Организационно - деятельностный подход на уроках математики.
методическая разработка по алгебре

Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к деятельностной образовательной модели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org.-deyat.podhoddokument_microsoft_word_2.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Организационно - деятельностный  подход на уроках математики.

  • Красникова Галина Дмитриевна, учитель математики

 

Изменилось время, изменился заказ государства школе. Обновление социального заказа общества к образовательным учреждениям определено необходимостью опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы. Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к деятельностной образовательной модели.

Структура урока в технологии деятельностного метода

Этапы урока и их содержание.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

«Хочу, потому что смогу».

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям

                    Добрый день! Добрый час!

                    Как я рада видеть вас.

                    Прозвенел уже звонок

                    Начинается урок.

                    Улыбнулись. Подровнялись.

                    Друг на друга поглядели

                    И тихонько дружно сели.

  •  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

                     Мотивация урока. 

               Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его           способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя.

               Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:

             - Что есть больше всего на свете? – Пространство.

             - Что быстрее всего? – Ум.

             - Что мудрее всего? – Время.

             - Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

             Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.

  • эпиграф : «С малой удачи начинается большой успех»;
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 Возникновение проблемной ситуации. 

1.Тема «Деление и дроби».

Чтобы найти корень уравнения вида а*х = б, нужно б разделить на а.  Если б не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней.

Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?  

4 Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».

Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

 Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Например(Алгебра 8 класс):

           Сегодня на уроке мы вспомним и повторим пройденный материал. А вот по какой теме вы узнаете,    расшифровав её название, заменив каждую пару чисел буквой.

(2;-2)

(-2;2)

(1;2)

(-2;-2)

(-1;1)

(1;-1)

(2;2)

            у                                                

У

А

Н

Я

Б

Ц

Т

Ш

Е

Д

И

О

К

Л

М

Ф

     

     х

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о функции, а точнее о функции у = х2.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение учебной задачи (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог, подводящий без проблемы диалог.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий); выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать еще?
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем еще надо поработать?

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

 Для рефлексии деятельности учащихся

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Поезд. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • Рюкзак  Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения    большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять этапы решения текстовых задач
  • я запомнил формулу для нахождения площади круга
  • я разобрался в такой-то теме

Опираясь на сформулированные выше положения, я посчитала необходимым использовать проблемные ситуации в обучении детей с целью влияния на мотивацию учебной деятельности. Вместе с тем, на основании наблюдений за детьми, анализа эффективности применения рекомендуемых приемов, средств, методов, я пришла к выводу, что их недостаточно для пробуждения познавательного интереса влияющего на мотивацию. Таким образом, я пришла к необходимости использования проблемных ситуаций на разных этапах урока. Для этого я использовала такие приемы создания проблемных ситуаций как:

1. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”.

1.  Тема «Проценты». 

В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?

2. Тема «Свойства деления»

Коле дали задание найти значение выражения

(37 + 34*5) : (45*3 – 135) .

Он  сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?

2. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением».

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя:

 Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Например: Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника и постройте его. 

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

  1. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника. 
  2.  Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба. 

 Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. 

  1. Постройте прямоугольник со сторонами 2см и 5 см. 

      2.   Постройте прямоугольник со сторонами 2см,  3см, 4см и 5 см

         Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.

Я использовала методические приёмы создания проблемных ситуаций:

  • подводили обучающихся к противоречию и предлагали им самим найти способ его решения;
  • излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагали классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  • побуждали обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяли проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  • ставили проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.);
  • определяли особенности влияния проблемных ситуаций на мотивацию учения и познавательную активность;
  • старались выстроить оптимальную систему использования проблемных ситуаций в обучении.

Использование на уроках проблемных ситуаций позволило мне управлять мыслительной деятельностью учеников, что стало необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий.

«Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»....

Активные фразы и выражения, необходимые для проведения организационного момента на уроке английского языка. 2-4 классы

Представлен перечень активных фраз и выражений, необходимых для проведения своего рода разминки (warmer) на уроке английского языка в начальных классах. На первый взгляд это знакомые фразы и выражения...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах при введении ФГОС

Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах при введении ФГОС...

"Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры в условиях низкой пропускной способности спортивного зала. Фитнес-лаборатория в условиях ограниченного пространства"

  Это доклад был подготовлен для выступления на научно-практическом семинаре, который проходил  17 ноября 2016 г. в  ГБОУВО МО "Академия Социального Управления", по инициативе Ка...

Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока

Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока. Данная разработка будет полезна как завучу школы, так и любому учителю при подготовке к современному уроку. Данные технологии -не...

Методы, формы , средства организационной деятельности на уроках физической культуры

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...