Методы решения тригонометрических уравнений. Опорный конспект
учебно-методический материал по алгебре (10 класс)

Евдокимова Татьяна Валерьевна

В данной разработке рассматриваются методы решения тригонометрических уравнений с примерами. Може использоваться для самостоятельного изучения материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы решения тригонометрических уравнений.

I. Простейшие тригонометрические  уравнения .

        sinx = а,  аЄ[-1; 1]

        x = (-1)n arcsin a + πn, nЄZ

        cos = a, aЄ[-1; 1]

        x= ± arcos a + 2πn, nЄZ

        tgx = a                                ctgx = a

        x = arctg a + πn; nЄZ                x = arcctga + πn, nЄZ

Частные случаи

sinx = 0                sinx = 1                        sinx =-1

x =πn, nЄZ                x = π  + 2πn; nЄZ                x =   + 2πn; nєz

                              2                                         2

cosx = 0                cosx = 1                        x = π  + 2πn, nєz

II.  Метод замены переменной .

        Одинаковое выражение заменяем новой буквой, приведя тригонометрическое уравнение к алгебраическому (квадратному, дробно- рациональному и др.)                

        Решаем получившееся уравнение. Производим обратную замену, перейдя к исходному  неизвестному.

III. Метод  размышления на множители.

        (х ) ( 0 ) = 0, значит

        (х) = 0  или  (0) = 0.

IV. Однородные уравнения.

        1 типа.        Asinx + bcosx = 0 /: cosx #0. если cosx=0, то asinx = 0.

                        (a,b – числа)

1 степени            atgx + b = 0                                sinx = 0  - противоречит  

                        Tgx = - d                                                sin2x+cos2x = 1.

                                   а

2 степени                asin2x + bcosxsinx + ccos2x = 0./: cos2x # 0.

                        (a, b, c – числа)

                        аtg2x + btgx + c = 0.

                        Метод замены переменной.

        Примеры.

I. 1) sinx = - 1

                2.

x = (-1)n arcsin ( -1 ) + πn, nєz.         arcsin (-a) = -arcsina,

                        2                         arcsin (-1 ) = - arcsin  1  = - π

                                                           2                     2             6.

x= (-1)n+1  π  +  πn, nєz.

               6

2) cos 3x = 1  -  частный случай.

        3х = 2πn, nєz.

        x= 2πn; nєz.

               3

3) tg (2x+ π ) = -1,  пусть t = 2x + π

               4                                     4.

    tg t= -1.

   t = arctg (-1) + πn,   nєz. т.к. arctg (-a) = - arctga.

   T = -  π  + πn,   nєz.                arctg(-1) = -arctg1 =  - π.

           4                                                               4

2x + π  =  -π + πn,   nєz.

  1. 4

2x =  -π  =  -π + πn,   nєz.

   4       4

2x =  -π     + πn,   nєz.

   4    

 x =  - π + πn,   nєz.

   4      4

II. 1) cos2x – sin2x – xosx = 0

 т.к. sin2x + cos2x = 1, то sin2x = 1 – cos2x

cos2x  - (1 – cos2x) – cosx = 0.

cos2x  -  1 + cos2x  – cosx = 0.

2cos2x  - cos x  – 1  = 0.

Пусть cosx = t, тогда cos2x = t2.  Получим  2t2 – t – 1 = 0.

        t1 = 1

        t2 =  - 1

                 2.

Произведем обратную замену.

III.         1) 2sinx cos5x – cos5x = 0

        cos5x (2sinx – 1) = 0

        cos5x = 0                если        2sinx – 1 = 0

5x = π  +  πn,   nєz.                sinx =  1

  1. 2.

x = π  +  πn;  nєz.                        x = (-1)n arcsin  1   +  πn,   nєz.

       2       5                                                      2

                                        x= (-1)n π   + πn,   nєz.

                                                   6

Ответ:  π  + πn,   nєz;                (-1)n π +  πn,   nєz.

          10        5                                6

IV. 1) 1 типа, 1 степени

        sinx + cosx = 0 /: cosx 0

        tgx + 1 = 0

        tgx = -1

        x= arctg (-1) + πn, nєz.

        x = - π  + πn, nєz.

                 4

Ответ: - π  + πn, nєz.

            4

        2) 1 типа, 2 степени

        sin2x – 3sinxcosx +  2 cos2x = 0 /: cos2x 0.

tg2x – 3tgx + 2 = 0

Пусть  tgx = t, тогда

t2 – 3t + 2 = 0

t1  = 1, t2 = 2

Обратная замена : t = tgx, тогда

tx = 1                                        tgx = 2

x = arctg1 + πn, nєz                x = arctg2 + πn, nєz.

        x =   π  + πn, nєz.

                 4

Ответ:  π  + πn, nєz ;        arctg2 + πn, nєz.

                     4

3) 2 типа

        3sinx + 4cosx = 5.                Перейдем к половинному аргументу

        3sin(2 ∙  x ) + 4cos( 2∙ x ) = 5(sin2 x   + cos2 x )

                   2                      2                    2                  2.

         6sin x  cos x   + 4(cos2 x   -  sin2 x   – 5sin2 x   - 5cos2 x  = 0

                2        2                      2                  2                 2              2

         6sin x  cos x   - cos2 x   - 9 sin2 x    = 0  /: cos2 x    0

                2        2                    2                2                     2.

Получили   однородное уравнение 2 типа, 2 степени.

        6tg  x  - 1 – 9tg2 x  = 0   пусть  tg  x  = t, тогда

               2                   2                             2

9t2 – 6t + 1 = 0

(3t – 1)2 = 0

3t – 1 = 0

t =  1

      3.

Обратная замена  t = tg x

                                  2

tg x  = 1

    2     3

x =  arctg 1  +  πn, nєz.

2              3

x = 2arctg 1   + πn, nєz.

                3

V. sin5x + cos3x = 0.

По формулам приведения

cosL = sin (π  - L),   поэтому

                  2

cos3x = sin (π – 3x).

                2

 sin5x + sin (π – 3x) = 0.

                2

2sin 1 (5x + π  - 3x) cos 1  (5x – π  + 3x) = 0 /: 2

       2                2                2          2

sin (x + π ) cos (4x – π ) = 0

           4                    4

sin (x + π ) = 0                  или  cos (4x – π ) = 0

  1. 4

x + π  = πn                                4x – π =  π  + πn,

     4                                                 4     2

x = πn – π, nєz                        4x = π  + π  + πn

               4                                        2              4

                                        4x = 3π + πn,

                                                4

                                        x = 3π + πn

                                             16             4

Ответ: πn – x ;  nєz;  3n + πn, , nєz.

                4             16             4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Методы решения тригонометрических уравнений

Данная презентация может быть  использована как индивидуальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой по теме "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Урок "Методы решения тригонометрических уравнений"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный урок является заключительным в теме “Методы решения тригонометрических уравнений”. На изучение этой темы в программе отводится 12 часов....

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Методы решения тригонометрических уравнений

В работе рассматриваются различные способы решения тригонометрических уравнений и основные ошибки, которые при этом допускаются. Материал можно использоватьпри подготовке к ЕГЭ как наиболее подго...

Урок"Методы решения тригонометрических уравнений"

Решение тригонометрических уравнений одна из самых сложных тем математики для учащихся. Урок подготовлен для учащихся 10 класса. Можно использовать для повторения  при подготовке к ЕГЭ в 11 класс...

Конспект урок алгебры в 10 классе "Основные методы решения тригонометрических уравнений"

Урок, согласно тематического планирования 11 из 14. По дидактической цели это урок первичного закрепления изученного материала. Целью которого являлась: актуализация, проверка выбора метода решения тр...