1.3
методическая разработка по алгебре (5 класс)

Сагнаева Гузалия Минталиповна

К аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.3.zip61.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол ППк №1

от 28.08.2020

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №1

от 30.08.2020 г.

заседания МС

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

Приказ № 293-ОД

от 31.08.2020г.

«СОГЛАСОВАНО» 

Родитель несовершеннолетнего

___________/_______________/

   Подпись       Фамилия И.О.

Адаптированная образовательная

рабочая программа

для обучающегося с ОВЗ

Пряхина Даниила Павловича,

    разработанная на основе инклюзивного образования

по алгебре

на 2020 – 2021 учебный год

Ф.И.О. учителя: Сагнаева Г.М.

Класс: 7 «Г»

Количество часов в неделю - 3

Количество часов в год - 105

Ханты-Мансийск – 2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Адаптированная рабочая учебная программа по алгебре для обучающегося 7 «Г» класса Пряхина Даниила Павловича составлена на основании рекомендаций заключения ТПМПК от 10.10.2019 №863, заявления и согласия родителя на обучение по адаптированной программе.

На основании

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;

- Федеральной примерной программы основного общего образования по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. на 2020-2021 учебный год;
  • Положения «О структуре индивидуальной адаптированной образовательной программы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4»
  • Положения «Об адаптированной программе для детей с ОВЗ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4»1

Основной целью индивидуальной адаптированной образовательной программы является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков развития, социализации учащегося с ЗПР.

 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Категория обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения задержки психического развития - органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, а также специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения (эмоциональной сферы). Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, родитель.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

В эмоционально-волевой сфере встречаются следующие нарушения:

- постоянные резкие перепады настроения;

- внушаемость, быстро попадает под влияние других;

- частые проявления агрессии, вспышки гнева;

- повышенная тревожность, страх;

- низкая самооценка, неуверенность в себе;

- не желание что-либо сделать;

- неспособность к самостоятельным действиям;

- гиперактивность;

- нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.

Таким образом, обучая ребенка с ЗПР педагогу необходимо иметь определенные установки, а также использовать на уроках различные формы.

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

Количество часов распределено из расчета 3 часа в неделю. Всего 35 рабочих недель. Итого 105 часов

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Алгебра»

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установление аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково – символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и другое) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания: представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) овладение математическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

4) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Алгебра»

Содержание обучения.

1.Повторение курса математики 6 кл. (3 ч.)

2. Выражения, тождества, уравнения (24 ч.)

Числовые выражения и выражения с переменными.

Простейшие преобразования выражений.

Контрольная работа «Преобразование выражений»

Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение.

Решение задач методом уравнений.

Статистические характеристики

Контрольная работа «Линейное уравнение»

3. Функции (9 ч.)

Функция, область определения функции

Способы задания функции.

График функции.

Функция y=kx+b и её график.

Функция y=kx и её график.

Контрольная работа «Линейная функция»

4. Степень с натуральным показателем (12 ч.)

Степень с натуральным показателем и её свойства.

Одночлен.

Функции y=x2, y=x3, и их графики.

Контрольная работа «Степень с натуральным показателем»

5. Многочлены (17 ч.)

Многочлен.

Сложение, вычитание и умножение многочленов.

Разложение многочлена на множители.

Контрольная работа «Действия с одночленами и многочленами»

Произведение многочленов

Контрольная работа «Действия с многочленами»

6. Формулы сокращённого умножения (18 ч.)

Квадрат суммы и квадрат разности

Разность квадратов.

Сумма и разность кубов

Контрольная работа «Формулы сокращённого умножения»

Преобразование целых выражений

Контрольная работа «Преобразование выражений»

7. Системы линейных уравнений (14 ч.)

Система уравнений с двумя переменными.

Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.

Контрольная работа «Системы линейных уравнений»

8. Повторение  (3 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).

9.  Математика шахмат (5 часов)

Шахматная доска. Шкала. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Симметрия шахматной доски

Координаты. Шахматная клетка. Латинский алфавит

Координаты. Шахматная клетка. Латинский алфавит

Периметр геометрических фигур. Длина ломаной. Задачи на определение кратчайшего пути

Составление шахматных и математических задач

 Решение шахматных задач

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

/коррекционная работа/

Повторение курса математики 6 класса (3 часа)

1

Действия с дробями

1

Работа по карточкам

2

Действия с положительными и отрицательными числами

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

3

Решение уравнений, задач с помощью уравнений

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

Выражения, тождества, уравнения (24 час)

4

Числовые выражения

1

Работа по образцу

5

Числовые выражения

1

Работа по карточкам

6

Выражения с переменными

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

7

Выражения с переменными

1

Индивидуальная работа

8

Сравнение значений выражений  

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

9

Стартовая диагностика  

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

10

Свойства действий над числами

1

Индивидуальная работа с упражнением

11

 Свойства действий над числами

1

Работа по образцу

12

 Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

13

Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

Работа по образцу

14

Контрольная работа по теме «Выражения»

1

Индивидуальная работа

15

Уравнения с одной переменной

1

Работа по карточкам

16

Линейное уравнение с одной переменной

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

17

Линейное уравнение с одной переменной

1

Индивидуальная работа

18

Решение задач с помощью уравнений

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

19

Решение задач с помощью уравнений

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

20

Решение задач с помощью уравнений

1

Индивидуальная работа с упражнением

21

Статистические характеристики

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

22

Среднее арифметическое, размах и мода

1

Работа по образцу

23

Среднее арифметическое, размах и мода

1

Работа по карточкам

24

Медиана как статистическая характеристика. Формулы

1

Индивидуальная работа

25

Обобщение  по теме  «Уравнения»

1

Работа по образцу

26

Обобщение  по теме  «Уравнения»

1

Работа по карточкам

27

Контрольная работа  по теме  «Уравнения»

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

Функции (9 часов)

28

Анализ контрольной работы. График функции

1

Индивидуальная работа

29

График функции

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

30

Прямая пропорциональность и ее график

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

31

Прямая пропорциональность и ее график

1

Индивидуальная работа с упражнением

32

Линейная функция и ее график

1

Работа по карточкам

33

Линейная функция и ее график

1

Работа по образцу

34

Линейная функция и ее график

1

Индивидуальная работа

35

Решение задач по теме «Функция»

1

Работа по образцу

36

Контрольная работа  по теме  «Функция»

1

Индивидуальная работа

Степень с натуральным показателем (12 часов)

37

Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем

1

Работа по карточкам

38

Умножение и деление степеней

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

39

Умножение и деление степеней

1

Индивидуальная работа

40

Возведение в степень произведения и степени

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

41

Одночлен и его стандартный вид

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

42

Административная контрольная работа

1

Индивидуальная работа с упражнением

43

Умножение одночленов

1

Работа по образцу

44

Возведение одночлена в степень

1

Работа по карточкам

45

Возведение одночлена в степень

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

46

Функции у=х2 и у=х3          

1

Индивидуальная работа

47

Функции у=х2 и у=х3  

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

48

Контрольная работа  по теме «Одночлены. Степень с натуральным показателем»

1

Индивидуальная работа

Многочлены (17 часов)

49

Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид    

1

Работа по образцу

50

Многочлен и его стандартный вид    

1

Работа по карточкам

51

Сложение и вычитание многочленов

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

52

Сложение и вычитание многочленов

1

Индивидуальная работа

53

Сложение и вычитание многочленов

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

54

Сложение и вычитание многочленов

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

55

Сложение и вычитание многочленов

1

Индивидуальная работа с упражнением

56

Сложение и вычитание многочленов

1

Работа по образцу

57

Контрольная работа  по теме «Сложение и вычитание многочленов»

1

Индивидуальная работ

58

Анализ контрольной работы. Умножение одночлена на многочлен

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

59

Умножение одночлена на многочлен

1

Индивидуальная работа

60

Вынесение общего множителя за скобки

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

61

Умножение многочлена на многочлен

1

Работа по карточкам

62

Умножение многочлена на многочлен

1

Индивидуальная работа

63

Разложение многочлена на множители

способом группировки

1

Работа по образцу

64

Разложение многочлена на множители

способом группировки

1

Работа по карточкам

65

Контрольная работа  по теме «Произведение многочленов»

1

Индивидуальная работ

Формулы сокращённого умножения (18 часов)

66

Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

Работа по карточкам

67

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

68

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

69

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

Индивидуальная работа с упражнением

70

Умножение разности двух выражение на их сумму

1

Работа по образцу

71

Умножение разности двух выражение на их сумму

1

Работа по карточкам

72

Разложение разности квадратов на множители

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

73

Разложение разности квадратов на множители

1

Индивидуальная работа

74

Разложение на множители суммы и разности кубов

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

75

Разложение на множители суммы и разности кубов

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

76

Контрольная работа по теме «Формулы сокращенного умножения»

1

Индивидуальная работа с упражнением

77

Анализ контрольной работы. Преобразование целого  выражения в многочлен

1

Индивидуальная работа

78

Преобразование целого  выражения в многочлен

1

Работа по карточкам

79

Применение различных способов для разложения на множители

1

Работа по образцу

80

Применение различных способов для разложения на множители

1

Работа по карточкам

81

Применение различных способов для разложения на множители

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

82

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

Индивидуальная работа

83

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

Системы линейных уравнений (14 часов)

84

Анализ контрольной работы. Линейные уравнения с двумя переменными

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

85

Линейные уравнения с двумя переменными

1

Индивидуальная работа с упражнением

86

График линейного уравнения с двумя переменными

1

Работа по карточкам

87

График линейного уравнения с двумя переменными

1

Работа по образцу

88

График линейного уравнения с двумя переменными

1

Индивидуальная работа

Систем линейных уравнений с двумя переменными

89

Систем линейных уравнений с двумя переменными

1

Работа по образцу

90

Способ подстановки

1

Работа по карточкам

91

Способ подстановки

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

92

Способ подстановки

1

Индивидуальная работа

93

Способ сложения

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

94

Способ сложения

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

95

Решение задач с помощью систем уравнений

1

Индивидуальная работа с упражнением

96

Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений»

1

Работа по карточкам

97

Применение формул сокращённого умножения

1

Работа по образцу

Повторение (3 часа)

98

Анализ контрольной работы. Уравнения с одной переменной

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

99

Повторение. Линейная функция. Формулы сокращенного умножения

1

Индивидуальная работа

100

Повторение. Системы линейных уравнений

1

Работа по образцу

Математика шахмат (5 часов)  

101

Шахматная доска. Шкала. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Симметрия шахматной доски

1

Работа по карточкам

102

Координаты. Шахматная клетка. Латинский алфавит

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

103

Периметр геометрических фигур. Длина ломаной. Задачи на определение кратчайшего пути

1

Индивидуальная работа

104

Составление шахматных и математических задач

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

105

Решение шахматных задач

1

Работа по карточкам