Методы решения тригонометрических уравнений.
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Кармокова Марина Исмаиловна

 

Решение тригонометрических уравнений, их применение при решении задач вариантов ЕГЭ. Общие подходы решения тригонометрических уравнений и

новые способы решения тригонометрических уравнений.

Самостоятельность при работе на уроке.

Решения симметричных тригонометрических уравнений, решением тригонометрических уравнений путем разложения на множители и методом оценки левой и правой частей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trigonometricheskie_uravneniya.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы решения тригонометрических уравнений»

Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.

С малой удачи начинается большой успех.

Терпенье и труд все перетрут.

 «Для того чтобы усовершенствовать ум,

надо больше рассуждать, чем заучивать».

                                                                                                                           Р.Декарт

Цели урока:

Образовательные:  

- актуализировать знания учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений» и обеспечить их применение при решении задач вариантов ЕГЭ;

- рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений;

- закрепить навыки решения тригонометрических уравнений;

- познакомить с новыми способами решения тригонометрических уравнений.

Развивающие: 

- содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать;

- формировать и  развивать  общеучебные  умения и навыки:  обобщение, поиск способов решения;

- отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора  задания, соответствующего их уровню развития.

Воспитательные: 

-     вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке;

- способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности.

Оборудование:  компьютер и мультимедийный проектор.

        

Структура урока:

I. Вводно-мотивационная часть.

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

II. Основная часть урока.

1. Повторение (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).

2. Знакомство с новыми способами решения тригонометрических уравнений.

III.Рефлексивно-оценочная часть урока.

1. Обсуждение результатов индивидуальной работы.

2. Информация о домашнем задании.

3. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Вводно-мотивационная часть

 1.Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить учащихся к общению.

Содержание этапа:

 Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Озвучивание целей урока и  плана его проведения.

Тема: «Решение тригонометрических уравнений» (2ч.)

Цель: Рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения, познакомить с новыми способами решения некоторых известных тригонометрических уравнений.

Вспомнить решение линейных и квадратных уравнений, основные формулы тригонометрии.

Повторить числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомним формулы решения простейших тригонометрических уравнений.

 Решить тригонометрические уравнения по известным алгоритмам, однородные тригонометрические уравнения,  уравнения вида A sinx + В cosx = С.

Провести  разноуровневые проверочные работы,  выбирая задания самостоятельно, учитывая свои знания,  умения и навыки.

 Проверить решения, и  выставить себе оценки за каждый вид задания.  

Познакомиться  с решением симметричных тригонометрических уравнений, решением тригонометрических уравнений путем разложения на множители и методом оценки левой и правой частей.

Обсудить полученные результаты работы на уроке,  оценить  индивидуальную работу.

Рассмотреть  инструктаж по выполнению домашнего задания и подведем итоги урока.

2.Разминка:

Крассворд (работа в группах по рядам ,какая группа быстрее и правильнее тот получает первый ход в устной работе)

C:\Users\Марина\Desktop\hello_html_m10395e04.png 

 Вопросы:

1) Раздел математики, изучающий тригонометрические функции?

2) Числовой множитель в произведении?

3) Какая математическая модель необходима для введения тригонометрических функций?

4) Какая из тригонометрических функций четная?

5) Как называется верное равенство?

6) Единица измерения углов?

7) Значение переменной, обращающее уравнение в верное равенство?

8) Равенство с переменной?

9) Уравнения, имеющие одинаковые корни?

10) Множество корней уравнения?

Ответы:

1) тригонометрия

2) коэффициент

3) окружность

4) косинус

5) тождество

6) радиан

7) корень

8) уравнение

9) равносильные

10) решение

3. Устная работа.

Задачи этапа: актуализировать знания и умения учащихся, которые будут использованы на уроке.

Содержание этапа:

1.Решить уравнения:

 (На экране проецируется задание, затем  появляются ответы)

А) 3 х – 5 = 7  

Б) х2  –  8 х + 15 = 0

В) 4 х2 – 4 х + 1= 0

Г) х4   –  5 х2 + 4 = 0

Д) 3 х2 – 12 = 0

Ответы

4

3; 5

0,5

-2; -1; 1; 2

-2; 2

2. Используя основные формулы тригонометрии, упростить выражение:

(На экране проецируется задание, затем появляются ответы)

А) (sin a – 1) (sin a + 1)

Б) sin2 a – 1 +  cos2 a

В) sin2 a + tg a ctg a +  cos2 a

Г)  √1- 2 tgх + tg2 х

Ответы

- cos2 a

0

2

 |1- tg х|

I I. Основная часть урока.

 Повторение (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).

Задачи этапа: обеспечивать развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, поиск способов решения, отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора разноуровневого задания.

Содержание этапа:

1.Вспомнить. Сформулировать свойства четности и нечетности тригонометрических функций, значения тригонометрических функций для различных углов поворота, применение формул приведения.

(Учащиеся формулируют свойства четности и нечетности, правило применения формул приведения, называют значения тригонометрических функций для различных углов поворота.)

2.Самостоятельная работа.

 Работа предлагается в 2 вариантах, после чего проверить правильность ее выполнения.

Найти значения тригонометрических выражений:

(На экране проецируется задание. )

1 вариант

2 вариант

sin (-π/3)

cos  2π/3

tg  π/6

ctg π/4

cos (-π/6)

sin 3π/4

Ответы

- √3/2

-  1/2

  √3/3

     1

  √3/2

  √2/2

cos  (-π/4 )

sin π/3

ctg π/6

tg π/4

sin  (-π/6)

cos 5π/6

Ответы

  √2/2

  √3/2

 √3

    1  

 - 1/2

 - √3/2

Проверить ответы и оценить  свои работы согласно шкале:  

количество верных ответов

оценка

6

5

5

4

4

3

           < 4

2

(На экране проецируются ответы)

3. Вспомнить.  Сформулировать  определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.

(Учащиеся дают определения обратных тригонометрических функций, обращая внимание на область определения и множество значений.)

4.Самостоятельная работа.  Вычислить:

(На экране проецируется задание. )

1 вариант

2 вариант

arcsin   √2/2

arccos  1

arcsin (- 1/2 )

arccos (- √3/2)

arctg  √3

Ответы

  π/4

 0

 - π/6    

 5π/6  

 π/3  

arccos   √2/2

arcsin 1

arccos (- 1/2)

arcsin (- √3/2)

arctg  √3/3

Ответы

  π/4

  π/2

  2π/3  

 -  π/3

   π/6  

Проверить ответы и оценить свои работы согласно шкале:                                                                                    

количество верных ответов

оценка

5

5

4

4

3

3

           < 3

2

  (На экране проецируются ответы)

5. Решить простейших тригонометрических уравнений. 

Вспомнить формулы решения уравнений вида sinx =а,  cosx = а, tg х=а.

(Учащиеся называют формулы решения уравнений)

sinx =а                

х = (-1)k arcsin а + π k,  k   Z

cosx = а              

х = ±  arccos а + 2 π k,  k   Z

tg х = а                

х = arctg а + π k,  k  Z.

6.Основные методы решения тригонометрических уравнений.

 

А) Решение тригонометрических уравнений по известным алгоритмам.

 а) тригонометрические уравнения, приводимые к линейным или квадратным:

A sin2 х + В sin х + С =0 или

A sin2 х + В cos х + С =0

Решим уравнение:

sin2 х + 5 sin х - 6 =0.

(Учащиеся решают уравнение,  вводят замену sin х = z, решая квадратное уравнение)

 z2 + 5 z - 6 = 0, находят z1  = 1; z2  = -6

Решением уравнения sin х = 1 являются числа вида х =  π/2  +2 π k, k Z.

Уравнение sin х = - 6 не имеет решения, так как  -6 не принадлежит  Е ( sin х ),

                                                                         т.е.   -6  не принадлежит  [-1; 1]

При решении  уравнения вида A sin2 х + В cos х + С =0 вводим замену sin2 х  = 1 - cos2 х, а затем решаем уравнение способом, аналогичным предыдущему.

Решите уравнение    2 sin2 х + 3 cos х -3 =0.

(Учащиеся решают уравнение, вводят замену sin2 х  = 1 - cos2 х, получили):        

   2 (1 - cos2 х) +3 cos х -3 =0.

 - 2 cos2 х + 3 cos х - 1 = 0   | (-1)

    2 cos2 х  - 3 cos х  + 1 = 0  

 Замена cos х= t

Решая квадратное уравнение 2 t 2 - 3t +1 = 0,

 находят t1  = 1; t2  = 0,5

Решением уравнения cos х = 1 являются числа вида х = 2 π k, k   Z.

Решением уравнение cos х = 0,5 являются числа вида  х =  ± arccos 0,5+ 2π n,  n   Z.

7.Выберать одно из предложенных уравнений и самостоятельно решить его.

 (На экране проецируется задание. )

На оценку

1 вариант

2 вариант

«3»

«4»

«5»

2 cos2х + 5 sin х - 4=0

cos 2х + cos х =0

√2 sin (x/2) + 1 = cos х

  Ответы

(-1)k π/6 + πk, k  Z

 π + 2πk, k   Z

± π/3 + 2 πn, n   Z

 2 πk, k   Z

(-1)k π/2+2πn,n   Z

3 sin x - 2 cos2x =0

 cos 2x + sin x =0

√2cos(x/2) + 1=cos x

Ответы

(-1)k π/6 + πk, k   Z

π/2 + 2πk, k   Z

(-1)k+1 π/6 + πn, n   Z

 π + 2πk, k   Z

±  π/2 + 4πn, n   Z

Проверить свое решение с  ответами.

(На экране проецируются ответы)

8.Физкультминутка.

Упражнение 1. Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.

  • В положении стоя положите руки на бедра.
  • Медленно отклоняйтесь назад, глядя на небо или в потолок.
  • Вернитесь в исходное положение.

Повторите 10 раз.

Упражнение 2. Цель - укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи.

Поза: сидя или стоя

Смотрите прямо перед собой, а не вверх и не вниз.

Надавите указательным пальцем на подбородок.

Сделайте движение шеей назад.

Совет: совершая это движение, продолжайте смотреть прямо перед собой, не смотрите вверх или вниз. Для этого представьте, что кто-то, стоящий позади вас, тянет за нить, проходящую через ваш подбородок. Оставайтесь в этом положении в течение 5 секунд.
(Повторить 10 раз).

9.Основные методы решения тригонометрических уравнений.

1.Однородные тригонометрические уравнения.

Рассмотреть самое простое однородное тригонометрическое уравнение первой степени:   A sin x+ B cos x = 0. Разделив обе части уравнения на  cos x ≠ 0, получим уравнение вида  tg x = С.

Решить уравнение  2 sin x+ 3 cos x = 0.

(Учащиеся решают уравнение.)

2 sin x+ 3 cos x = 0 | : cos x ≠ 0

2 tg x + 3 =0

tg x = -1,5

х= arctg (-1,5) + πk,  k Z  или  х = - arctg 1,5 + πk,  k   Z

2.Однородное тригонометрическое уравнение второго порядка:

А sin2 х + В sinх cos х + С cos2х = 0. Разделив обе части уравнения на  cos2 x ≠ 0, получим уравнение вида  А tg 2x + В tg x + С = 0. Такого вида уравнения мы уже рассматривали.

1.Решить  уравнение 2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0  

(Учащиеся решают уравнение )

 2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0

  2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0  | : cos2х ≠ 0

  2 tg 2x - 3 tg x - 5 = 0

      замена    tg x = t

                   2 t2 – 3 t – 5 =0

                   t1  = -1;  t2  = 2,5

Решением уравнения tg х = -1 являются числа вида х = -π/2 + πk , k   Z.

Решением уравнение tg х = 2,5 являются числа вида  х = arctg 2,5+ πn,  n  Z.

 К  однородным уравнениям после применения формул тригонометрии могут быть сведены различные тригонометрические уравнения, которые первоначально не были однородными.

2.Решить уравнение:

А sin2 х  + В sinх  cos х + С  cos2х = D, преобразуем данное уравнение

А sin2 х  + В sinх  cos х + С  cos2х =D (sin2 х  +   cos2х)    или

(А –D) sin2 х  + В sinх cos х + (С-D)  cos2х =0.

Уравнение A sin x+ B cos x = С также не является однородным. Но после выполнения ряда преобразований данное уравнение становится однородным уравнение второго порядка:

      A sin x+ B cos x = С

       A sin 2 (x/2) + B cos 2(x/2)  = С

       2 A sin(x/2)  cos(x/2)   + В (cos2(x/2)  - sin2(x/2)  )= С (sin2(x/2)   +   cos2(x/2)).  

10.Выберать два уравнения и   самостоятельно решите их.

 (На экране проецируется задание.)

 

На оценку

1 вариант

2 вариант

«3»

«4»

«5»

3 sin x+ 5 cos x = 0

5 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 2 cos2х =0  

3 cos2х + 2 sin х cos х =0

5 sin2 х  + 2 sinх  cos х - cos2х =1

2 sin x -  5 cos x = 3

1- 4 sin 2x + 6 cos2х  = 0

2 cos x+ 3 sin x = 0

6 sin2 х  - 5 sinх  cos х + cos2х =0  

2 sin2 x – sin x  cosx =0

4 sin2 х  -  2sinх  cos х - 4 cos2х =1

2 sin x - 3 cos x = 4

2 sin2 х  -  2sin 2х  +1 =0

Проверить свое решение с  ответами.

(На экране проецируются ответы)

1 вариант

2 вариант

«3»

«4»

«5»

- arctg 5/3+ πk,  k   Z.

π/4 + πk;   - arctg 0,4 + πn,   k, n   Z.

π/2 + πk;   - arctg 1,5 + πn,   k, n   Z.

π/4 + πk;   - arctg 0,5 + πn,   k, n  Z.

 arctg ( - 1 ± √5) + πk,   k   Z.

π/4 + πk;    arctg 7 + πn,   k, n   Z.

- arctg 2/3+ πk,  k   Z.

arctg 1/3+ πk;    arctg 0,5 + πn,   k, n   Z.

πk;    arctg 0,5 + πn,   k, n   Z.

-π/4 + πk;   - arctg 5/3 + πn,   k, n   Z.

arctg ( 2 ± √11) + πk,   k   Z.

π/4 + πk;    arctg 1/3 + πn,   k, n   Z.

11.Различные  алгоритмы решения уравнений вида  A sin x+ B cos x = С

  1) переход к половинному аргументу мы рассмотрели ранее.

  2) использование универсальной подстановки

       

                       2 tg x/2                                     1 - tg2 x/2

          sinх = -------------------      ,  cos х =  -----------------------

                     1 + tg2 x/2                                 1 + tg2 x/2

 3) введение вспомогательного угла

         A sin x+ B cos x = С | :    √A2 + B2 ≠ 0

 

             A      sin x  +            В         cos x  =       С      .

      √A2 + B2                     √A2 + B2                          √A2 + B2

 Если         A     = cos β, то          A     = sin β, получим

           √A2 + B2                          √A2 + B2                     

cos β · sin x  + sin β · cos x  =      С    , откуда sin (x + β) =        С        или

                                                 √A2 + B2                                          √A2 + B2                        

 x = (-1)k arcsin     С         - β + πk,   k   Z.

                        √A2 + B2                                         

 1.Решить  уравнение :

 √3  sin x +  cos x = 1 одним из предложенных способов.

(Учащиеся решают уравнение, консультируются у учителя в случае возникновения затруднений.)

Сверить свои ответы с  ответами соседа.

2.Самостоятельная работа.

Решить тригонометрическое уравнение вида  A sin x+ B cos x = С рассмотренными способами.

(На экране проецируется задание.)

 

На оценку

1 вариант

2 вариант

sin x + 3 cos x = 2

2 sin x+ 3 cos x = 1

3

Используя один из предложенных способов

4

Используя любые два из предложенных способов

5

Используя три предложенные способа

Ответ

2 arctg (1 ± √6)/5 + 2πk,   k   Z.

2 arctg ( 1 ± √3)/2 + 2πk,   k   Z.

(На экране проецируются ответы)

12.Новые способы решения тригонометрических уравнений.

Задачи этапа: организовать деятельность учащихся по применению знаний, умений и навыков при решении тригонометрических уравнений незнакомыми способами.

Содержание этапа:

А) Введение нетрадиционной замены при решении симметричных тригонометрических уравнений.

Введем понятие симметричного уравнения

Пусть R (х; у) – выражение, которое рационально зависит от х и у. Такое выражение называют симметричным, если R (х; у) =  R (у; х).

Рассмотрим уравнение  4 sin х  - 6 sinх  cos х + 4  cosх + 1 = 0 ,

т.к. (sin x + cos x)2 = 1 + 2 sin x  cos x, то  sinx ·cos x =  (sin x + cos x)2 - 1   , получим

                                                                                                        2

4 sin х  + 4  cosх -  6   (sin x + cos x)2 - 1   + 1 = 0 ,

                                               2

4 sin х  + 4  cosх  -  3  ( (sin x + cos x)2 – 1) + 1  = 0 ,

Введем обозначение  t = sin x + cos x, получим

4 t – 3 (t2 -1) + 1  = 0

– 3 t2  + 4 t + 4 = 0

3 t2  - 4 t - 4 = 0 . Решая квадратное уравнение, найдем t 1   =  2, t 2  = -2/3, после чего переходим к решению уравнений sin х  +  cosх    = 2   и   sin х  +   cosх  = -2/3

Б) Метод разложения на множители.

Вспомним использование данного метода при решении известного вида уравнений:

sin х  +  sin 3 х  + sin 5 х = 0

 сгруппируем слагаемые:

  (sin х  +  sin 5 х)  + sin 3 х   = 0

2 sin  3х  cos 2х  +  sin  3х  = 0

sin  3х   ( 2 cos 2х + 1 ) = 0

переходим к решению простейших тригонометрических уравнений:

sin  3х  = 0     или      2 cos 2х + 1 = 0

                                   cos 2х  = - 1/2

Рассмотрим более сложное уравнение, решаемое методом разложения на множители:

4 sin 3 х  + 3 sin  х  - 7 = 0.

Легко можно заметить, что 4 + 3 = 7 или   4 ·1 3   + 3 · 1  - 7 = 0.

Выполним преобразование

4 sin 3 х  + 3 sin  х   - 7 – (4 · 1 3   + 3 · 1   - 7 ) = 0

или  4 ( sin 3 х  - 1 )  + 3 ( sin  х  - 1 )  = 0 .

Разложим на множители:   4 ( sin  х  - 1 )  ( sin 2 х   + sin  х  +1 ) + 3 ( sin  х  - 1 ) =0

                                                ( sin  х  - 1 )   ( 4 ( sin 2 х   + sin  х  + 1) + 3 ) = 0

                                                ( sin  х  - 1 )   ( 4  sin 2 х   + 4  sin  х  + 4 + 3 ) = 0

                                                ( sin  х  - 1 )   ( 4  sin 2 х   + 4  sin  х  + 7 ) = 0, откуда

                                                   sin  х  - 1  = 0 ,  х = π/2 + 2пk,  k  Z ,    или                                                                    

                                              4  sin 2 х   +4  sin  х  + 7  = 0

                                                   решений нет.

В) Метод оценки левой и правой частей.

Рассмотрим уравнение sin x/4  + 2 cos (x- 2 π)/3   = 3

Вспомним, что            – 1 ≤ sin  ≤ 1

                                – 2 ≤  2 cos  (x-2 π)/3  ≤ 2

                          – 3 ≤  sin x/4  +  2 cos(x-2 π)/3  ≤ 3.

 Исходное уравнение будет иметь решение тогда  и только тогда, когда одновременно выполняются равенства:

sin  x/4    = 1  и   2 cos (x-2 π)/3 = 2  или

sin  x/4    = 1  

cos (x-2 π)/3 = 1  .  

 Решая уравнение sin x/4    = 1 , получим х = 2 π+ 8πn,   n   Z.

Решая уравнение cos (x-2 π)/3 = 1 , имеем  (x-2 π)/3 = (2 π+ 8πn - 2 π)/3.

 Или (x-2 π)/3 = 8πn /3. Итак, cos 8πn /3 = 1.  Это возможно только в тех случаях, когда, n  делится нацело на 3, т.е.  n = 3 k, k   Z.

Значит,  решением исходного уравнения являются числа вида  х = 2 п + 24 п k, k   Z.

III.Рефлексивно-оценочная часть урока.

1. Обсуждение результатов индивидуальной работы.

Задачи этапа: дать качественную оценку работы каждого ученика по выполнению самостоятельной работы.

Содержание этапа:

1.Оцените свою работу на уроке.  

  Самостоятельно выполнили 5  упражнений:

1 – находили значения тригонометрических функций;

2 – находили значения обратных тригонометрических функций;

3 – решение уравнений по известным алгоритмам;

4 – решение однородных тригонометрических уравнений;

5 – решение уравнений вида a sinx+b cosx = c

Найдите среднее арифметическое всех выставленных оценок, округлите результат,  и эти оценки  выставляются в журнал.  

2. Информация о домашнем задании.

Задачи этапа: сообщить  учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание цели, содержания и способов решения.

Содержание этапа:

Для закрепления навыков решения тригонометрических уравнений новыми способами ,выполнить домашнее задание следующего содержания:

1.Введением нетрадиционной замены решите  симметричное тригонометрическое уравнение  cos6х  + sin6 х   = 16 sin2 х  cos2х ;

2. Выражение sin3 х  + 3 sin х  - 4 разложить на множители различными способами;

3. Методом разложения на множители решите тригонометрическое уравнение

sin3 х  + 3 sin х  - 4 = 0

4.  Методом оценки левой и правой частей решите тригонометрическое уравнение

2 (  сosх  + sin х )  + sin 2 х  + 1 = 0

3. Подведение итогов урока.

Задачи этапа: вспомнить основные моменты урока, проанализировать усвоение предложенного материала и умение применить полученные знания  в дальнейшем

Содержание этапа:

1.Подведение итогов урока:

а)Вспомнили числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений;

б)Рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений;

в)Закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения;

г)Познакомились с новыми способами решения некоторых известных тригонометрических уравнений.

д)Дети имеют полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения.

2.Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?

- Какие из способов решения тригонометрических уравнений  из рассмотренных оказались наиболее трудными?

- Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

 Список литература:

  1. Алгебра и начала математического анализа: 10 кл.: базовый и профильный уровни: книга для учителя/ М.К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Блошкин Б.Ф. «Самостоятельные и контрольные работы по математике 9-10 классы».  М., Просвещение 1969
  3. Богомолов И.В., Сергиенко Л.Ю. «Сборник дидактических заданий по математике. М., Высшая школа, 1986
  4. 4. Алгебра и начала математического анализа: дидактические материалы для 10 кл. /М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2015.
  5. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. «Контрольные и проверочные работы по алгебре 10-11 классы» М., Дрофа, 2001
  6.  Ивлев Б.М. «Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа». М., Просвещение, 1990
  7. 5. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профильный уровни/Ю. В. Шепелева. – 2-е изд., М.: Просвещение, 2015.
  8. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин.- 12-е изд., доп. -М.: Просвещение, 2016.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Методы решения тригонометрических уравнений

Данная презентация может быть  использована как индивидуальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой по теме "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Урок "Методы решения тригонометрических уравнений"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный урок является заключительным в теме “Методы решения тригонометрических уравнений”. На изучение этой темы в программе отводится 12 часов....

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Методы решения тригонометрических уравнений

В работе рассматриваются различные способы решения тригонометрических уравнений и основные ошибки, которые при этом допускаются. Материал можно использоватьпри подготовке к ЕГЭ как наиболее подго...

Урок"Методы решения тригонометрических уравнений"

Решение тригонометрических уравнений одна из самых сложных тем математики для учащихся. Урок подготовлен для учащихся 10 класса. Можно использовать для повторения  при подготовке к ЕГЭ в 11 класс...

Презентация к уроку Методы решения тригонометрических уравнений

Презентация к уроку позволяет детям  усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств, что повышает эффективность обучения....