Исследование линейной функции y=kx+l
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Кадыскина Елена Витальевна

Цель работы рассмотреть примеры функциональных зависимостей, выявить среди них линейные зависимости, задать их формулами, построить графики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование линейной функции y = kx+l Тема урока:

Слайд 2

«Душа науки – это практическое применение ее открытий» У.Томсон

Слайд 3

Повторение 1. Какой формулой задается график линейной функции? y = kx+l 2. Что обозначает x в данной формуле? Независимая переменная 3. Что такое k и l ? Некоторые числа, причем k – угловой коэффициент 4. Что является графиком линейной функции? прямая

Слайд 4

5. Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции? Две координаты 6. Что такое прямая пропорциональность? Прямая пропорциональность – это функция, задаваемая формулой y = kx , где k не равно 0 . 7. Определите, какие из следующих функций являются линейными? а) у = 2х - 3; б) у = Зх 2 ; в) у = -2/ x + 3 ; г) у = 7 – 4х?

Слайд 5

В данном тексте исправить допущенные ошибки, применяя полученные знания по теме . ТЕКСТ: Функции бывают различные. Линейную функцию можно задать формулой у= k х+ b х . Графиком линейной функции является прямая, обязательно проходящая через начало координат. Для построения графика функции надо найти координаты нескольких точек, отметить их координатной прямой и соединить эти точки отрезком .

Слайд 6

Проверь себя ТЕКСТ: Функции бывают различные. Линейную функцию можно задать формулой у= k х+ l . Графиком линейной функции является прямая. Для построения графика функции надо найти координаты двух точек, отметить их координатной плоскости и соединить эти точки прямой .

Слайд 7

I. Роль параметра k y = k x + l

Слайд 8

y = 2 x + 4 a) k > 0

Слайд 9

При k > 0 функция возрастающая (0, 4) (-2, 0 )

Слайд 10

y = - 2 x + 4 b) k < 0

Слайд 11

При k < 0 функция убывающая Y X

Слайд 12

y = 4 c) k = 0

Слайд 13

При k = 0 функция принимает одно и то же значение при любом x . Называется постоянной функции или константой .

Слайд 14

II. Роль параметра l y = k x + l

Слайд 15

Ответьте на вопросы Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы? Число Текст Формула Дата Время Каковы правила записи формул в электронных таблицах? ВСЕ ФОРМУЛЫ НАЧИНАЮТСЯ СО ЗНАКА =

Слайд 16

Запишите приведенную формулу в виде пригодном для MS Excel , учитывая, что значение х находится в ячейке А1 : Проверьте себя: = -3/7*А1+12

Слайд 17

Алгоритм построения графика функции (определите порядок действий) Составить таблицу значений зависимости переменной у от х на заданном промежутке Выделить таблицу Перейти на закладку меню «Вставка» Из перечня диаграмм выбрать «Точечная» Пользуясь вкладками «Конструктор», «Макет», «Формат» отформатировать диаграмму

Слайд 18

I группа y = 2 x и y = -2 x II группа y = 2 x + 3 y = 2 x III группа y = 2 x – 3 y = 2 x IV группа y = -2 x + 3 y = -2 x V группа y = -2 x – 3 y = -2 x

Слайд 19

Y X 0 -1 -2 -3 -4 -5 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 Y X 0 -1 -2 -3 -4 -5 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y = 2x y = 2 x + 3 y = 2 x - 3 y = -2x y = - 2 x + 3 y = - 2 x - 3

Слайд 20

Выводы: Коэффициент l отвечает за сдвиг графика вдоль оси ординат : если l > 0 , то график функции y = kx + l получается из графика y = kx путем смещения на l единиц вверх вдоль оси ординат ; если l < 0 , то график функции y = kx + l получается из графика y = kx путем смещения на l единиц вниз вдоль оси ординат.

Слайд 21

Задание Заполните таблицу на бланках с заданиями, определив знаки отношений, входящих в уравнение линейной функции ( > 0, < 0, = 0 )

Слайд 22

Y 0 X k  0 и l  0 Y 0 X k  0 и l  0 Y 0 X k  0 и l  0 Y 0 X k  0 и l  0 Y 0 X a b ) k  0 и l  0 ) k  0 и l  0 Y 0 X k  0 и l  0 Y 0 X k  0 и l  0

Слайд 23

Y 0 X k < 0 и l > 0 Y 0 X k > 0 и l > 0 Y 0 X k > 0 и l < 0 Y 0 X k < 0 и l < 0 Y 0 X a b ) k = 0 и l > 0 ) k = 0 и l < 0 Y 0 X k > 0 и l = 0 Y 0 X k < 0 и l = 0

Слайд 24

Определите отношение к сегодняшнему уроку путем голосования

Слайд 25

Домашнее задание y = 3,5 x + 6

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема урока: Исследование линейной функции y = kx+l

Цель урока:

закрепление знаний и умений учащихся по исследованию свойств линейной функции, используя графическое моделирование.

Задачи урока:

Личностные:

  • Развитие умения построения речевых высказываний, ведение диалога;
  • Формирование умения оценивать себя, работу в паре.

Метапредметные:

  • Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования;
  • Умение выделять существенные признаки для решения учебных задач.

Предметные:

  • Систематизировать знания о линейной функции, ее свойствах;
  • Построение графика функции путем моделирования в электронных таблицах.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой, учебно-исследовательской деятельности;
  • Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные:

  • Развитие умения создавать модели и графики для решения учебных задач;
  • Развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные:

  • Формировать умение строить графики и диаграммы, исследовать их, работать с табличным процессором;

Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный

Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная, групповая.

Технологии: проблемное обучение 

Технологические особенности:

Оборудование урока:

  • компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office 2007;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • маркерная доска.

УМК:

  • Учебник И.Г.Семакин «Информатика и ИКТ», 8 класс
  • Учебник Г.В. Дорфеев «Алгебра», 8 класс

Этапы интегрированного урока:

  • Организация начала урока, постановка цели урока
  • Актуализация полученных знаний по математике
  • Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач: выполнение практических работ по математике
  • Актуализация полученных знаний по информатике
  • Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: решение практических задач по информатике
  • Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее полученных знаний, умений, навыков, систематизация знаний
  • Подведение итогов урока
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности.


Ход урока

Этап урока

Содержание этапа урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа с приложениями

УУД

1

Организация начала урока, постановка цели урока

Проверка готовности учащихся к уроку. 

Учитель математики (УМ): Тема нашего сегодняшнего урока  «Исследование графика линейной функции вида y = kx+l». Цель которого – не просто научиться строить графики функций, но и суметь проанализировать изменения, происходящие с ним при изменении параметров, а также смоделировать такие ситуации с помощью электронных таблиц.

 Эпиграфом к нему можно выбрать слова «Душа науки – это практическое применение ее открытий» У. Томсона.

Давайте повторим основные понятия и определения, которые помогут нам справиться с заданиями сегодняшнего урока.

Презентация слайд 1-2

2

Актуализация полученных знаний по математике

Вопросы и задания для повторения:

1. Какой формулой задается график линейной функции?

2. Что обозначает x в данной формуле?

3. Что такое k и l?

4. Что является графиком линейной функции?

5. Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции?

6. Что такое прямая пропорциональность?

7. Определите, какие из следующих функций являются линейными?

а) у = 2х - 3;                          

б) у = Зх2;            

в) у = -2/x  + 3;

г) у =  7 – 4х?

УМ: А теперь, давайте исправим ошибки,  допущенные учениками в математическом тексте.

УМ: поменяйтесь, пожалуйста, листочками и по образцу проверьте выполненное задание соседа, ориентируясь на слайд презентации

y = kx+l 

Независимая переменная

Некоторые числа, причем k – угловой коэффициент

Прямая

Две координаты

Прямая пропорциональность – это функция, задаваемая формулой y = kx, где k не равно 0

а) у = 2х - 3;                          

г) у =  7 – 4х?

Учащиеся на своих листах исправляют ошибки.

Учащиеся обмениваются работами и исправляют ошибки

Презентация слайд 3-4

Презентация слайд 5-6

Раздаточный материал – задание 1

Построение речевых высказываний, ведение диалога;

Умение слушать и слышать

Осуществление контроля;

Умение адекватно оценивать себя, работу в паре

3

Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач

 I Роль параметра k

УМ: На выданных вам бланках для работы давайте построим график функции

  1. y = 2x + 4

УМ: давайте проанализируем: 

УМ: А теперь построим график функции

  1. y = -2x + 4

УМ: Скажите, пожалуйста, чем отличается уравнение функции a) от уравнения функции b)?

УМ: А что произошло с графиком этой функции?

УМ: то есть…

УМ: А возможны ли какие-либо еще варианты коэффициента k?

УМ: Давайте рассмотрим данную ситуацию и построим график такой функции:

  1. k = 0; y = 4

УМ: Что вы можете сказать о графике функции?

.

УМ: сделайте, пожалуйста, вывод о роли коэффициента k при построении графика линейной функции.

II. Роль параметра l

УМ: мы определили значение коэффициента k, но есть ли в линейной функции еще какой-либо параметр, позволяющий влиять на график нашей функции?

УМ: Давайте проанализируем и понаблюдаем за поведением функции при различных  условиях, но делать мы это будем с помощью компьютера.

Учитель информатики (УИ): Скажите, пожалуйста, какая прикладная программа в наибольшей степени удобна для решения задачи, поставленной учителем математики?

Ученики проводят построение на выданных бланках с шаблонами координатной плоскости, и одновременно ведется работа у доски.

коэффициент k стал отрицательным

он стал убывающим

то есть коэффициент k влияет на 

Да, он может быть нулевым

Он становится постоянным или константой

Учащиеся работают с бланками заданий

Да. Это свободный коэффициент l.

Это табличный процессор, так как его основная задача – автоматические вычисления над  данными и построение графиков и диаграмм.

Презентация слайды 7-13

Раздаточный материал – задание I «Роль параметра k»

Анализ, обобщение результатов наблюдений

Умение выделять существенные признаки

Анализ, обобщение результатов наблюдений;

исследование объекта, постановка проблемы

4

Актуализация полученных знаний по информатике

УИ: Правильно. Вспомним основные приемы и правила работы с электронными таблицами.

  1. Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы?

  1. Каковы правила записи формул в электронных таблицах?

 

  1. Запишите приведенную формулу в виде пригодном для MS Excel, учитывая, что значение х находится в ячейке А1:

Пользуясь бланками с заданиями, определите правильный порядок действий при построении графика функции с помощью программы MS Excel 2007

  1. Число
  2. Текст
  3. Формула
  4. Дата
  5. Время

ВСЕ ФОРМУЛЫ НАЧИНАЮТСЯ СО ЗНАКА     =

= -3/7*А1+12

Учащиеся нумеруют действия при построении графиков и диаграмм на бланках заданий

Презентация слайды 14-17

Раздаточный материал – задание 2

Построение речевых высказываний, ведение диалога

5

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: решение практических задач по информатике

УМ: Какие варианты для коэффициента l можно рассмотреть?

УИ: Для эффективной работы и исследования графика функции давайте разобьемся на мини-группы по два человека

I  группа строит график функции y = 2x и y = -2x

II группа строит график функции y = 2x + 3

III группа строит график функции y = 2x – 3

IV группа строит график функции y = -2x + 3

V группа строит график функции y = -2x – 3

УИ: Итак, посмотрим на графики функций первой группы. Как можно их описать? Чем они отличаются?

Что в них общего?

Результат построения графиков функций II и IV выглядит следующим образом (на слайде на тех же координатных плоскостях, что и графики I группы). Что можно сказать о них?

Результат построения графиков функций III и V выглядит так (на слайде на тех же координатных плоскостях, что и графики I группы). Что можно сказать о них?

Рассмотрев все возможные варианты коэффициента l, можно сделать общий вывод о его роли. Давайте объединим все графики на  координатных плоскостях и самостоятельно обобщим результаты наблюдений (на бланках заданий).

l=0, l>0, l<0.

График функции  y = 2x возрастающий, а

y = -2x - убывающий

Это прямые, проходящие через начало координат

Эти графики сместились вдоль оси ординат на 3 единицы вверх относительно графиков I группы. Причем, знак коэффициента k значения не имеет

Эти графики сместились вниз вдоль оси ординат на 3 единицы относительно графиков I группы. Причем, знак коэффициента k значения не имеет

При любом коэффициенте k и l>0 график функции смещается на l единиц вверх относительно графика прямой y = kx.

При любом коэффициенте k и l<0 график функции смещается на l единиц вниз относительно графика прямой y = kx.

Презентация слайды 18-21

Раздаточный материал – задание II «Роль параметра l»

Постановка проблемы, составление плана решения;

анализ, обобщение результатов наблюдений;

умение планировать учебное сотрудничество

6

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее полученных знаний, умений, навыков, систематизация знаний

Последним этапом нашего урока станет небольшая самостоятельная работа. Пользуясь таблицей на бланке с заданиями, определить  знак коэффициентов, входящих в линейную функцию (>0, <0, =0)

Самостоятельная работа со сводной таблицей

Презентация слайд 22-23

Сводная таблица бланка заданий

Итоговый контроль;

анализ, обобщение результатов наблюдений

7

Подведение итогов урока, выставление оценок

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности

УИ: какой на ваш взгляд способ построения графика функции более удобен? Почему? Можно ли пользоваться таким способом для исследования графиков других (не линейных) функций?

Домашнее задание + рефлексия.

В качестве домашнего задания выполните построение графика функции y = 3,5x+6, исследуя все возможные варианты коэффициентов k и l. Выберите наиболее удобный для вас способ исследования (графический в тетради или в MS Excel).

И, наконец, чтобы определить - насколько работа была успешной и плодотворной, давайте проголосуем.

Умение анализировать, обобщать результаты наблюдений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование графика линейной функции

Урок -презентация по алгебре для учащихся 7 класса (УМК по учебнику Алимова)...

Урок-исследование Взаимное расположение графиков линейной функции

Аннотация к методической разработке урока по алгебре на тему «Взаимное расположение графиков линейных функций» (7 класс). Методическая разработка предназначена для проведения урока – исследования...

Планы-конспекты 8 уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе

Представлены 8 планов-конспектов уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе....

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций

Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...

Презентация к уроку-исследованию по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Данный материал позволит, в ходе исследования, сформулировать условия параллельности и перпендикулярности графиков линейных функций....

Презентация к уроку алгебры 7 класс "Линейное уравнение и линейная функция(обобщение).

Презентация к уроку алгебры 7 класс "Линейное уравнение и линейная функция(обобщение)....

Урок-исследование "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Разработка урока исследования  по теме "Взаимное пасположение графиков линейной функции", 7 класс....