3.3
методическая разработка по алгебре

Сагнаева Гузалия Минталиповна

к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3.3.zip673.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол ППк №1

от 31.08.2022

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №1

от 31.08.2022 г.

заседания МС

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

Приказ № 132-10-ОД

от 31.08.2022г.

«СОГЛАСОВАНО» 

Родитель несовершеннолетнего

___________/_______________/

   Подпись       Фамилия И.О.

Адаптированная образовательная

рабочая программа

для обучающейся с ОВЗ

Айдемировой Жасмин Хамидовны

разработанная на основе инклюзивного образования

по геометрии

на 2022– 2023 учебный год

Ф.И.О. учителя: Сагнаева Г.М.

Класс: 7Д

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 70

Ханты-Мансийск – 2022

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Адаптированная рабочая учебная программа по геометрии для обучающейся 7 «Д» класса Айдемировой Жасмин Хамидовны составлена на основании рекомендаций заключения ТПМПК №766 от 15.06.2020, заявления и согласия родителя на обучение по адаптированной программе.

На основании

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
  • Федеральной примерной программы основного общего образования по математике, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. на 2022-2023 учебный год;
  • Положения «О структуре индивидуальной адаптированной образовательной программы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Положения «Об адаптированной программе для детей с ОВЗ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

 Основной целью индивидуальной адаптированной образовательной программы является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков развития, социализации учащегося с ЗПР.

 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Категория обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения задержки психического развития - органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, а также специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения (эмоциональной сферы). Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, родитель.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

В эмоционально-волевой сфере встречаются следующие нарушения:

- постоянные резкие перепады настроения;

- внушаемость, быстро попадает под влияние других;

- частые проявления агрессии, вспышки гнева;

- повышенная тревожность, страх;

- низкая самооценка, неуверенность в себе;

- не желание что-либо сделать;

- неспособность к самостоятельным действиям;

- гиперактивность;

- нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.

Таким образом, обучая ребенка с ЗПР педагогу необходимо иметь определенные установки, а также использовать на уроках различные формы.

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

Количество часов распределено из расчета 2 часа в неделю. Всего 35 рабочих недель. Итого 70 часов

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению и познанию;

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  старшими и младшими в образовательной,

учебно-исследовательской, творческой и других видах   деятельности;

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл   поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

 приводить примеры и контрпримеры;

Креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;

Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредеметные результаты:

Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать                          

 наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения                      

 (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для                          

    решения учебных и познавательных задач;

Развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и                                                  

сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить                                      

 общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на                                    

 основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать   своё мнение;

  Понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным                                    

  алгоритмом;                                                                                                                                                                                              

Способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты:

Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую    терминологию и символику; развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;                                                                      

Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о выражении, уравнении, системе    уравнений и способах преобразования и решения их; о функции и графике, степени с натуральным   показателем; об основных геометрических объектах (точка, прямая (параллельные и перпендикулярные),  углы (смежные, вертикальные, образованные параллельными прямыми и секущей), треугольники(свойства  равнобедренного и прямоугольного треугольников, признаки равенства треугольников

Формирование  представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

Умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения    учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

Умение пользоваться изученными математическими формулами; применять изученные понятия, результаты   и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

В результате изучения геометрии   обучающийся научится:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов);
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения и алгебраический  аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя   известные   теоремы,   обнаруживая возможности  для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

получит возможность использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для :

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник,

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Начальные геометрические сведения.

10

Треугольники.

17

Параллельные прямые.

13

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

Повторение. Решение задач

12

Итого:

70

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

/коррекционная работа/

Раздел 1. Начальные геометрические сведения (10 часов)

1

Прямая и отрезок

1

Работа по карточкам

2

Луч и угол

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

3

Сравнение отрезков и углов

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

4

Измерение отрезков

1

Работа по образцу

5

Измерение углов

1

Работа по карточкам

6

Смежные и вертикальные углы

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

7

Смежные и вертикальные углы

1

Индивидуальная работа

8

Перпендикулярные прямые

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

9

Перпендикулярные прямые

1

Фронтальная работа

10

Контрольная работа  по теме «Измерение отрезков и углов»

1

Индивидуальная работа

Раздел 2. Треугольники (17 часов)

11

Треугольник

1

Работа по образцу

12

Первый признак равенства треугольников

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

13

Первый признак равенства треугольников

1

Работа по образцу

14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Индивидуальная работа

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Работа по карточкам

16

Свойства равнобедренного треугольника

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

17

Свойства равнобедренного треугольника

1

Индивидуальная работа

18

Второй признак равенства треугольников

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

19

Второй признак равенства треугольников

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

20

Третий признак равенства треугольников

1

Индивидуальная работа с упражнением

21

Третий признак равенства треугольников

1

Самостоятельная работа с использованием аналогии

22

Окружность

1

Работа по образцу

23

Задачи на построение

1

Работа по карточкам

24

Задачи на построение

1

Индивидуальная работа

25

Решение задач по теме «Треугольники»

1

Работа по образцу

26

Решение задач по теме «Треугольники»

1

Работа по карточкам

27

Контрольная работа  по теме "Треугольники"

1

Индивидуальная работа

Раздел 3. Параллельные прямые (13 часов)

28

Параллельные прямые

1

Индивидуальная работа

29

Признаки параллельности прямых

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

30

Признаки параллельности прямых

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

31

Признаки параллельности прямых

1

Индивидуальная работа с упражнением

32

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

Работа по карточкам

33

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

Работа по образцу

34

Аксиома параллельных прямых

1

Индивидуальная работа

35

Свойства параллельных прямых

1

Работа по образцу

36

Свойства параллельных прямых

1

Индивидуальная работа

37

Свойства параллельных прямых

1

Работа по карточкам

38

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

39

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

Индивидуальная работа

40

Контрольная работа  по теме «Параллельные прямые»

1

Индивидуальная работа

Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)

41

Теорема о сумме углов треугольника

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

42

Теорема о сумме углов треугольника

1

Индивидуальная работа с упражнением

43

Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Работа по образцу

44

Неравенство треугольника

1

Работа по карточкам

45

Решение задач по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

46

Решение задач по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"

1

Индивидуальная работа

47

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

48

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1

Индивидуальная работа

49

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Работа по образцу

50

Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"

1

Работа по карточкам

51

Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"

1

Работа по карточкам

Фронтальный опрос

52

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

Индивидуальная работа

53

Построение треугольника по трем элементам

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

54

Построение треугольника по трем элементам

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

55

Построение треугольника по трем элементам

1

Индивидуальная работа с упражнением

56

Решение задач по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"

1

Работа по образцу

57

Решение задач по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"

1

Индивидуальная работ

58

Контрольная работа  по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника"

1

Индивидуальная работа

Раздел 5. Повторение (12 часов)

59

Повторение. Треугольники

1

Индивидуальная работа

60

Повторение. Равнобедренный треугольник

1

Индивидуальная работа - выполнение заданий в учебнике

61

Повторение. Признаки равенства треугольников

1

Работа по карточкам

62

Повторение. Параллельные прямые

1

Индивидуальная работа

63

Повторение. Прямоугольный треугольник

1

Работа по образцу

64

Повторение. Прямоугольный треугольник

1

Работа по карточкам

65

Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Индивидуальная работ

66

Повторение. Задачи на построение

1

Работа по карточкам

67

Итоговая контрольная работа

1

Индивидуальная работа

68

Решение геометрических задач

1

Фронтальная работа

Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальная работа с упражнением

69

Решение геометрических задач

1

Индивидуальная работа с упражнением

70

Решение геометрических задач

1

Работа по образцу