Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.
статья по алгебре

По данным Министерства Здравоохранения РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, а у половины школьников имеются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения

                                                                          «Нужно поддерживать крепость тела,

                                                                          чтобы сохранить крепость духа»

                                                                                                                 Виктор Гюго.


        По данным Министерства Здравоохранения РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. Мне нравится фраза великого немецкого философа Шопенгауэра:"Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля".

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

Исходя из этого, я выбрала тему по самообразованию«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Каждый урок необходимо рассматривать с позиций здоровьесбережения:

1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:

- температурный режим.

- режим проветривания.

- рациональное освещение класса и доски.

- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.

- рациональное использование образовательного пространства класса.

2. Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

3. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности (норма 7-10 минут).

4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).

5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.

6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке :

-физкультминутки.

-динамические паузы.

-минутки релаксации.

-дыхательная гимнастика.

-гимнастика для глаз.

-массаж биологически активных точек.

-работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).

7. Психологический климат на уроке:

-взаимоотношения между учителем и учениками.

-взаимоотношения между учениками.

-наличие на уроке эмоциональной разрядки.

-наличие познавательной активности, интереса.

8. Плотность урока.

(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).

9. Роль отметки, оценки знаний.

10. Объем домашнего задания.

11. Темп окончания урока.

12. Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.

Я поставила перед собой цель «Укрепление, профилактика здоровья обучающихся»

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

-Увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, стараюсь не требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

-Предупреждение утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков);

Основные виды оздоровительных мероприятий:

С целью стимулирования мыслительных процессов можно проводить мозговую гимнастику:

Качание головой.

(Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд.)

Ленивые восьмерки.

(Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.)

Шапка для размышлений.

(Улучшает внимание, ясность восприятия и речь : «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.)

Моргания.

(Полезно при всех видах нарушения зрения : моргайте на каждый вдох и выдох.)

Научить школьников контролировать своё эмоциональное состояние помогают минуты релаксации.

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. .

«Водопад»

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами (пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Упражнения на расслабление всего организма:

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.

«Тишина».

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Физкультминутки:

1)с музыкальным сопровождением,

2)с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

1) упражнения по формированию осанки:

ходьба на месте

приседания

потягивания

наклоны

2)Упражнения для мышц рук.

Этот пальчик - в лес пошёл.

Этот пальчик- гриб нашёл.

Этот пальчик- чистить стал.

Этот пальчик - жарить стал.

Ну,а этот- всё подъел,

Оттого и потолстел.

(Поочерёдное делаем массаж пальцев, начиная с мизинца.)

Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

3)-Ну-ка,дети, улыбнёмся.

Все вдруг громко посмеёмся.

А сейчас мы все серьёзны,

Погрозим соседу грозно.

А теперь развеселились,

Вы нисколько не сердились.

Поскачите, потянитесь,

Поскачите, покружитесь.

Снова весело скачите,

А сейчас все вдруг замрите.

Отомрите, покружитесь,

С другом за руки возьмитесь.

Все по классу походите,

Отдыхайте как хотите,

Пошептаться можно вам.

А сейчас- все по местам!

1 ряд, второй и третий.

Что за прелесть мои дети!

На уроках русского языка при изучении темы: : «Слова,обозначающие действия предметов» использую «глагольную» физкультминутку:

4) -Попишите, почитайте,

поднимитесь, пошагайте,

покричите, помолчите,

попищите, постучите,

помахайте, улыбнитесь,

поморгайте, опуститесь,

посидите, пошепчите,

успокойтесь и поспите.

Для хорошего настроения на уроке:

5)Пошепчите, помолчите,

Попищите, покричите,

Все замрите, отомрите

И немного поскачите.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть весёлыми старайтесь.

А сейчас на место сели,

Кашу вкусную поели.

А сейчас мы все в полёте,

Все летим на самолёте.

Встаньте! Сядьте!

Встаньте! Сядьте!

Плечи, грудь свою расправьте.

Как приятно мне сейчас

Посмотреть, друзья, на вас.

1ряд, второй и третий.

Что за прелесть мои дети!

Внеклассные мероприятия.

Большая часть мероприятий в начальной школе посвящена получению и расширению знаний о здоровом образе жизни. Например праздник «Что нам осень принесла?»

Провожу классные часы на темы:

«Учимся быть здоровыми»

«Секреты здорового питания»

«Урок чистоты»

«Что помогает быть сильным и ловким»

Игры на свежем воздухе также играют большую роль в укреплении здоровья школьников .

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и так далее – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты в рамках ФГОС второго поколения по теме "Испарение. Конденсация"

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе....

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

Здоровье детей,это гавная и основная тема для всего человечества....

Разработка доклада на заседании ШМО «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС»

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в свете ФГОС второго поколения»

laquo;Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание ...

Выступление на ММО заместителей директоров по теме "Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения"

Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения...