Рабочая программа по алгебре к УМК А.Г. Мерзляка
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Журавлева Анна Викторовна

Рабочая программа по алгебре 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по алгебре 8 класс (Математика: программы: 5-11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Ярик и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 152 с.). Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение алгебры объемом 140 ч (4 ч/нед, 35 учебных недель) и соответствует требованиям ФГОС ООО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_algebra_merzlyak_140_ch.docx52.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по алгебре 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» и авторской программы по алгебре 8 класс (Математика: программы: 5-11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Ярик и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 152 с.).

Место предмета в учебном плане

Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение алгебры объемом 140 ч (4 ч/нед, 35 учебных недель) и соответствует требованиям ФГОС ООО. Указанное количество часов в КТП по разделам полностью совпадает с количеством часов, предложенным автором рабочей программы (II вариант) и не включает каких – либо изменений.

Цели и задачи курса

Программа составлена исходя из следующих целей изучения алгебры в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта  (основного) общего образования в основной школе:

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы: индивидуальной, групповой, фронтальной.

Общая характеристика учебного процесса

        Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».

       Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для  решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.

        Материал данного раздела представлен  в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами, существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления – важной составляющей интеллектуального развития человека.

Содержание раздела «Числовые множества» нацелено  на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.

        Цель содержания раздела «Функции» - получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).

       Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывают прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.

    Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно - исторической среды обучения.

Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:

  • технология коммуникативного обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • здоровьесберегающих технологии.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • исследовательский;
  • проблемное изложение;
  • объяснительно – иллюстративный.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессии и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими об образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр. примеры;

  представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличить гипотезу от факта;

 креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении алгебраических и геометрических задач;

 умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. 

Метапредметные результаты:

  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

 умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщение, установление аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовитых связей;

 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетентности);

  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

 умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  умение понимать и использовать математические средства, наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

 умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

 умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;

 понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

 умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные результаты:

Ученик научится:

 оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

 оперировать понятием «квадратный корень», применять его в вычислениях;

 выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

 решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной;

  понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

  применять графические представления для исследования уравнений;

 понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;

  использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

 строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

  понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Ученик получит возможность:

 • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

  применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

 овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

  применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;

 развивать представление о множествах;

  развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

 развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби);

 проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

  использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   1.        Рациональные дроби.

 Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и     вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Тождественные преобразования рациональных выражений. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Рациональные уравнения. Равносильные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция y=  и её график.

2.        Квадратные корни.

Функция y = x2 и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами.

Функция y =  и её график

3.        Квадратные уравнения

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен.

4.        Повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Рациональные выражения

55

2

Квадратные корни. Действительные числа

30

3

Квадратные уравнения

36

4

Повторение и систематизация учебного материала

19

Итого

140

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        к рабочей программе по алгебре,

 8 «Б» класс

 (реализация ФГОС ООО)

п/п

Тема урока

Дата проведения

урока

По

плану

По

факту

I триместр

Глава I. Рациональные выражения (55 ч.)

1

Инструктаж по ТБ на уроках алгебры. Рациональные дроби

03.09.18

2

Решение упражнений

05.09.18

3

Решение упражнений

06.09.18

4

Основное свойство рациональной дроби

07.09.18

5

Основное свойство рациональной дроби

10.09.18

6

Решение упражнений

12.09.18

7

Решение упражнений

13.09.18

8

Сложение рациональных дробей с одинаковыми знаменателями

14.09.18

9

Вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями

17.09.18

10

Решение упражнений

19.09.18

11

Решение упражнений

20.09.18

12

Сложение рациональных дробей с разными знаменателями

21.09.18

13

Решение упражнений

24.09.18

14

Решение упражнений

26.09.18

15

Вычитание рациональных дробей с разными знаменателями

27.09.18

16

Решение упражнений

28.09.18

17

Решение упражнений

01.10.18

18

Подготовка к контрольной работе

03.10.18

19

Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание рациональных дробей»

04.10.18

20

Анализ контрольной работы. Умножение рациональных дробей

05.10.18

21

Деление рациональных дробей

08.10.18

22

Возведение рациональной дроби в степень

10.10.18

23

Решение упражнений

11.10.18

24

Решение упражнений

12.10.18

25

Тождественные преобразования рациональных выражений

15.10.18

26

Тождественные преобразования рациональных выражений

17.10.18

27

Решение упражнений

18.10.18

28

Решение упражнений

19.10.18

29

Упрощение рациональных выражений

22.10.18

30

Упрощение рациональных выражений

24.10.18

31

Решение упражнений

25.10.18

32

Решение упражнений

26.10.18

II триместр

33

Решение упражнений

07.11.18

34

Подготовка к контрольной работе

08.11.18

35

Контрольная работа №2 «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных дробей

09.11.18

36

Анализ контрольной работы. Равносильные уравнения

12.11.18

37

Рациональные уравнения

14.11.18

38

Решение уравнений

15.11.18

39

Решение уравнений

15.11.18

40

Степень с целым отрицательным показателем

16.11.18

41

Возведение рациональной дроби в отрицательную степень

19.11.18

42

Возведение рациональной дроби в отрицательную степень

21.11.18

43

Решение упражнений

22.11.18

44

Решение упражнений

23.11.18

45

Свойство степени с целым показателем

26.11.18

46

Свойство степени с целым показателем

28.11.18

47

Решение упражнений с использованием свойств

29.11.18

48

Решение упражнений

30.11.18

49

Решение упражнений

03.12.18

50

Решение практических упражнений

05.12.18

51

Функция y= и ее график

06.12.18

52

Построение графика функции y=

07.12.18

53

Свойства функции y=

10.12.18

54

Решение упражнений

12.12.18

55

Контрольная работа №3 «Рациональные уравнения. Степень с целым показателем. Функция y= и ее график»

13.12.18

Глава II. Квадратные корни. Действительные числа (30 ч.)

56

Анализ контрольной работы. Функция y =  и её график

14.12.18

57

Построение графика функции y =

17.12.18

58

Решение упражнений

19.12.18

59

Квадратные корни. Арифметические квадратные корни

20.12.18

60

Квадратные корни. Арифметические квадратные корни

21.12.18

61

Решение упражнений

24.12.18

62

Решение упражнений

26.12.18

63

Множество и его элементы

27.12.18

64

Решение упражнений

28.12.18

65

Подмножество

09.01.19

66

Операции над множествами

09.01.19

67

Числовые множества

10.01.19

68

Операции над числовыми множествами

11.01.19

69

Решение упражнений

14.01.19

70

Свойства арифметического квадратного корня

16.01.19

71

Свойства арифметического квадратного корня

17.01.19

72

Решение упражнений

18.01.19

73

Решение упражнений

21.01.19

74

Решение практических упражнений

23.01.19

75

Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни

24.01.19

76

Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни

25.01.19

77

Решение практических упражнений

28.01.19

78

Решение практических упражнений

30.01.19

79

Решение упражнений

31.01.19

80

Решение упражнений

01.02.19

81

Решение задач

04.02.19

82

Функция y= и её график

06.02.19

83

График функция y=

07.02.19

84

Решение упражнений

08.02.19

85

Контрольная работа №4 «Квадратные корни»

11.02.19

Глава III. Квадратные уравнения (36 ч.)

86

Анализ контрольной работы. Квадратные уравнения

13.02.19

87

Решение неполных квадратных уравнений

14.02.19

88

Решение уравнений

15.02.19

III триместр

89

Решение упражнений

25.02.19

90

Формула корней квадратного уравнения

27.02.19

91

Решение квадратных уравнений

28.02.19

92

Решение квадратных уравнений

01.03.19

93

Решение задач, используя квадратные уравнения

04.03.19

94

Решение задач

06.03.19

95

Теорема Виета

07.03.19

96

Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета

11.03.19

97

Решение уравнений

13.03.19

98

Решение уравнений

13.03.19

99

Подготовка к контрольной работе

14.03.19

100

Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения»

15.03.19

101

Анализ контрольной работы. Квадратный трехчлен

18.03.19

102

Разложение квадратного трехчлена на множители

20.03.19

103

Разложение квадратного трехчлена на множители

21.03.19

104

Решение упражнений

22.03.19

105

Решение упражнений

25.03.19

106

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

27.03.19

107

Решение биквадратных уравнений

28.03.19

108

Решение уравнений методом замены переменных

29.03.19

109

Решение дробно-рациональных уравнений

01.04.19

110

Решение дробно-рациональных уравнений

03.04.19

111

Решение упражнений

04.04.19

112

Решение упражнений

05.04.19

113

Рациональные уравнения, как математические модели реальных ситуаций

15.04.19

114

Решение текстовых задач на движение с помощью рациональных уравнений

17.04.19

115

Решение текстовых задач на производительность с помощью рациональных уравнений

18.04.19

116

Решение задач

19.04.19

117

Решение задач

22.04.19

118

Решение упражнений

24.04.19

119

Решение упражнений

25.04.19

120

Подготовка к контрольной работе

26.04.19

121

Контрольная работа №6 «Решение уравнений сводящихся к квадратным уравнениям. Решение задач»

29.04.19

Повторение и систематизация учебного материала (19 ч.)

122

Анализ контрольной работы. Повторение. Преобразование рациональных выражений

06.05.19

123

Повторение. Решение упражнений

06.05.19

124

Повторение. Степень с целым показателем

08.05.19

125

Повторение. Решение упражнений

08.05.19

126

Повторение. Арифметический квадратный корень

13.05.19

127

Повторение. Решение упражнений

15.05.19

128

Повторение. Квадратные уравнения

16.05.19

129

Повторение. Решение упражнений

16.05.19

130

Повторение. Решение дробно-рациональных уравнений

17.05.19

131

Повторение. Решение дробно-рациональных уравнений

20.05.19

132

Итоговая контрольная работа

22.05.19

133

Повторение. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений

23.05.19

134

Анализ итоговой контрольной работы

24.05.19

135

Повторение. Решение упражнений

27.05.19

136

Повторение. Решение упражнений

29.05.19

137

Повторение. Решение задач

30.05.19

138

Повторение. Решение задач

30.05.19

139

Повторение. Решение задач

31.05.19

140

Обобщение материала

31.05.19

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Средства обучения:

-компьютер (АРМ учителя);

-проектор;

-интерактивная доска.

-мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;

-электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;

-инструментальная среда по математике.

-комплект чертёжных инструментов, комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных),

Список учебно – методической литературы:

  1. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Алгебра:  класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

Дополнительная литература:

для учителя

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  2. Электронные тренажёры, тесты сети Интернет
  3. http://www.mat.1september.ru
  4. http://www.encyclopedia.ru
  5. http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».

для ученика

  1. Сборники тестовых заданий по подготовке к экзамену
  2. Электронные демонстрационные варианты по подготовке к экзамену
  3. http://www.encyclopedia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7-9 класс УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С.

Рабочая программа по алгебре 7-9 класс УМК Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С....

Рабочая программа по алгебре 7 класс А.Г. Мерзляк

Рабочая  программа  составлена на основе:1)      федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мерзляка, Полонского и др.

Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мерзляка, Полонского и др. Содержит планируемые результаты освоения учебного предмета; основное содержание программы; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по алгебре 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по алгебре 8 класс (Авторы учебника:Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре (базовый уровень) 7 класс (Мерзляк)

Рабочая программа по алгебре для 7г класса составлена на основании:авторской программой по математике: программы: 5-11 классы / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по алгебре 9 класс ФГОС (УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.)

Рабочая программа сожержит тематическое планирование, описание курса, цели и задачи, результаты освоения и рекомендации к оцениванию.Курс алгебры 9 класса включает следующие разделы: неравенства, квад...