Деление и дроби
план-конспект урока по алгебре (5 класс)

Понимать, что черту дроби можно заменять знаком деления, уметь записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей, записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби, решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий ,считать устно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся

на уроке математики.

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает  у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

Самостоятельная работа  -  это такая познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное. Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;
  • задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

  • подробные инструкции;
  • краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  • индивидуальные;
  • фронтальные;
  • групповые;
  • парные.

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

Виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.Техническое моделирование и конструирование.                

При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она даётся в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденным материалом занимают 15-20 минут.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1.Предусматривать ее место в структуре урока.

2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4.Определить форму заданий.

5.Установить оптимальную длительность работы.

6.Подбирать соответствующий дидактический материал.

7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Считают, что правильно организованная самостоятельная работа способствует умственной и творческой активности учащихся. Ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача. Самостоятельная работа -это такая, познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучающегося, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим обучающимся. Присутствие самостоятельной работы, необходимо на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют обучающихся.

 В своей работе я часто использую различные элементы самостоятельной работы обучающихся. На занятиях я ориентируюсь на всех обучающихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого обучающегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного обучающегося и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. Тесты имеют разно уровневый характер, т.е. список заданий делится на части –обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого обучающегося. Располагая ими, обучающийся получает отметку “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит обучающегося к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку. Такой вид работы мне очень удобен:

  • Во-первых, предлагая обучающимся задания разного уровня, я обеспечиваю достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного обучающегося.
  • Во- вторых, у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и знания.
  • В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных обучающихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.

При изучении математики обучающиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого использую математические диктанты, позволяющие обучающемуся самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Для самостоятельной работы также характерны так называемые творческие задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определённый не стандартный поиск знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление и дроби Росляк Татьяна викторовна Гбоу сош №237

Слайд 3

Какая часть фигуры заштрихована?

Слайд 4

Решаем задачи устно 1.Отрезок длиной 1 см разделили на 2 равные части. Чему равна 1 часть? 2 . 1 торт разрезали на 7 равных частей. Какой дробью запишется 1 часть торта.

Слайд 5

Много с числами хлопот, Уж такой они народ. Ну а если встанут в ряд, То с тобой заговорят. Ты внимательно смотри И эти дроби все прочти.

Слайд 6

Старинная задача «На Руси были распространены монеты достоинством меньше 1 копейки. Если копейку разделить на 2 части, то получится грош, а если грош разделить на две части, то полушка. Какую часть копейки составляет грош, а какую полушка ? Что из них больше »?

Слайд 7

Назовите координаты точек

Слайд 8

132:k=11 147:(t-5)=49 (n-11):16=7

Слайд 9

Самостоятельная работа Вариант №1 Комбайн убрал поле за 7 дней. Какая часть поля была убрана за 3 дня? Представьте число 8 в виде дроби со знаменателем 11. Найти значение выражения: (3393 + 999) : 3 Вариант №2 Работа выполнена за 9 часов. Какая часть работы выполнена за 4 часа? Представьте число 11 в виде дроби со знаменателем 8. Найти значение выражения: 405 : 27 +135 : 27

Слайд 10

Домашнее задание № 1058 (а, в, г). № 1078



Предварительный просмотр:

Тема урока

Деление и дроби

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тип урока

совершенствование знаний, умений, навыков

Цели урока

Образовательная цель – повторить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме “Деление и дроби”;

Развивающая цель – продолжить работу по формированию навыков решения задач, способствовать формированию навыков самостоятельной работы;

Воспитательная цель – способствовать воспитанию чувства ответственности и правильной самооценки, интереса к предмету.

Задача урока

Формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Образовательная среда урока

Презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки

Планируемые результаты

Предметные

Понимать, что черту дроби можно заменять знаком деления, уметь записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей, записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби, решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий ,считать устно.

Личностные

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности ,формирование устойчивой мотивации к обучению.

Метапредметные

Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей

Универсальные учебные действия

Познавательные

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Регулятивны

Уметь самостоятельно корректировать свою работу по записи результатов деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей, записи натурального числа в виде обыкновенной дроби, использовать дробную черту в записи уравнений.

Коммуникативные

Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Форма(ы) работы на уроке

Индивидуальная, фронтальная.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организационный

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

 Регулятивные:  организация своей учебной деятельности

Познавательные: мотивация учения

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Определение темы урока.

Определение темы урока. Включает проектор. Слайд 1:

                 

Рассмотрите записи.                                                                                          Какая между ними связь?                                                                                 Какой знак можно поставить между ними?                                                    Кто догадался, какой будет тема нашего урока?                            Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим записывать при помощи дроби действие деление Открываем тетради и записываем  « Классная работа» и тему урока « Деление и дроби». Не забудьте  поставить число на полях. Записывает на доске число и тему урока.

   Переключает слайд. Слайд  2.  Формулирует задание: Какая часть фигуры заштрихована?                                                                                                                                       88D59634

Переключает слайд (.Сдайд 3) Решаем задачи устно.:            1.Отрезок длиной 1 см разделили на 2 равные части. Чему равна 1 часть?                                                                                                              2. 1 торт разрезали на 7 равных частей. Какой дробью запишется 1 часть торта.

Отвечают на вопросы  учителя .Между ними можно поставить знак равно.        Тема урока «Деление и дроби.»       Открывают тетради ,записывают число, тему урока. Записывают ответы в тетрадь в виде дроби.

Регулятивные:  выполнение учебного задания в соответствии с целью

Познавательные: применение предметных знаний

Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Подготовка к усвоению знаний

Много с числами хлопот,                                                                    

Уж такой они народ.

Ну а если встанут в ряд,

То с тобой заговорят.

Ты внимательно смотри

И эти дроби все прочти.

На слайде

Какое нужно помнить правило при чтении дробей?

- какие дроби называются правильными?

- какие дроби называются неправильными?

- выберите правильные и неправильные дроби.

- какие дроби мы можем сложить?

- что означает «11» и «8» в последней дроби (что показывает числитель, что показывает знаменатель)?

Ученики говорят правило чтения дробей:

числитель дроби – количественное числительное женского рода, а знаменатель – порядковое числительное.

Отвечают определение правильных и неправильных дробей.

Выбирают правильные и неправильные дроби.

И записывают их в два столбика в тетрадь.

Познавательные

  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач;
  • обобщение понятий;

Коммуникативные

  • осуществлять индивидуальный и взаимный контроль;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с партнерами;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

Регулятивные

  • планировать пути достижения цели;
  • самостоятельно контролировать свое время;
  • планировать пути достижения цели;

представить достигнутый результат;

Работа по теме:

Деление и дроби

- индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

Мы вспомнили основные правила о дробях, а теперь поработаем письменно.

А (имя ученика) выполнит эту работу на обратной стороне доски.

1.        Представьте частное в виде дроби:

3 : 4 =                         15 : 8 =                          

6 : 5 =                         7 : 14 =

Найди дробь, которая обозначает половину целого и обведи ее зеленой ручкой.

Обведи синей ручкой дроби большие 1.

Б(имя ученика) выполняет эту работу на доске:

2.        Запишите в виде частного и найдите значения:

299              

 23

527

 31

Ученик А выходит к доске и выполняет задания. Ученик Б записывает дробь в виде частного

Решение задач.

На слайде старинная задача(решаем устно)

«На Руси были распространены монеты достоинством меньше 1 копейки. Если копейку разделить на 2 части, то получится грош, а если грош разделить на две части, то полушка. Какую часть копейки составляет грош, а какую полушка ? Что из них больше »?

В(имя ученика) выполняет следующее задание на доске

Записать 3 в виде дроби  со знаменателем 5

Записать  7 в виде дроби со знаменателем 6

Задания выполняем самостоятельно с последующей проверкой

Записать в виде дроби со знаменателем 3 числа:

2; 9; 100

Записать со знаменателем 2 числа:

1; 7; 10

Ребята вспомним правило:

Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем. Числитель этой дроби равен произведению числа на этот знаменатель.

Выполняют в тетрадях задания самостоятельно

Познавательные

  • анализировать;
  • выделять главную мысль;

Коммуникативные

  • строить монологические высказывания;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • выделять главную мысль;
  • делать выводы;

Регулятивные

  • определить план действий;
  • найти рациональные способы работы;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Организует проведение физкультминутки

Выполняют физкультминутку

Повторение

Назовите координаты точек А, В, С

 

А, .

Решение уравнений

Рассмотрите уравнения правого и левого столбика. Что вы заметили?

132:k=11                                  

147:(t-5)=49                            

(n-11):16=7                            

Соедините их попарно. Решите уравнения из правого столбика.

В правом и левом столбике записаны одни и те же уравнения. Решают уравнения. Получают ответы

Познавательные

•        осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач;

•        обобщение понятий;

Коммуникативные

•        осуществлять индивидуальный и взаимный контроль;

•        оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с партнерами;

•        учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

Регулятивные

•        планировать пути достижения цели;

•        самостоятельно контролировать свое время;

•        планировать пути достижения цели;

представить достигнутый результат;

Проверка умения самостоятельно применять знания

На слайде

Вариант №1

Комбайн убрал поле за 7 дней. Какая часть поля была убрана за 3 дня?

Представьте число 8 в виде дроби со знаменателем 11.

Найти значение выражения: (3393 + 999) : 3

Вариант №2

 Работа выполнена за 9 часов. Какая часть работы выполнена за 4 часа?

Представьте число 11 в виде дроби со знаменателем 8.

Найти значение выражения: 405 : 27 +135 : 27

Ученики выполняют задания самостоятельно и сдают работы учителю

Познавательные:

Расширение кругозора при решении практических задач

Применение полученных знаний и навыков

Регулятивные:

Планировать пути достижения цели

Самостоятельно контролировать свое время

Оценивать свои возможности

Домашнее задание

Спасибо! Молодцы! А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

№ 1058 (а, в, г). Подобные уравнения мы с вами разобрали.

  1. № 1078  - это задача, тоже не должна вызвать затруднения, т.к. похожая была разобрана устно.

Открывают дневники и записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия

Подвести итоги урока, провезти самооценку

В завершении выразите свое впечатление об уроке с помощью рисунка    

Досвидания.

Учащиеся оставляют рисунок соответствующий своему впечатлению об уроке.  Сдают свои оценочные листы

Список литературы

1.А.В. Шевкин Обучение решению текстовых задач в 5 – 6 классах Москва Илекса 2011                                                          

2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов А.С. Чесноков Математика 5 класс Москва Мнемозина 2013

3.А.Г. Мерзляк В.Б. Полонский Дидактические материалы Математика 5 класс Москва Вентана –Граф 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Отличие умножение и деления обыкновенных дробей от умножения и деления смешанных чисел"

Цель урока: систематизировать знания и умения детей, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей и смешанных чисел на однозначное число; развивать умение работать с различными видами информа...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень". Алгебра 8 класс

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень"  содержит 9 заданий двух видов: с выбором правильных ответов из 4-х предложенных и...

"Умножение и деление алгебраических дробей" Цель: Научиться выполнять действия умножения и деления алгебраических дробей.

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Умножение и деление алгебраических дробей" Цель: Научиться выполнять действия умножения и деления алгебраических дробей. Форма урока: урок изучения нового ...

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.»

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по  теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,...

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь 5 класс

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь...

5 класс. Презентация по теме "Деление десятичных дробей на натуральное число. Деление на 10, 100, 1000 и т. д."

Презентация по математике для 5 класса по теме "Деление десятичных дробей на натуральное число. Деление на 10, 100, 1000 и т. д."...