Урок по теме "Решение задач с помощью прогрессий"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Тема разработки: «Решение задач с помощью прогрессий»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» по предмету «алгебра» основного общего образования для 9 класса, уровень углубленный. УМК: С. М. Никольский и др.

 Результаты урока планируются на трех уровнях:

Коррекционный  - устранение пробелов в знаниях по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия»;

Стандартный - умение применять формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии

Повышенный  - умение решать прикладные задачи по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет / Класс / Автор УМК

Алгебра. 9 класс. Углубленный уровень (5 часов в неделю). УМК: С. М. Никольский и др.

Место урока по теме

Решение задач с помощью прогрессий, обобщающий урок по теме

Тема урока

Решение задач с помощью прогрессий

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Уровень

Предполагаемый результат

Коррекционный

Устранение пробелов в знаниях по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия»

Стандарт

Умение применять формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии

Повышенный

Умение решать прикладные задачи по данной теме

Цель урока:

Устранить пробелы в знаниях по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», продолжить обучение применению формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии, создать условия для получения возможности уметь решать прикладные задачи по данной теме.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке

Самостоятельная работа с проверкой учителем, самопроверкой; устный ответ у доски, наблюдение. Критерии достижения того или иного результата можно посмотреть в столбце Рефлексия

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Результат

деятельности

Контроль

Рефлексия

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

1. Рассмотрите записанные на доске числовые последовательности и классифицируйте их (задание №1)

Распределяют последовательности на три группы: арифметическая, геометрическая, и последовательности, не являющиеся прогрессиями

Названы отличительные признаки (определения) арифметической и геометрической прогрессии

Фронтальный

Знает (помнит и воспроизводит) термины. Знает основные понятия.

  1. Актуализация и пробное учебное действие

1. Среди формул общего члена выберите те, которые являются арифметическими (геометрическими) прогрессиями. Назовите первый член этой прогрессии и разность или знаменатель. (задание №2)

По формулам вычисляют первый член и разность (знаменатель) прогрессии, определяют ее вид

Вспомнили формулы общего члена прогрессий, понятие разности и знаменателя

Фронтальный

Знает конкретные факты. Знает методы и процедуры.

  1. Локализация индивидуальных затруднений

1. Что из повторенного выше вызвало затруднение и почему? Сформулируйте и докажите формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии

Формулируют затруднения или сообщают об их отсутствии. Формулируют и доказывают формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии

Вспомнили и доказали формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии

Фронтальный/ индивидуальный у доски

Умеет преобразовать материал из одной формы в другую. Умеет объяснить смысл правила. Умеет предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

  1. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений

Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

Тема "Решение задач с помощью арифметической и геометрической прогрессии".

Цель: научиться решать задачи

Сформулировали тему и цель урока

Фронтальный

Умеет формулировать цель деятельности

  1. Реализация построенного проекта

Решите задачи в тетради и у доски  (задание №3)

Решают задачи с раздаточного материала

Применили теоретические знания в практической деятельности

Фронтальный/ индивидуальный у доски

Уметь применять законы, теории в конкретных практических ситуациях.

  1. Обобщение затруднений во внешней речи

Что было нового и непонятного при выполнении заданий

Формулируют вопросы, связанные с решением задач предыдущего этапа. Формулируют затруднения

Фронтальный

Умеет использовать понятия и принципы в новых ситуациях.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решите задачи самостоятельно (задание №4). Проверьте свои решения. (Учитель выборочно проверяет работы).

Учащиеся выполняют задания самостоятельной работы. Выборочно сдают работы на проверку учителю. Сверяют свои решения с решениями, предложенными учителем или кем-то из учащихся.

Выполнение самостоятельной работы

Индивидуальный

Видит ошибки и упущения в логике рассуждений.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение материала, пройденного на уроке

Учащиеся формулируют основные этапы  решения задач с помощью прогрессий. Обобщают информацию, полученную на уроке.

Подведены итоги изучения темы

Фронтальный

План решения проблемы.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов. Учитель предлагает учащимся заполнить Лист рефлексии 

Учащиеся заполняют Лист рефлексии.

Получена оценка деятельности на уроке

Индивидуальный

Оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внутренних критериев. Оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прорешать задачи урока, вызвавшие затруднения. Решить задачи из раздела «Дополнительные задачи»                                                                          

Учащиеся записывают домашнее задание.

Получено домашнее задание.

Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности).


Приложение

Задание №1 (записать на доске):

а) 4; 16; 36; 64; 100…

б) 19; 32; 45; 58; 71;…

в) 6; 12; 24; 48; 96;…

г) 1; 5; 19; 65; 211;…

д) 99; 74; 49; 24; -1;…

Ответы:

А) это посл. квадратов четных чисел, не является прогрессией

Б) арифметическая прогрессия, разность равна 13

В) геометрическая прогрессия, знаменатель равен 2

Г) не является прогрессией

Д) арифметическая прогрессия, разность равна -25

Задание №2 (записать на доске):

;

;

;

;

Ответы:

А) формула п-го чл. арифм.прогр. а1=12, d= - 5

Б) не является формулой прогрессии (5, 11, 23, 47…)

В) не является формулой прогрессии (0, 5, 12, 21,…)

Г) геометрическая прогрессия (1, -1/3, 1/9, -1/27…) знам.= - 1/3

Д) арифметическая прогрессия  (7, 11, 15, 19…) а1=7, d =4

А где в жизни можно встретиться с ситуациями, математической моделью которых будет прогрессия?

Задание №3 (распечатать на листах) Предлагаю начать решать задачи по рядам

  1. В арифметической прогрессии 3; 6; 9;… содержится 463 члена, в арифметической прогрессии 2; 6; 10;… содержится 351 член. Сколько одинаковых членов содержится в этих прогрессиях?
  2. Василий кладет в банк 1 000 000 рублей под 10% годовых на 4 года (проценты начисляются один раз после истечения года) с правом докладывать три раза (в конце каждого года после начисления процентов) на счет фиксированную сумму 133 000 рублей. Какая максимальная сумма может быть на счете у Василия через 4 года?
  3. Трое рабочих обрабатывали одинаковые детали. К концу месяца оказалось, что количество деталей, обработанных первым, вторым и третьим рабочими, образуют геометрическую прогрессию. Месячный заработок каждого рабочего складывался из части, пропорциональной количеству обработанных деталей, и премии. У первого рабочего он составил 150 р., у второго - 180 р., у третьего – 250 р. Определите размеры премий, если известно, что у первого и второго рабочих они одинаковы, а у третьего – в полтора раза больше.

Самостоятельная работа

  1. Улитка ползет вверх по дереву, начиная от его основания. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту – на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время улитка достигнет вершины дерева высотой 5,25 м?
  2. Банк начисляет 7% годовых. 1 января 2012 г. в этот банк была положена сумма в а рублей. Найдите размер вклада на 1 января 2017 г., если в течение этого времени процентная ставка оставалась без изменения.
  3. В результате трехкратного повышения цены на некоторый товар на одно и то же число процентов цена товара стала превышать первоначальную на 72,8%. На сколько процентов повышалась цена на товар каждый раз?

 

Дополнительные задачи

  1. Сумма первых тринадцати членов арифметической прогрессии равна 130. Известно, что четвертый, десятый и седьмой члены этой прогрессии, взятые в указанном порядке, представляют собой три последовательных члена геометрической прогрессии. Найдите первый член геометрической прогрессии.
  2. Мать дарит каждой из пяти своих дочерей в день рождения, начиная с 5 лет, столько книг, сколько дочери лет. Возрасты пяти дочерей составляют арифметическую прогрессию, разность которой равна 2. Сколько лет было каждой дочери, когда у них составилась библиотека численностью в 495 книг?

Решения задач

  1. Первая арифметическая прогрессия: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30,… Всего 463 члена

Вторая арифметическая прогрессия: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34,… Всего 351 член

Мы видим, что совпадающие члены в первой прогрессии начиная со второго повторяются через 3 на 4-ый раз, следовательно (463-1):4=115,5 то есть таких групп 115 по 4 числа и одна группа начинающаяся с нужного числа из 2 чисел, следовательно таких чисел 116.

Во второй прогрессии нужные числа повторяются через 2 на третий, начиная со второго, следовательно (351 – 1):3=116,66…, Значит нужных нам числе будет 117.

Объединив числа из первой и второй прогрессии, получим что всего таких чисел 116.

Ответ: 116 чисел.

  1. Первоначальный взнос 1000000 рублей, три раза будет положена сумма по 133000 рублей. Тогда Через четыре года по формуле сложных процентов  а(1+р)n   будет следующая сумма 1000000(1+0,07)4 +133000(1+0,07)3 +133000(1+0,07)2 +133000(1+0,07)=1948353 рубля

Ответ: 1 948 353 руб.

  1. Пусть 1 рабочий получил  x  рублей пропорционально сделанным деталям , второй xq, третий xq2. Премии а, а, 1,5а. Составим уравнения:

Выразим х из первого уравнения и поставим во второе и третье, затем выразим q из второго уравнения и подставим в третье

Решим уравнение и найдем а=60 рублей, 1,5а=90 рублей

Ответ: 60 руб, 60 руб, 90 руб.

Самостоятельная работа:

1. Ответ: 10 мин

2. Ответ:

3. Ответ: 20%


Лист рефлексии

         C:\Users\User\Downloads\desmos-graph.png

1 категория  –  ваше эмоциональное состояние

2 категория  –  насколько вы удовлетворены своей работой

3 категория  –  оцените уровень сложности задач

4 категория  –  был ли полезен этот урок

Шкала:         0 – низкий уровень

                5 – средний уровень

                10 – высокий уровень

Список использованных ресурсов:

1. Сборник задач по алгебре. 8 – 9 классы : учеб. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. М. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. – М. : Просвещение, 2016.

2. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Конспект урока "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений". Презентация...

Материал к уроку "Решение логических задач с помощью таблиц"

Содержит конспект урока, презентацию к уроку, карточки с заданиями, ребусы. Можно успользовать как в 6 классе по ФГОС, так и в 7 классе УМК Л.Л.Босова...

Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.

Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....

урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс автор А.Г.Мордкович

данная разработка урока была представлена на конкурс и вошла в 10 лучших...

Разработка урока "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц" (6 класс,Босова)

Разработка урока по информатике в 6 классе по теме "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц". Обучение ведется по учебному комплекту Л.Л.Босовой....

Мотивация проектной деятельности на уроке математики "Решение задач с помощью систем уравнений"

Тип урока: практикум по решению задач.Оборудование: тетради, учебники, компьютеры, телевизор, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы.Цель: развитие познавательного интереса при реше...