РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Реальная математика», общеинтеллектуальное направление
рабочая программа по алгебре (7 класс)

Загудаева Татьяна Владимировна

Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика», и характеристикой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._realnaya_matematika_7d_klass.docx52.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

«Рассмотрено»

на заседании МК

Руководитель МК

/О.А.Матейчук /         

Ф.И.О.

Протокол№

 от________________ 2019 г.

«Согласовано»

Зам. директора поУВР

  / Н.А. Ковалева /

                              Ф.И.О.

«____»       __________2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №5»

/ Н.А.Викулова/                

            Ф.И.О.

Приказ №  

от  ___________    2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по курсу «Реальная математика»,

общеинтеллектуальное направление

 (наименование курса/ направление)

     Уровень образования: основное общее

Класс: 7

                       Срок реализации: 1 год (2019 – 2020 уч. годы)

Разработчики программы:

Загудаева Татьяна Владимирова

(ФИО)

Учителя математики высшей квалификационной категории

                                        (предмет)

Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский»

Год составления: 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ  от 17.12. 2010 г. №1897,
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №5» (5-9, ФГОС),
  • Учебного плана МБОУ «Гимназия №5»,
  • Плана внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №5».

Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика», и характеристикой деятельности учащихся.

Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» для учащихся  7-9 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают ответы на вопросы, поставленные в задаче.   В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения  теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта. При решении задачочевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.

Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности.

Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» для учащихся  7-9  классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Повторяющиеся темы в 7, 8 и 9 классах отличаются сложностью решаемых задач.

Цель курса:

  • развить устойчивый интерес учащихся к изучению математики;
  • ликвидировать представление о математике как об абстрактной науке;
  •  показать её применение в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях;
  • развить культуру математических вычислений и добиться стабильности  в преобразовании алгебраических выражений.

Задачи курса:

  1. Активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
  2. Развивать общие интеллектуальные способности,абстрактное мышление учащихся.
  3. Научить решать практические задачи на оптимизацию и применять функциональную линию при решении практических задач.
  4. Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление.
  5. Показать учащимся методы решения задач на проценты, на сплавы, смеси и растворы. Научить решать одну задачу разными способами
  6. Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний  и эрудиции в интересующих областях знаний.
  7.  Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» для учащихся 7-9 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Данная программа   рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ,  ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Построение курса реальной математики для 7-9 классов  основано на идеях и принципах системно-деятельного подхода в обучении, что обеспечивает обучающимся:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

При системно-деятельном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения.

7 класс.

Изучение курса дает возможность учащимся научиться:

Личностные результаты –

  • формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развивать универсальные учебные умения самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметные результаты -

  • формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерные для математики и являющиеся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:  

  • самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
  • составлятьплан решения проблемы (задачи);
  • в диалоге с учителем научится вырабатывать критерий оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:.

  • выбирать необходимый для решения задачи источник информации;
  • научится добывать новые знания: извлекать информацию;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.

Коммуникативные УУД:

  • доводить  свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, бытьготовым изменить свою точку зрения при наличии соответствующих аргументов;
  • договариваться с партнерами: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно, относиться к позиции другого.

 Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности, ученик получит возможность научиться:

  • осваивать логические приемы, применяемые при решении задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;  
  • расширить кругозор, осознавать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  • получит возможность ознакомиться с новыми разделами математики.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАССА

Тема 1. Наглядная математика (7 часов).

В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни,  диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы  решения  практических задач, представленных таблицами.

Тема 2.Задачи на смекалку.Простейшие логические задачи (8 часов).

Математические головоломки, ребусы. Задачи на логику с недостаточными или избыточными условиями.

Тема 3.Решение задач практического характера (11 часов).

Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта.  

Тема4.  Математика в различных сферах деятельности (8 часов). Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Математика и архитектура», «Математика и музыка» и др. Итоговое занятие посвящается защите учебных проектов.  Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Занятие проводится в виде конкурса, где победителей определяют сами учащиеся.

Основной тип занятий – практикум. Формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные.

Форма контроля – защита проектов.

Содержание курса

Характеристика видов деятельности

Планируемые результаты обучения

Тема 1.   Наглядная математика.

В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы  решения  практических задач, представленных таблицами.

Формируют представления

учащихся о математике как о

методе познания действительности. Учат читать графики, диаграммы реальных процессов.

Ученик научится анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и заключение, данные и искомые числа(величины);читать графики реальных процессов, применять графики и диаграммы в различных сферах деятельности. Получит возможность решать практические задачи, представленные графиками, таблицами.

Тема 2.   Задачи на смекалку.Простейшие логические задачи.Математические

головоломки,

ребусы.

Задачи на логику с

недостаточными

или избыточными

условиями

Изучают виды задач

на смекалку и методы

их решения. Знакомятся с

табличным способом

решения задач.

Развивают логическое

мышления,

повышают уровень

интеллекта.

Научится применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению

известных алгоритмов.

Тема 3.Решение задач практического характера.

Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта.  

Формируют  умение решать задачи на доли и части (в том числе исторические) и умение применять проценты при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучают приёмам рационального и быстрого счёта.  

Получит возможность находить дроби от числа и  числа по его дроби. Решать три основные задачи на проценты; решать задачи на выбор оптимального тарифа, на распродажи, скидки. Научится выполнять расчеты за ЖКХ.

Тема 4.  Математика в различных сферах деятельности.

Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Математика и архитектура», «Математика и музыка» и др. Итоговое занятие посвящается защите учебных проектов.  

Формируют умение работать над проектами; характеризуют важнейшие события в выбранных направлениях. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Занятие проводится в виде конкурса, где победителей определяют сами учащиеся.

Ученик научится проводить поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

Вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

Осуществлять выбор способа решения проблемы.

Формулировать (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Предлагать и обсуждать способ достижения цели, ставить задачи.

Осуществлять процесс планирования, анализировать ресурсы.

Тематическое планирование в 7 классе.

34 часа (1 час в неделю)

Тема

Кол-во час

1

Наглядная математика

7

2

Задачи на смекалку.Простейшие логические задачи.

8

3

Решение задач практического характера

11

4

Математика в различных сферах деятельности

8

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование.

урок

Раздел, тема

Колтво часов

Основные виды учебной деятельности,

Дата

план

факт

Раз№1.  Наглядная математика.

7

1

Вводное занятие.

1

Проведение диагностики с целью выявления уровня подготовленности учащихся.

2

Применение функций в жизни

3

 Определять функции, находить области определения функции, области значений; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности.

3

Применение диаграмм в различных сферах деятельности

2

Могут читать графики реальных процессов, применять графики и диаграммы в различных сферах деятельности.

4

Пятое математическое действие

1

Степень. Решают задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух.

Раздел №2.   Задачи на смекалку. Простейшие логические задачи. 

8

5

Занимательные задачи. Числовые ребусы

1

Решают задач-шуток, задач-загадок, математических головоломок, ребусов.

6

Задачи, решаемые без вычислений.

1

Решают логические задачи  типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц.

7

Математические софизмы.

1

Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

8

Задачи на планирование.

1

Решение простейших задач на планирование.

9

Применение графов к решению логических задач.

1

Понятие графа. Использование графов при решении задач.

10

Чётность.

1

Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары.

11

Комбинаторика.

1

Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов.

12

 Математическая игра «Занимательная математика»

1

Участие в игре, конкурс на лучший результат.

Раздел №3  Решение задач практического характера.

11

13

Задачи на доли и части. Исторические задачи на доли и части

1

Научатся анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте. Использовать логическое мышление при решении исторических задач

14

Задачи на выбор оптимального тарифа;

2

Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа,

15

Задачи, связанные с распродажами;

2

Решение задач о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта.

16

Задачи на банковские кредиты.

2

Применение процентов при решении задач на банковские кредиты.

17

Задачи на построения

2

Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями.

18

Решение практических задач.

2

Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение  высоты трубы, определение  ширины  предполагаемого озера (лужи).

Раздел № 4 Математика в различных сферах деятельности

8

19

Геометрическая викторина.

1

Конкурс на лучший результат в викторине.

20

"Математика в искусстве",

Подготовка к проекту

1

Искать и выбирать необходимую информацию по теме; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; строить  речевое высказывание в устной и письменной форме.

21

 «Математика и архитектура»,

Подготовка к проекту

1

Искать и выбирать необходимую информацию

22

«Математика и музыка»Подготовка к проекту

1

Искать и выбирать необходимую информацию

23

Защита учебных проектов

2

Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

24

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов курса.  Конкурс «портфолио».

Учебно-методическое обеспечение

  1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2016.
  2. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2016.
  3. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. –М; Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  4. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
  5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.
  6. Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения/ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+.
  7. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб: Издательство СОЮЗ, 2009.
  8. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
  10. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. – М. 1999.
  11.  Харламова Л.Н., элективные курсы, «Математика 8-9 кл. Самый простой способ решения непростых неравенств», Волгоград, издательство «Учитель»,2009;
  12. Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 кл.», М, издательство «Глобус»,2015;
  13. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник» М., издательство МЦНМО,2005;
  14.  Ященко И В., Семенов А.В., Захаров П.И., «Подготовка к экзамену по математике ГИА 9», М, издательство МЦНМО,2016;
  15.  Мультимедиа «Математика » универсальный тренажер, издательство «Экзамен»;

Электронные ресурсы.

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http:school-collection.edu.ru/

2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru

3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

№ урока

Корректировка

Причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мини-футбол» (спортивно – оздоровительное направление)

Срок реализации программы – 4 года.Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.Цели программы:•      обеспечение   прав   и   возможностей   учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» Направление: спортивно-оздоровительное, 7 класс, 2018-2019

Программа предназначена для: • развития представления подростков о ценности здоро¬вья, важности и необходимости бережного отношения к нему; • расширения знаний учащихся о правилах здоров...

"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов

Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Защитники Отечества» (спортивно – оздоровительное направление)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только госуда...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 8б «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»2023-2024

Рабочая программа внеурочной деятельности.  8б «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»2023-2024...