ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по алгебре
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Борисенкова Ольга Владимировна, МБОУ СШ №8 г.Ярцево Смоленской области, учитель математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Вокруг проблемы качества знаний обучающихся ведётся много споров. Каждая школы работают над этой проблемой индивидуально и ищет ее решение по-своему. Но при этом все едины во мнении, что для повышения эффективности результата необходимо использовать новые технологии обучения, в том числе ИКТ на каждом уроке.
Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Именно поэтому использование ИКТ на уроках математики логично и необходимо.
Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Цель: используя ИКТ повысить качество знаний обучающихся при обучении математики.
Задачи:
- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность обучающихся при выполнении проектных и исследовательских работ;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
- сформировать информационную компетентность обучающихся;
- научить обучающихся применять знания работы с компьютером на других уроках.
В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Кроме того, увеличение умственной нагрузки на уроках математики, сложность предмета заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока.
Использование ИКТ на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающихся. В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность обучающихся. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать качество знаний обучающихся.
Новые информационные технологии в процессе обучения позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
Таким образом, очевидны преимущества информационных технологий, по сравнению с традиционными, это:
- современный дизайн;
- возможность включения мультимедийных способов представления информации;
- использование интерактивных средств контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки;
- простота использования в домашних условиях .
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний;
- продвигает ребёнка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности,
вносит радость в жизнь ребёнка;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Данная технология способствует:
- активизации познавательной деятельности обучающихся.
-развитию мышления, математической логики.
-направленности мыслительной деятельности обучающихся на поиск и исследование. Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются в практической деятельности.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Формы и место использования ИКТ на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Можно выделить следующие функции применения ИКТ на уроках математики:
- инструментальная (изготовление наглядных пособий);
- демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
- обучающая (тренажеры);
- контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
- при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
- при организации исследовательской деятельности обучающихся;
- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
- обучающийся становится субъектом обучения, так как программа требует от него активного управления;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;
- сокращается время при выработке технических навыков обучающихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
- работа ученика оценивается сразу;
- учитель меньше тратит времени на проверку работ;
- при работе с компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках; и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Применение презентаций на уроке позволяет:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
- эффективнее использовать время на уроке;
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Особое место использование ИКТ отводится для детей с ограниченными физическими возможностями, с которыми я занимаюсь последние два года. Не имея возможности заниматься в классе, такие дети ограничены в общении и средствах обучения. Если раньше такому ребенку приходилось заниматься на дому, ожидая учителя, то сегодня каждый такой ребенок, занимающийся в школе дистанционного образования, имеет право на индивидуально оборудованное рабочее место. Это позволяет учителям проводить уроки по двум направлениям домашнее и дистанционное по достаточно удобному расписанию. Конечно, главенствующей технологией такого автоматизированного процесса является ИКТ. Уроки проводятся по скайпу, на каждом этапе урока учитель использует различные информационные ресурсы. Чаще всего это презентации PowerPoint, электронные учебники, видео уроки, тренажеры и многое другое. Все это позволяет дать материал ребенку в более полном объеме, не смотря на сокращение часов и сделать более эффективной его домашнюю самостоятельную подготовку. Кроме того, легко осуществляется обратная связь, позволяющая учителю контролировать и оценивать ученика, своевременно оказывать необходимую помощь и поддержку. Для ученика же процесс обучения интересен, насыщен и требует достаточно высокой активности с его стороны, что позитивно сказывается на результатах.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации обучающихся.
Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.
Таким образом, в центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения ИКТ. Есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики, помогает находить новые перспективы для поддержания интереса обучающихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему.
Литература:
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
Используемые ссылки:
- http://pedsovet.org
- http://portfolio.1september.ru
- http://www.moskids.ru
- http://allbest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...
Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»
Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....
Программа профессионального самообразования "Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся"
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...
Информационные технологии на уроках физики - как способ повышения качества знаний обучающихся
В стремительно меняющемся мире, необходимо владеть современными информационными технологиями для того, чтобы шагать в ногу со временем....