Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса к учебнику Ю.М.Колягина
рабочая программа по алгебре (10 класс)

Жукова Татьяна Георгиевна

Рабочая программа составлена на 136 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_i_nachala_analiza_10aklass_.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАЗРАБОТАНО и ПРИНЯТО

решением

Педагогического совета

ГБОУ средней школы № 296

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом  №134 от 30.08.2019

Директор ГБОУ средней школы № 296

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

____________ /С.А.Алексеева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

для 10А класса

учебный год 2019-2020

Т.Г.Жукова

учитель математики

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019

Пояснительная записка

Нормативная основа программы

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесѐнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Устав ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
  • Учебный план ГБОУ средней школы № 296 на 2019-2020 учебный год;
  • Авторская программа по алгебре и началам математического анализа: 

Колягин Ю.В. Алгебра  и  начала  математического анализа       10  класс   М.,  «Просвещение» 2014 г.

Цели и задачи обучения по предмету «Алгебра и начала  математического анализа» в 10  классе

При изучении курса математики в 10 классе продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Цели:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно - научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного процесса.  

Задачи:

 - формировать функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;

 - создать необходимые условия для усвоения и оперирования обучающимися  научными терминами и понятиями в учебных ситуациях и повседневной жизни.

  - научить  «открывать» новые знания, посредством включения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, формировать самооценку и самоконтроль своих действий.

 - формировать у обучающихся целостную картину мира, помогать осознавать взаимосвязи различных учебных предметов.

- использовать задания различного уровня трудности, самостоятельных, исследовательских и проектных работ, что позволяет формировать личностно-значимые мотивы учения.

 - научить изучать теоретический материал, анализировать ошибки и исправлять их, самостоятельно проектировать свою учебную деятельность.

 - формировать  математический язык и математический аппарат как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности.

 - создать здоровьесберегающую информационно-образовательную среду.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Алгебра и начала анализа» в 10  классе

В ходе обучения математики обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, установление учащимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом. К личностным результатам освоения старшеклассниками программы по курсу алгебра и начала анализа относятся:

  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;  сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  •  системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностных установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
  •   правосознание, способность ставить и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  представлений об основных этапах истории и о наиболее важных современных тенденциях развития математической науки, о профессиональной деятельности ученых – математиков;
  •   способности к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  •  потребности в самореализации в творческой деятельности, выражающиеся в креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач;
  •  потребности в самообразовании, готовности принимать самостоятельные решения;
  •   основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  •  толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  •  навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  •   готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  •   умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  •  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  •   владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  •   готовность и способность к самостоятельной информационно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую их различных источников;

 Вклад изучения курса алгебры и начала анализа в формирование метапредметные результатов освоения основной образовательной программы состоит в формировании:

  •  понятийного аппарата математики и умения видеть приложения полученных математических знаний для описания и решения проблем в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  •  интеллектуальной культуры, выражающемся в развитии абстрактного и критического мышления;
  •  в умении распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, способности ясно, точно и грамотно формулировать, аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной речи, корректности в общении;
  •  информационной культуры, выражающемся в умении осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, использовании различных источников информации для решения учебных проблем;
  •  умения принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
  •  представлений о принципах математического моделирования и приобретении начальных навыков исследовательской деятельности;
  •   умения видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять деятельность, направленную на их решение, проверять и оценивать результаты деятельности, соотнося их с поставленными целями и личным жизненным опытом, а также публично представлять еѐ результаты, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

 Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета:

  •  объяснять идеи и методы математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; приводить соответствующие примеры;
  •  описывать круг математических задач, для решения которых требуется выход в множество действительных чисел и введение новых понятий и соответствующих функций; производить вычисления по формулам, решать уравнения и неравенства, описывать свойства и строить графики соответствующих функций;
  •   давать определения, формулировать и доказывать свойства корней n – ой степени, логарифмов, тригонометрических функций; формулировать и доказывать теорему о рациональных корнях многочлена; анализировать формулировки определений, свойств и доказательство свойств;
  •  объяснять на примерах историческую обусловленность и практическую пользу методов математического анализа, теории вероятностей и статистики;
  •   описывать круг математических задач для решения которых требуется введение новых понятий (корень n –ой степени, логарифм, интеграл, первообразная); производить тождественные преобразования, вычислять значения выражений, решать уравнения и неравенства с радикалами, степенями, логарифмами и тригонометрическими функциями, в том числе при решении практических расчетных задач из окружающего мира, включая задачи по социально – экономической тематике, и из области смежных дисциплин;
  •   описывать реальные ситуации на языке математики; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, начал анализа, теории вероятностей и статистики;
  •  осуществлять информационную переработку задачи, переводя информацию на язык математических символов, представляя содержащиеся в задачах количественные данные в виде формул, таблиц, графиков, диаграмм и выполняя обратные действия с целью извлечения информации из формул, диаграмм, таблиц, графиков; исходя из условия задачи, составлять числовые выражения, уравнения, неравенства и находить значения искомых величин; излагать и оформлять решение логически правильно с необходимыми пояснениями,  проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
  •  приводить примеры пространственных и количественных характеристик реальных объектов, для описания которых используют математическую терминологию, владеть стандартными приѐмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использовать готовые компьютерные программы, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

 На профильном уровне к перечисленным предметным результатам добавляются следующие:

  •  характеризовать системы целых, рациональных, действительных чисел; давать определения, формулировать и доказывать свойства корней, степеней, логарифмов, тригонометрических функций; формулировать и доказывать теорему о рациональных корнях многочлена; анализировать формулировки определений, свойств и доказательства свойств;
  •  решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащие степенные, показательные, логарифмические, тригонометрические функции (без ограничения по уровню сложности тождественных преобразований); использовать идею координат на плоскости для представления алгебраических объектов( уравнений, неравенств, систем с двумя переменными); использовать свойства функций, входящих в уравнение, для обоснования утверждений о существовании решений и об их количестве; использовать готовые компьютерные программы для поиска пути решения уравнений и неравенств;
  •   характеризовать поведение функций, в том числе ограниченность, периодичность, наличие локальных максимумов и минимумов; применяя аппарат элементарных функций, строить и исследовать математические модели реальных зависимостей из окружающей жизни и из смежных дисциплин, характеризовать свойства этих зависимостей, исходя из полученных результатов; приводить примеры (из смежных дисциплин), показывающие ограничения в применении математических моделей;


 Содержание образования, представленное в основной  школе, развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств  от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;

  • развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
  • систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
  • знакомство с основными идеями и методами математического анализа;
  • совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
  •  формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в       природе и обществе.  

         Цель  программы: 

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

-планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей  работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

            -самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

                                                 

Требования к предметным результатам освоения   курса

В результате изучения математики на базовом   уровне в старшей школе  обучающийся должен

Знать/понимать: 

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач  и внутренних задач математики;
  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
  • вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости  вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
  • находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
  • проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.

  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
  • описывать по графику и по формуле поведение и свойства  функций;
  • решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
  •  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и     повседневной жизни для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  • доказывать несложные неравенства;
  • решать текстовые задачи с помощью  составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
  • изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
  • находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

Содержание учебного предмета

10 класс

 Степень с действительным показателем

Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.

Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений; ознакомить с понятием предела последовательности1.

Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень, а значит, возможностью решать уравнения х + а = Ь, ах = Ь, ха = Ъ.

Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Действия над иррациональными числами строго не определяются, а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами.

В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности. Формулируется и строгое определение предела. Разбирается задача на доказательство того, что данное число является пределом последовательности с помощью определения преде-

ла. На данном этапе элементы теории пределов не изучаются.

Арифметический корень натуральной степени п > 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Обучающиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.

Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере: число З^2 рассматривается как последовательность рациональных приближений З1,4, З1,41, .... Здесь же формулируются и доказываются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.

  Степенная функция

Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.

Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному натуральному числу; 4) числом, противоположным нечетному натуральному числу; 5) положительным нецелым числом; 6) отрицательным нецелым числом.

Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = хр на промежутке х > О, где р — положительное нецелое число, следует из свойства: «Если 0 < х1 < х2, р > 0, то xf < x.f». На примере степенных функций учащиеся знакомятся с понятием ограниченной функции, учатся доказывать как ограниченность, так и неограниченность функции.

Рассматриваются функции, называемые взаимно обратными. Важно обратить внимание на то, что не всякая функция имеет обратную. Доказывается симметрия графиков взаимно обратных функции относительно прямой у = х.

Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций. Вводятся разные термины для обозначения сложной функции (суперпозиция, композиция), но употребляется лишь один. Этот материал в классах базового уровня изучается лишь в ознакомительном плане. Обращается внимание обучающихся на отыскание области определения сложной функции и промежутков ее монотонности. Доказывается теорема о промежутках монотонности с опорой на определения возрастающей или убывающей функции, что позволяет изложить суть алгоритма доказательства монотонности сложной функции.

Обучающиеся знакомятся с дробно-линейными функциями. В основной школе  обучающиеся учились строить график

функции у = k/x  и графики функций, которые получались

сдвигом этого графика. Выделение целой части из дробно-линейного выражения приводит к знакомому обучающимся виду функции.

Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.

Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.

С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней, если аналитически решить уравнение трудно.

Изучение иррациональных неравенств не является обязательным для всех учащихся. При их изучении на базовом уровне основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равносильной данному. После решения задач по данной теме учащиеся выводятся на теоретическое обобщение решения иррациональных неравенств, содержащих в условии единственный корень второй степени.

 Показательная функция

Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.

Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений.

Свойства показательной функции у = ах полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у — ах, если а > 1, следует из свойства степени: «Если хх < х2, то aXl < аХг при а > 1».

Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших.

Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.

 Логарифмическая функция

Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.

Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.

До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование.

При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.

Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши lg и In, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.

Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.

Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.

При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходимо либо делать проверку найденных корней, либо строго следить за выполненными преобразованиями,  выявляя полученные уравнения-следствия и обосновывая каждый этап преобразования. При решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.

 Тригонометрические формулы

Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов ос и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Произведение синусов и косинусов.

Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.

Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения sin a = 0, cos а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: sinx = 0, cosx= 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.

При изучении степеней чисел рассматривались их свойства ap + q = ар  aq, ap~q = ар : aq. Подобные свойства справедливы и для синуса, косинуса и тангенса. Эти свойства называют формулами сложения. Практически они выражают зависимость между координатами суммы или разности двух чисел а и Р через координаты чисел а и (3. Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия..

Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия: формулы двойного и половинного углов (для классов базового уровня не являются обязательными), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение. Из формул сложения выводятся и формулы замены произведения синусов и косинусов их суммой, что применяется при решении уравнений.

  Тригонометрические уравнения

Уравнения cosx = a, sinx = a, tgx = а. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.

Основная цель (базовый уровень) — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.

Основная цель (профильный уровень) — сформировать понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа; научить решать тригонометрические уравнения и системы тригонометрических уравнений, используя различные приемы решения; ознакомить с приемами решения тригонометрических неравенств.

Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: cosx = a, sinx = a, tgx = a.

Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cosx = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения sin x = а (в их записи часто используется необычный для учащихся указатель знака (-1)п). Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.

Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений: линейные относительно sinx, cosx или tgx; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.

На профильном уровне на элективном учебном предмете дополнительно изучаются однородные (первой и второй степеней) уравнения относительно sinx и cosx, а также сводящиеся к однородным уравнениям. При этом используется метод введения вспомогательного угла.

При углубленном изучении рассматривается метод предварительной оценки левой и правой частей уравнения, который в ряде случаев позволяет легко найти его корни или установить, что их нет.

На профильном уровне рассматриваются тригонометрические уравнения, для решения которых необходимо применение нескольких методов. Показывается анализ уравнения не по неизвестному, а по значениям синуса и косинуса неизвестного,  что часто сужает поиск корней уравнения. Также показывается метод объединения серий корней тригонометрических уравнений. Разбираются подходы к решению несложных систем тригонометрических уравнений.

Рассматриваются простейшие тригонометрические неравенства, которые решаются с помощью единичной окружности.

Тригонометрические функции

Основная цель: Сформировать понятие о тригонометрических функциях, способах построения графиков этих функций. Научить находить области определения, множества значений функций. Доказывать периодичность, четность, нечетность,строить графики тригонометрических функций.

Программа рассчитана на 4 часов в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение алгебры  и начал анализа в 10с  классе составит 136 часов.

На уроках алгебры и начала анализа  в 10а  классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как геометрия,  физика, информатика, биология , химия так как у обучающихся формируется умение использовать свои математические знания при решении практических задач на этих предметах. Важным компонентом является обучение математическому языку как особому средству коммуникации.

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса.

 Содержание программы по математике позволяет широко использовать дифференцированный подход к обучающимся, что обеспечивает более целесообразное включение обучающихся в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии. Учитываются возрастные психологические особенности детей. С теми детьми, у которых возникают трудности, проводятся индивидуальные занятия по освоению программы. У учителя есть возможность выбора оптимальных технологий обучения, учебных материалов и степени их адаптации в учебном процессе по достижению планируемых результатов, а также для организации различных видов деятельности (воспроизводящей, преобразующей

алгоритмической и творческой). Учебные материалы  рассчитаны на обучающихся с разным уровнем знаний.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, работа с блогом учителя.
3. Практические методы: самостоятельные работы, компьютерные тренинги, компьютерные и обычные тестовые работы, проводимые как в классе, так и дома.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, метод проектов.

Средства обучения:

  • для обучающихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • итоговый,
  • срезовый

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • контрольная работа;
  • тест;
  • компьютерное тестирование;
  • компьютерные тренинги;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальные разноуровневые задания;

Содержание   учебного предмета

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

1

 Повторение.

9

Основные приемы решения квадратных уравнений и неравенств

Основные приемы решения систем уравнений

Функции, изучаемые в основной школе,  и их графики

2

Степень с действительным показателем

14

Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.

3

Степенная функция.

16

 Определение степенной функцией с действительным показателем, ее свойства  график

  Решение иррациональных уравнений и неравенств

 Обобщение понятия степени числа и корня  n-ой степени.

4

 Показательная функция.

11

Определение  показательной  функции

 Решением показательных  уравнений и неравенств.

5

Логарифмическая функция.

23

Определение  логарифмической функции

Решением  логарифмических уравнений и неравенств

6

 Тригонометрические формулы.

22

 Систематизация понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса

 Вычисление значения тригонометрических функций и выполнение  преобразования тригонометрических выражений.

7

Тригонометрические уравнения и неравенства.

26

Решение  простейших тригонометрических уравнений и неравенств

 Различные  приемами решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.

8

Тригонометрические функции

11

Нахождение области определения, множества значений функций. Периодичность, четность, нечетность. Построение графиков тригонометрических функций

9

Повторение

ИТОГО

4

136

Повторение основных тем курса

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  1. Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый и углубленный уровень «Алгебра и начала анализа 10 класс» .Ю.М. Калягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, М. Просвещение, 2014.
  2. Дидактические материалы для 10 класса. М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, О.Н. Доброва. – М. Просвещение, 2013.
  3. Изучение алгебры и начал анализа в 10 и 11 классе. Книга для учителя. / Н.Е. Фёдорова, М.В. Ткачёва,– М. Просвещение, 2009.
  4. 1.      Рабочие программы  «Алгебра и начала анализа 10-11 классы» по учебникам Ю.М.Колягина и др.Базовый и профильный уровни. Автор-составитель Н.А.Ким, Волгоград, «Учитель». 2011 г.

Дополнительная литература

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в  общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015  учебный год.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, - М.:.Просвещение, 2009. /Составитель Т.А. Бурмистрова
  3. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М. Калягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, под редакцией А.Б. Жижченко. – М. Просвещение, 2009.
  4. Дидактические материалы. Алгебра и начала анализа. /Б. Г. Зив 10 класс.
  5. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра 10-11 класс. /А. П. Ершова.
  6. Алгебра и начала анализа 10-11 классы./ Ш.А.Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, Н.Е.Фёдоров, М. И. Шабунин – М.: Просвещение, 2009.
  7.  Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 классы. / А.П.Карп – М.: Просвещение.
  8. Дидактические материалы по алгебре и началам математического анализа 10-11 классы. / М. И. Шабунин, М. В. Ткачёва.  –М.: Просвещение, 2009
  9.  Самостоятельные  и контрольные работы  по алгебре и началам анализа 10-11 классы./ А.П.Ершова, В.В.Голобородько, –М.: Просвещение, 2005
  10.  Дидактические материалы по алгебре и началам анализа 10-11 классы./ Б.М.Ивлев, С.М.Саакян , С.И.Шварцбурд –М.: Просвещение, 2009
  11. .материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы (хотя бы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

учебные мультимедийные пособия, презентации, подготовленные учителем, блог учителя.

  1. информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:

      интерактивная доска, мультимедийный комплекс, ПК учителя, при необходимости ноутбуки на каждого ученика или один на парту.

Приложение № 1 к Положению о рабочей программе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Год обучения: 2019-2020                        Предмет: алгебра                        Учитель: Жукова Т.Г.                        Класс: 9а

№п.п.

Название темы (раздела)

Количество часов, отведенное
на изучение темы (раздела)

Контроль
(с указанием формы контроля)

По плану

Дано
фактически

По плану

Проведено
фактически

1

 Повторение.

 9

 1

2

Степень с действительным показателем

   14

 1

3

Степенная функция.

 16

 1

4

 Показательная функция.

  11

 1

5

Логарифмическая функция.

  23

 1

6

 Тригонометрические формулы.

  22

 1

7

Тригонометрические уравнения и неравенства.

 26

 1

8

Тригонометрические функции

11

 1

9

Повторение

4  

 

ИТОГО

136

8

Календарно-тематическое планирование

Год обучения: 2019-202        0                Предмет: алгебра и начала математического анализа                        Учитель: Жукова Т.Г.                        Класс: 10а

№ п/п

№ урока

дата

Тема урока

Вид контроля

по плану

по факту

Повторение 9часов

1

1

Алгебраические выражения

2

2

Линейные уравнения и системы уравнений

3

3

Числовые неравенства и неравенства первой степени с одним неизвестным

4

4

Линейная функция, квадратные корни

5

5

Квадратные уравнения

6

6

Квадратичная функция, квадратные неравенства

7

7

Свойства и графики функций, прогрессии и сложные проценты

8

8

Начала статистики, множества, элементы логики

9

9

Контрольная работа №1

Контрольная работа

Степень с действительным показателем 14 часов

10

1

Действительные числа

11

2

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

12

3

Решение задач

13

4

Арифметический корень натуральной степени

14

5

Решение задач на упрощение выражений

15

6

Решение более сложных задач на упрощение выражений

16

7

Решение более сложных задач на упрощение выражений.

17

8

Степень с рациональным показателем

18

9

Степень с рациональным показателем

19

10

Вычисление степени с рациональным показателем

20

11

Степень с действительным показателем

21

12

Степень с действительным показателем

22

13

Степень с действительным показателем

23

14

Контрольная работа № 2 по теме «Степень с действительным показателем

Контрольная работа

Степенная функция 16 часов

24

1

 Степенная функция, ее свойства и график

25

2

Степенная функция, ее свойства и график

26

3

Построение графика степенной функции

27

4

Взаимообратные функции

28

5

Сложная функция

29

6

Построение графиков сложной функции

30

7

Дробно-линейная функция.

31

8

Равносильные уравнения

32

9

Равносильные неравенства

33

10

Равносильные уравнения и неравенства

34

11

Иррациональные уравнения

35

12

Решение иррациональных уравнений

36

13

Решение систем, содержащих иррациональные уравнения.

37

14

Иррациональные неравенства

38

15

Решение задач.

39

16

Контрольная работа №3 «Степенная функция».

Контрольная работа

Показательная функция 11 часов

40

1

 Показательная функция, ее свойства и график

41

2

Построение графиков показательной функции

42

3

Показательные уравнения

43

4

Решение показательных уравнений

44

5

Решение показательных уравнений.  

45

6

Показательные неравенства

46

7

Решение показательных неравенств

47

8

Системы показательных уравнений

48

9

Решение систем показательных уравнений

49

10

Решение задач.

50

11

Контрольная работа № 4 по теме «Показательная функция»

Контрольная работа

Логарифмическая функция 23 часа

51

1

 Логарифмы

52

2

Упрощение выражений, содержащих логарифмы

53

3

Свойства логарифмов

54

4

Вычисление логарифмов

55

5

Десятичные и натуральные логарифмы

56

6

Формула перехода

57

7

Вычисление логарифмов

58

8

Вычисление логарифмов.

59

9

Логарифмическая функция, ее свойства и график

Контрольная работа

60

10

Построение графиков логарифмической функции

61

11

Построение графиков логарифмической функции

62

12

Логарифмические уравнения

63

13

Решение логарифмических уравнений

64

14

Решение логарифмических уравнений.

65

15

Решение логарифмических уравнений.

66

16

Логарифмические неравенства

67

17

Решение логарифмических неравенств Решение логарифмических неравенств

68

18

Решение логарифмических неравенств

69

19

Решение логарифмических неравенств

70

20

Решение логарифмических неравенств

71

21

Решение логарифмических неравенств

72

22

Решение задач.

73

23

Контрольная работа № 5 по теме «Логарифмическая функция»

Контрольная работа

Тригонометрические формулы 22 часа

74

1

 Радианная мера угла

75

2

Поворот точки вокруг начала координат

76

3

Решение упражнений

77

4

Определение синуса, косинуса и тангенса угла

78

5

Упрощение выражений

79

6

Знаки синуса, косинуса и тангенса

80

7

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

81

8

Упрощение выражений.

82

9

Тригонометрические тождества

83

10

Тригонометрические тождества

84

11

Доказательство тригонометрических тождеств

Контрольная работа

85

12

Синус, косинус и тангенс углов α и - α

86

13

Формулы сложения

87

14

Применение формул сложения

88

15

Решение упражнений

89

16

Синус, косинус и тангенс двойного угла

90

17

Синус, косинус и тангенс половинного угла

91

18

Формулы приведения

92

19

Применение формул приведения

93

20

Сумма и разность синусов

94

21

Решение разных задач

95

22

Контрольная работа № 6 по теме «Тригонометрические формулы»

Контрольная работа

Тригонометрические уравнения и неравенства 26 часов

96

1

 Уравнение cos x=a

97

2

Решение уравнений, сводящихся к уравнению cos x=a

98

3

Решение уравнений

99

4

Уравнение sin x=a

100

5

Решение уравнений, сводящихся к уравнению sin x=a

101

6

Решение уравнений

102

7

Уравнение tg x=a

103

8

Решение уравнений.

104

9

Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим

105

10

Однородные уравнения

106

11

Линейные уравнения

107

12

Решение комбинированных уравнений

108

13

Решение комбинированных уравнений

109

14

Методы замены неизвестного и разложение на множители

110

15

Решение уравнений

111

16

Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения

112

17

Системы тригонометрических уравнений

113

18

Решение систем тригонометрических уравнений

114

19

Решение систем тригонометрических уравнений

115

20

Решение систем тригонометрических уравнений

116

21

Тригонометрические неравенства

117

22

Решение тригонометрических неравенств

118

23

Решение тригонометрических неравенств

119

24

Решение тригонометрических неравенств

120

25

Решение тригонометрических неравенств

121

26

Контрольная работа № 7 по теме «Тригонометрические уравнения»

Контрольная работа

Тригонометрические функции 11 часов

122

1

Область определения, множество значений тригонометрических функций

123

2

Четность, нечетность , периодичность тригонометрических функций

124

3

Четность, нечетность , периодичность тригонометрических функций

125

4

Четность, нечетность , периодичность тригонометрических функций

126

5

Функция y=cosx  , ее свойства и  график

127

6

Функция y=sinx  , ее свойства и  график

128

7

Функция y=tgx  , y=ctgx, их свойства и  графики

129

8

Обратные тригонометрические функции

130

9

Обратные тригонометрические функции

131

10

Обратные тригонометрические функции

132

11

Контрольная работа №8 по теме «Тригонометрические функции»

Контрольная работа

Повторение 4 часа

133

12

Решение уравнений

134

34

Решение неравенств

135

35

Графики функций

136

36

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класса по учебнику Мордковича

Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (к учебнику Ш.А. Алимова)

Представлено развернутое тематическое планирование по алгебре и началам анализа  для 10 класса по учебнику Ш.А. Алимова, составленное на основе Примерной программы основного общего и среднего (по...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (к учебнику Ш.А. Алимова)

Представлено развернутое тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа для 11 класса, составленное на основе Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс по учебнику А.Н. Колмогорова

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс по учебнику А.Н. Колмогорова с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (автор учебника Колягин Ю.М. - 2,5 часа в неделю)

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс - базовый уровень...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс по учебнику Алимов Ш. А.. Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре  и началам анализа 10 класс по учебнику Алимов Ш. А. Пояснительная записка...