Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"
статья по алгебре

Волкова Валентина Витальевна

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни; способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, их подготовке к реальным условиям жизнедеятельности, «выводит» процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD14710_.gif

Волкова В.В. учитель математики

МОУ «Лажъяльская СОШ»

 Модернизация российского образования

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном процессе, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. 


Системно-деятельностный подход

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Система дидактических принципов

Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. 


Требования к образовательным результатам Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления.


Проектная деятельность

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни; способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, их подготовке к реальным условиям жизнедеятельности, «выводит» процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 

Основное направление моей работы - исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

 «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

 Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица

      Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Именно в этот период метод проектов был впервые внедрен в российскую систему образования  С.Т. Шацким.

Метод проектов как педагогическая технология

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Задачи проектной деятельности:

  1. приобретение знаний о структуре проектной деятельности;
  2. о способах поиска необходимой для исследования информации;
  3. о способах обработки результатов и их презентации;
  4. овладение способами учебно-познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной деятельности;
  5. освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно- познавательной, информационной, коммуникативной;
  6. выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  7. разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;
  8. выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
  9. разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  10.  создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
  11.  создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей. 

Основные достоинства проектного метода:

1) высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

2) развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

3) приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

4) межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. 


         В школе разработано положение об индивидуальном проекте. Ученики со 2 по 11 классы, выбрав себе руководителя самостоятельно, работают над  проектом и защищают его на ШНПК «Эврика».  Данную задачу выполняют все ученики, независимо от проектной деятельности на предметах.

Я же на своих уроках математики и во внеурочное время, так же активно работаю над проектной деятельностью. Говоря об использовании исследовательского метода в обучении математике, я выделяю одну из важных проблем — развитие математических способностей учащихся, которые проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно дети усваивают математический материал, и легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На уроках и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской работы.

Чтобы разнообразить учебные будни, обычно использую различные формы организации урочных занятий:

- урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок - защита исследовательских мини-проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;

Считая, что «Проект – это «пять П», выделяют следующие этапы.

1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.

2. Обязательное  планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

Участников проекта разбивают на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь.

3. Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

 4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

 5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

    Защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. Результаты выполнения проектов должны быть материальны, оформлены. Это может быть презентация, видеофильм, альбом, «бортжурнал путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д. Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Этапы формирования проектно-исследовательских умений.

1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Зачастую именно эта работа помогает  в дальнейшем раскрепоститься ученику на уроке, преодолеть трудности общения с учителем и товарищами.

Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся.

Отслеживаю развитие этих умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий. Предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы. По результатам  анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности данной группы учащихся. Планирую дальнейшую работу.

2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной  интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов.

Выполнение проектно-исследовательских работ проходит на трех уровнях самостоятельности.

1-й уровень.  5-6 классы. Учащиеся выполняют работу в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Работа реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Два года веду кружок по математике «Занимательная математика».

2-й уровень. 7-8 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов работы. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.

3-й уровень.  9-11 классы. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой области знаний.

Распространение  опыта:

В августе  2018 года выступала на РМО учителей математики и информатики по теме  «Метод проектов на уроках  математики и во внеурочной деятельности»;

В декабре  2018  года  выступала  на республиканском школьном  семинаре

 «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» по теме «Проектная  деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности» и провела  открытый  урок  в 7 классе с использованием проектной технологии по теме «Применение свойства степени  с натуральным показателем для преобразования выражений и вычислений».

Применение технологии проектной деятельности позволяет:

учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж - и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;

ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.

Мои ученики принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, проектах, предметных математических чемпионатах и олимпиадах.

Результаты Проектно-исследовательской работы

МОУ «Лажъяльская СОШ»

2016-2017 уч.год

Муниципальный уровень

Соколов Никита

6

Февраль 2017,

ССШ №2

п.Сернур

Районная ученическая научно-исследовательская конференция «Мои первые шаги в науку»

Диплом лауреата

Волкова В.В.

Республиканский уровень

Соколов Никита

6

Февраль,2017г

ПГТУ,

 г.Йошкар-Ола

V Поволжский научно –  Образовательный форум школьников «Мой первый шаг в науку»

Диплом 3 степени

Волкова В.В.

Соколов Никита

6

Апрель ССШ №1

Первые Республиканские  «Яналовские чтения», посвящённые юбилейным датам 2017 года

(конкурс проектов)

Сертификат

Волкова В.В.

2017-2018 уч.год

Муниципальный уровень

Герасимова Мария

6

Январь

2018

п.Сернур

Конкурс проектов «От создания проекта – к развитию личности»

Диплом 2 степени

Волкова В.В.

Герасимова Мария

6

Февраль

2018

п.Сернур

Районная ученическая научно- исследовательская конференция   «Мои первые шаги в науку»

Победитель в номинации «Социальная значимость»

Волкова В.В.

Вайшева Александра

6

Февраль

2018

п.Сернур

Районная ученическая научно- исследовательская конференция  «Мои первые шаги в науку»

Диплом 3 степени

Волкова В.В.

Республиканский уровень

Вайшева Александра

6

Февраль

2018

п.Сернур

VI Поволжский научно – Образовательный форум школьников «Мой первый шаг в науку»

Диплом 2 степени

Волкова В.В.

2018-2019 уч.год

Республиканский уровень

Соколов Никита

8

Февраль,2019г

ПГТУ,

 г.Йошкар-Ола

VII Поволжский научно –  Образовательный форум школьников «Мой первый шаг в науку»

Диплом 2степени

Волкова В.В.

Соколов Никита

8

Апрель ССШ №1

Третьи Республиканские  «Яналовские чтения», посвящённые юбилейным датам 2019 года

(конкурс проектов)

Диплом 2 степени

Волкова В.В.

2019-2020 уч.год

Муниципальный уровень

Соколов Никита

8

Ноябрь 2019,

ССШ № 1

п.Сернур

Районная ученическая научно-исследовательская конференция «Мои первые шаги в науку»

Диплом 2 степени

Волкова В.В.

 3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю.

Применение технологии проектной деятельности позволяет:

учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж - и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;

ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.

Исследование - это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской и проектной деятельности учащихся я следую высказыванию немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы

Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

"Площади и периметры" Урок математики в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая карта урока, а также рабочий лист учащегося.Урок построен на технологии деятельностного подхода.Основной упор делается н...

Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"

Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...

Эссе Активные методы обучения на уроках математики при решении задач в условиях реализации ФГОС ООО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...