Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
рабочая программа по алгебре (5 класс)

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

В настоящее время целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения. Уроки стали приобретать развивающий характер. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. Проблема развития творческих способностей непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

« В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...».

Ш. Амонашвили

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

В настоящее время целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения. Уроки стали приобретать развивающий характер. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. Проблема развития творческих способностей непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность.

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:

  • диагностики;
  • педагогическое наблюдение;
  • изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работ учащихся);
  • наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;
  • анкетирование;
  • беседы с учащимися;

Для развития у учащихся способностей к научной, творческой деятельности использую способы:

  • применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом;
  • использование метода проектов, игровых технологий;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня;
  • проведение предметных недель;
  • дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
  • дифференцированная домашняя работа;
  • проведение дополнительных занятий во внеурочное время  
  • проведение интеллектуальных игр.

Работа с одаренными детьми на уроках математики

Начиная с 5 класса, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением нестандартных задач в ходе изучения основных тем. В конце параграфа в учебнике по математике: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, есть задачи «от мудрой совы», которые даются для самостоятельного решения.

Работаю в следующих направлениях:

I - разноуровневый подход к детям,

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем. (оценка “3”)

II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”)

III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”).

Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе

Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.

III -обучение исследовательской работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи.

Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.

Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И предоставить результат в виде: презентации, макет, книжка-раскладушка.

И публичная защита исследовательской работы: в ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.

Работа с одаренными детьми во внеурочное время

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются подготовка к Всероссийским олимпиадам школьников.  Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.

 Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач: логические задачи, математические ребусы, инварианты, принцип Дирихле, геометрические задачи (на разрезание и др.), арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи. На консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Результаты моих учеников, принимавших участие в Олимпиадах

Муниципальный уровень

ФИО ученика

Год

Название мероприятия

Результат

Гомбожапов Алдар

2017

ВсОШ

2 место

Хадаев Данил

2017

ВсОШ

1 место

Гомбожапов Алдар

2018

Олимпиада среди учащихся 6-8 классов по математике

2 место

Хадаев Данил

2019

ВсОШ

участие

Хадаев Данил

2020

ВсОШ

участие

Цыренова Саяна

2021

Олимпиада «Асториум»

Участие (13 место)

Шарыпов Сергей

2022

ФГБОУ «БГСХА имени В.Р.Филиппова»

участие

Гомбожапов Алдар

2022

ФГБОУ «БГСХА имени В.Р.Филиппова»

участие

Хадаев Данил

2022

ФГБОУ «БГСХА имени В.Р.Филиппова»

3 место

Республиканский уровень

ФИО ученика

Год

Название мероприятия

Результат

Гомбожапов Алдар

2017

IV республиканская математическая олимпиада учащихся 5-8 классов сельских школ РБ

участие

Гомбожапов Алдар

2018

VII республиканская математическая олимпиада учащихся 5-8 классов сельских школ РБ

2 место

Гомбожапов Алдар

2018

ВсОш

участие

Хадаев Данил

2018

V республиканская математическая олимпиада учащихся 5-8 классов РБ

участие

Международный уровень

ФИО ученика

Год

Название мероприятия

Результат

Шарыпов Сергей

2018

Международная олимпиада по логике

участие

Музалевская Ира

2018

Международная олимпиада по логике

участие

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем информационные технологии. На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты.

В основном для исследовательских работ по математике учащиеся выбирают темы, которые им пригодятся при решении государственной итоговой аттестации или при решении олимпиадных задач, например, исследовательские работы ученицы Михайловой Екатерины:

  • по теме «Универсальная формула Симпсона», можно применить при решении геометрической задачи профильного ЕГЭ по математике, № 13;
  • по теме «Решение экономических задач с помощью неравенств», можно применить при решении олимпиадных задач, экономических задач профильного ЕГЭ по математике,№15.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...