:

п.30,№ 1166а,1169

Этапы урока  

 время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организацион-ный этап.

1-2мин.

Приветствую учащихся, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей, настрой учащихся на продуктивную работу. «Математику,  друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика!»  Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок математики?

Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения.

Перед вами лист успешности, после каждого этапа заполняем его, в конце урока подводим итоги

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание. 

Личностные

Самоопределяются,   настраиваются на урок

Регулятивные

Целеполагание, организация своей учебной деятельности.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные

Ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?»

2.  Проверка дом. задания.

    Устный счет

3-5

Д.з. ---№1141,1143б

  • В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали 1/3 всего количества.
  • Назвать: 3
  • Замени число 5 дробью со знаменателем 10, 100.

  1. Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
    На какие две группы их можно разделить?(на правильные и неправильные).Заполняем 1 графу листа успешности

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы и отрабатывают навыки устного счета

Личностные

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные

Структурирование собственных знаний.

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

4-6

Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому, а так же читать эти дроби.  Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись.

 Кто догадался, к каким? (ответ)  

Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” 
Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри –
Единица и нули.
 

Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, ; ; .

- 1. Посмотрите на таблицу

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

1

1

2

2

3

3

3

3

4

?

4

5

?

5

- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа?
(выберите верный вариант)

А. 0,037      
Б. 0,0037 
В. 0,37

А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216

 

Если в знаменателе дроби число 10, Значит название таких дробей связано с этим словом –десятичные дроби

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя,преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные:уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

Коммуникативные: учебное сотрудничество

3. Этап выявления места и причины затруднения

1-2

Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, и смешанные числа по-новому. А что не получилось?

Не знают где поставить запятую, сколько цифр писать после запятой

Коммуникативные: 

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные:уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

Коммуникативные: учебное сотрудничество

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

5-7

Работа по статье учебника (стр. 180-181). Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы. Как называется новая запись дроби? Что обозначает число, записанное перед запятой? Что обозначает число, записанное после запятой? Как определить, сколько знаков должно быть после запятой? Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10 000?

Составим вместе план записи десятичной дроби

Заполняем 2 графу листа успешности

Работа с текстом учебника-

Отвечают на вопросы-

Десятичная запись;

Целая часть числа;

Дробная часть числа;

После запятой столько цифр, сколько нулей в знаменателе;

алгоритм

-Записываем целую часть числа  и ставим запятую;

-После запятой дробная часть должна иметь столько цифр,  сколько нулей в знаменателе дробной части

-Отсутствующий разряд в числителе заменяем нулем, впереди у числа .

-Записать числитель дробной части, после запятой.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию полученную на уроке) , уметь выполнять действия по алгоритму

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

5.Этап реализации построенного проекта

5-6

Выполнить №1144

Заполняем 5   графу листа успешности

Открывают учебник на стр. 181, №1144, выполняют и проверяют по образцу

Познавательные: структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учебное сотрудничество

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

5-9

  1.  №1145  Первую строчку читаем хором. Теперь работаем в парах.

 Вторую строчку 1 ученик  читает, третью строчку – второй ученик читает.

Заполняем 3 графу листа успешности

2.   Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные листы  с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.

Например,…….5

,

0

2

9

1

выполняют задание хором, и в парах

Коммуникативные: 

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Познавательные:

Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные

В ситуации затруднения регулируют свою деятельность

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

5-8

пособие «контрольные и самостоятельные работы по математике» стр.36 вариант 1,2 (зад.1,2)(образец)

Заполняем 4 графу листа успешности

Проверка карандашом в своих тетрадях по образцу

Познавательные: самостоятельное выделение цели, решение проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. 

Регулятивные:уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

8. Этап включения в систему знаний и повторения

5-6

А вам, ребята интересно узнать когда и кем были введены десятичные дроби??? Открываем Стр. 203

Читают вслух стр. 203

математик и астроном Аль-Каши (работал в XV веке в Улугбекской обсерватории близ Самарканда) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в XVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики - «Арифметике» Магницкого.1703г

Регулятивные:уметь проговаривать свои действия на уроке, высказывать свое предположение

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию полученную на уроке) ,

Коммуникативные: учебное сотрудничество

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

2-3

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Какими способами решали поставленную задачу?

Что обозначает число в записи десятичной дроби, стоящее перед запятой?

Что обозначает число в записи десятичной дроби, стоящее после запятой?

ДОМ.задание: п.30,№ 1166а,1169

Подводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Подводят итоги в листе успешности, сдают его вместе с тетрадями, если моя и оценка ученика совпадет я выставляю ее в журнал.

Личностные: Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха ( неуспеха) Понимание успешности или неуспешности своей деятельности и ее эмоциональной составляющей.

Регулятивные:оценивать степень и способы достижения цели, развитие адекватной самооценки.

Коммуникативные:  Излагать свое мнение с возможной полнотой и точностью

Симон Стевин (1548 – 1620)

АЛЬ-КАШИ  (1380-1429)                                                                                                              МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович

                                                                                                                                                                      (1669-1739)

Лист УСПЕШНОСТИ

Ученика 5 «___» класса __________________________________________________________

Критерии самооценки:       Справился, всё было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл,  Не справился, многое осталось непонятным –  0 баллов 

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Устный счет

Быстро и точно выполнять арифметические действия устно.

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

Чтение десятичных дробей

Правильно и точно   читать десятичную дробь, слушать собеседника.

Запись десятичных чисел

Учиться, используя алгоритм, записывать десятичные числа

Найди ответ!

Уметь быстро и правильно решить пример и  найти ответ

Подведём итог

 (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)

Лист УСПЕШНОСТИ

Ученика 5 «___» класса __________________________________________________________

Критерии самооценки:       Справился, всё было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл,  Не справился, многое осталось непонятным –  0 баллов 

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Устный счет

Быстро и точно выполнять арифметические действия устно.

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

Чтение десятичных дробей

Правильно и точно   читать десятичную дробь, слушать собеседника.

Запись десятичных чисел

Учиться, используя алгоритм, записывать десятичные числа

Найди ответ!

Уметь быстро и правильно решить пример и  найти ответ

Подведём итог

 (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)

Лист УСПЕШНОСТИ

Ученика 5 «___» класса __________________________________________________________

Критерии самооценки:       Справился, всё было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл,  Не справился, многое осталось непонятным –  0 баллов 

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Устный счет

Быстро и точно выполнять арифметические действия устно.

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

Чтение десятичных дробей

Правильно и точно   читать десятичную дробь, слушать собеседника.

Запись десятичных чисел

Учиться, используя алгоритм, записывать десятичные числа

Найди ответ!

Уметь быстро и правильно решить пример и  найти ответ

Подведём итог

 (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)

Лист УСПЕШНОСТИ

Ученика 5 «___» класса __________________________________________________________

Критерии самооценки:       Справился, всё было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл,  Не справился, многое осталось непонятным –  0 баллов 

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Устный счет

Быстро и точно выполнять арифметические действия устно.

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

Чтение десятичных дробей

Правильно и точно   читать десятичную дробь, слушать собеседника.

Запись десятичных чисел

Учиться, используя алгоритм, записывать десятичные числа

Найди ответ!

Уметь быстро и правильно решить пример и  найти ответ

Подведём итог

 (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...

Разработка урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

Разработка содержит конспект урока, электронную презентацию, Демонстрационный и раздаточный материал....

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".

Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...

Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс

Урок объяснения нового материала...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...