Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 7 – х классов
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)

Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 7 – х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 7 – х классов

Цель мероприятия:

- повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор;

- развивать у учащихся интерес к занятиям математикой;

- углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;

- воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности и коллективизма.

В игре принимают участие команды учащихся 7 – х классов в количестве 4 – 5 человек. Заранее определяется счетная комиссия из учителей, учеников и их родителей.

Оборудование: презентация, составленная по материалам к каждому гейму, секундомер, бочка с бочонками, музыкальное оформление, грамоты.

Ход мероприятия.

1 этап. Вступительное слово

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рад приветствовать вас на математической игре «счастливый случай»!

Наши команды приготовились идти по нелёгкому пути к победе. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы:  «Обдумай раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше».

Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай!

2этап. Первый гейм «Дальше… дальше… дальше…»

Вопросы первой команде:

  1. Сколько получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)
  2. Автор книги «Начала», ученый, который вывел геометрию на первое место? (Евклид)
  3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника  с серединой противоположной стороны? (медиана)
  4. Прибор для построения окружности? (циркуль)
  5. Каким действием можно заменить произведение одинаковых множителей? (возведением в степень)

Вопросы второй команде:

  1. Число, обратно 2. ().
  2. Сумма углов треугольника? (1800)
  3. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
  4. Хорда, проходящая через центр окружности? (диаметр)
  5. Число, определяющее положение точки на координатной прямой? (координата)

Вопросы третьей команде:

  1. Какую часть часа составляет 20 минут? ( часть)
  2. Прибор для измерения углов на местности? (астролябия)
  3. Угол, смежный с каким – либо углом треугольника?  (внешний)
  4. Что является графиком линейной функции? (прямая)
  5. Число открытое Архимедом и приближенно равное 3,14? (число )

Вопросы четвёртой команде:

  1. Чему равна четверть часа? (15 минут)
  2. Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
  3. Прибор для построения параллельных прямых? (рейсшина)
  4. Треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство? (корень)

3 этап. Второй  гейм  «Гонка за лидером» -игра «Перевёртыши»

Эта игра заключается в том, что слова какой – нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить».

В нашем гейме будут «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» - «куб»,  «параллельный» - «перпендикулярный», «площадь» - «периметр» и т.д.

  1. Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!)
  2. Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1)
  3. Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого)
  4. Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются)
  5. Периметр треугольника не равен кубу чужого угла (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)

4 этап. Третий гейм  «Заморочки из бочки»

Каждая команда получает один бочонок с номером задания и выполняет его.

1. Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Каша должна вариться 15 минут. Как сварить её, перевернув часы минимальное количество раз?

[Одновременно перевернём часы, через 7 минут начнем варить кашу. После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут]

2. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Первая ступенька касается воды. Океан очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду на 15 см в час. Через сколько времени вода достигнет третьей ступени веревочной лестницы?

[Ступенька не покроется водой,

т.к. вместе с водой поднимается и корабль]

3. Писатель Ю.Олеша писал: «В бархате лежит плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку» Этот геометрический инструмент согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретен в Древней Греции.

[Циркуль]

4. Сережа пришел к своему другу Диме.

  • Что же ты у нас не был вчера? - Спросил Дима.- Ведь вчера моя бабушка праздновала день рождения.
  • Я не знал, - сказал Сережа – А сколько лет твоей бабушки?

Дима ответил замысловато:

  • Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся её день рождения. Вчера она праздновала этот день в 15 раз. Вот сколько лет моей бабушке?

[60 лет – 29 февраля празднует через год]

5 этап. Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»

I

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое  «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н.Толстой)

Вопрос 2:  По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне?  (М.В.Ломоносов)

Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н.Толстой для детей Яснополянской школы)

II

 Перед вами портреты  древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э., Пифагора, Архимеда, Фалеса.

Вопрос 1: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес)

Вопрос 2: кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.  (Архимед)

Вопрос 3: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор)

III

Вопрос 1: верно ли, что это единицы измерения длины?

Ответ: нет, фунт – мера веса.

Вопрос 2: расположите единицы длины в порядке убывания.

Ответ: 1 локоть , 1 фут ,1 дюйм

6 этап. Пятый гейм «Ты – мне, я – тебе»

Объявление для всех!

Конкурсантов ждет успех!

Построенье выполняйте, счет команды пополняйте.

Задача конкурса: совместными усилиями в атмосфере взаимопомощи выполнить построение на координатной прямой.

Отметить на координатной плоскости точки и последовательно соединить.

(-9;-1);  (-2;-5);  (0;5);  (2;3);  (2;1);  (0;-1); (-1;-1); (-5;-5); (-6;-5); (-9;-8); (-11;-9); (-8;-5); (-12;-8); (-10; -5); (-12:-6); (-10;-4); (-12;-4); (-11;-1); (-11;2); (-6;6); (-4;7); (-4;10); (-2;12); (-3;12); (-1;14); (0;14); (-1;15); (0;15); (1;14); (1;16); (2;15); (2;16); (3;15); (3;16); (4;15); (4;16); (6;14); (6;8); (7;8); (6;7); (7;6); (6;6); (5;5); (5;0); (4;-1); (4;-2); (-1;-7); (-5;-9); (-12;-17); (-11; -14); (-13;-15); (-11;-12); (-12;-12); (-10;-10); (-9;-8); (2;10).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

  1. Как называется четвёртая буква греческого алфавита? (Дельта)

  1. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 градусов)

  1. У людей какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных линий? (Музыканты.  Нотный стан имеет пять линий)

  1. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (Гексаэдр, или куб)

  1. Какой древний город по преданию стоял на 7 холмах? (Рим)

  1. В какой спортивной игре, изобретённой в 1895 году в США В.Морганом, на площадке играют команды, состоящие из шести человек? (Волейбол)

  1. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6.00? (Развёрнутый)

  1. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? (Вавилон)

  1. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видят число 106? (Мега…)

  1. Какую процедуру народная мудрость советует совершить семь раз, прежде чем один раз совершить другую процедуру? («Семь раз отмерь, один раз отрежь»)

СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАЛА

1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву?

[1]

2. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину из да ещё десяточек, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было?

[60]

3. Брат и сестра получили в наследство 90 тыс.рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 тыс.рублей, то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сестре?

[50000 и 40000]

4. Две богомолки отправились в Тоице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 вёрст. Сколько верст прошла каждая, если шли с одинаковой скоростью?

[60 вёрст]

5. Арбуз стоит 100 рублей и ещё поларбуза. Сколько стоит арбуз?

[200 руб.]

6. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?

[6 дней]

7. В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек?

[19 мальчиков и 16 девочек]

8. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется?

[2]

9. Угол в 1о рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол.

[1о]

10. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 80, 20000, 12, 2?

11. На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве.

[Ни одной]

12. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

[30 км]

7 этап. Подведение итогов игры. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра «Счастливый случай» (10-11 классы)

Эту игру можно использовать во внеклассной работе для учащихся 10 - 11 классов....

Математическая игра "Счастливый случай". 9 класс.

Математическая игра для учащихся 9 классов. Цель: развить знания,  разносторонне развивать учащихся....

Математическая игра "Счастливый случай 6-7 класс"

разработка внеурочного мероприятия по математике для учащихся 6-7 классов с презентацией Power Point...

Игра "Счастливый случай" для учащихся 7 класса.

Целью данного мероприятия является расширение кругозора учащихся, воспитывается стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний....

Методическая разработка математической игры «Счастливый случай» для 6 классов.

Санкт-ПетербургМетодическая разработка математической игры «Счастливый случай» для 6 классов.   Цели и задачи игры: Расширение кругозора по  разделам математикиПривитие навыка...

Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 6-ых классов

Сценарий математической игры "Счастливый случай" для обучающихся 6-ых классов ( с использованием интерактивной доски)...

Игра «Счастливый случай» для учащихся 8 классов

Игра состоит из 5 геймов и содержит интересные задания....