Методические рекомендации для педагогов по созданию элективного курса «Основы исследовательской деятельности»
методическая разработка по алгебре (11 класс)

В новой образовательной стратегии само образование реализуется с помощью развивающих технологий и образовательных курсов, целью которых является не только донесение знаний до обучающихся, но и выявление, и развитие, творческих интересов и способностей каждого суворовца, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Такая постановка вопроса очень актуальна для, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_mo_rf.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ Московское суворовское военное училище МО РФ

 г. Москвы

Методические рекомендации для педагогов по созданию элективного курса «Основы исследовательской деятельности»

С.С. Савостина

Преподаватель математики

2022 г

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………. 3
  2. Основные этапы работы, характерные для

исследования в научной  сфере  ………………………………… 5

  1. Основные понятия научно-исследовательской

работы  ……………………………………………………………  6

  1. Проблема выбора и формулировки темы ………………………  7    
  2. Планирование исследования. Выдвижение

гипотез  ……………………………………………………………. 7

  1. Защита работы или представление экспертам

полученных результатов  ………………………………………..  8

  1. Приложение 1. Тематическое планирование  ………...............  10
  2. Приложение 2. Практические работы  ………………………...  11
  3. Приложение 3. Краткий словарь проектных

терминов  ………………………………………………………..  14

  1. Литература  ………………………………………………………17

Аннотация

В новой образовательной стратегии само образование реализуется с помощью развивающих технологий и образовательных курсов, целью которых является не только донесение знаний до обучающихся, но и выявление, и развитие, творческих интересов и способностей каждого суворовца, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Такая постановка вопроса очень актуальна для, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».

  1. Введение

Российское образование переживает ответственный этап своего развития. Предпринята ещё одна попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в реформировании образования служит методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлекающая в работу широкие круги ученых, методистов, специалистов системы управления образования, преподавателей, а также обучающихся и их родителей.

Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Из выше изложенного, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира».

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных.

Элективные курсы реализуются в суворовском училище за счёт времени, отводимого на компонент образовательного учреждения и связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого суворовцев. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым суворовцем содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать воспитанник. Наиболее приемлемое предложение – это список из 3-4 курсов по одному профильному предмету.

Содержание элективных курсов должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий – от традиционных классно-урочных занятий до реальной практической деятельности, «выхода в социум». В рамках элективных курсов предполагается введение некоторых вузовских форм занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия и др. Благодаря этому, элективные курсы выполняют функцию связующего звена между профильным и профессиональным образованием.

По элективным курсам государственный экзамен не проводится, поэтому требуется поиск иных подходов к оценке достижений обучающихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по бальной шкале. При этом необходимо помнить, что курс выбран суворовцем самостоятельно, то, что ему больше по душе; успешное его освоение может помочь воспитаннику ощутить себя успешным.

Каспржак А.Г. отмечает, что включение в Базисный учебный план элективных курсов позволит:

  • политикам и управленцам – стимулировать продуктивный

диалог между школой и семьей о том, что, зачем и на каком уровне надо учить современному школьнику;

  • учёным – наработать материал, на основании которого будет

продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества;

  • учителям – начать преподавать нетрадиционно, искать и

пробовать новое, не боясь быть битым методистом или администратором;

  • ученикам – поучиться не для аттестата.

Методика обучения элективным курсам на основе личностно-ориентированного обучения еще только начинает формироваться. С самого начала целесообразно строить ее на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции. Магометов Ш.А и Ахмедова С.Л. полагают, что одним из наиболее продуктивных методов в обучении элективным курсам по математике является метод учебных исследовательских проектов, основанный на исследовательской деятельности обучающихся по решению задач из выбранной предметной области.

Так, метод проектов является одним из примеров творческо-поисковой работы суворовцев, раскрывает их творческий потенциал в процессе работы. Метод проектов сегодня предлагается в качестве одной из технологий личностно-ориентированного обучения. Суть его такова: через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Очень важно показать  суворовцам их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Суворовцев профильных классов нужно учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты. Как раз для этих целей можно предложить элективный курс «Основы научно-исследовательской деятельности».

  1. Основные этапы работы, характерные для исследования в научной сфере

Теория.

Как известно, основными этапами работы, характерными для исследования в научной сфере являются:

- постановка проблемы (формулировка темы);

- изучение теории, связанной с выбранной темой;

- выдвижение гипотезы исследования;

- подбор методик и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные

выводы, оформление и представление выполненной работы.

Необходимо подчеркнуть, что такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, основной нормой ее проведения.

Сокращение хотя бы одного из названных этапов, существенно обесценит процесс, а, следовательно, и результат работы. Поэтому, одна из важнейших методических задач руководителя: сделать прохождение каждого этапа исследовательской деятельности доступным для суворовцев.

Практика.

На первом занятии по «Основам научно-исследовательской деятельности» преподаватель объясняет воспитанникам, что представляет собой научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада. Показывает завершенные и успешно защищенные работы. Преподаватель, совместно с суворовцами, анализируют достоинства и недостатки работ, выполненных их сверстниками.

Важный этап - знакомство со структурой исследовательской работы. Суворовцы конспектируют основные элементы: что должно включать введение, из чего состоит основная часть, в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения. Помимо этого, воспитанники получают информацию о доступных для них методах исследования: наблюдение, сравнительный анализ, интервью, опрос и др.

В ходе занятия преподаватель может использовать наглядный материал, подготовленный с помощью презентаций и средств мультимедиа.

  1. Основные понятия научно-исследовательской работы

Теория.

Далее - необходимо доходчиво объяснить суворовцам содержание основных понятий научно-исследовательской работы.

Объектная область исследования - это сфера, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет исследования  и определяет тему работы.

Тема – это представление объекта изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения поставленной задачи, вопроса.

Цель исследования - ответ на главный вопрос темы, ожидаемый результат исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Задачи - шаги, ступеньки к достижению цели и подтверждению (опровержению) гипотезы.

Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы.

Практика.

В ходе объяснения преподаватель может привести примеры из уже знакомых суворовцам научно-исследовательских работ. Подробно разобрать каждое из понятий на конкретных примерах.

После чего, обучающиеся могут попытаться поставить самостоятельно цель, которая обычно формулируется со слов: доказать, разработать, объяснить, обосновать, определить, установить.  

Из поставленной цели вытекают задачи исследования, которые формулируются со слов: охарактеризовать; выявить; определить; провести анализ (наблюдение, опрос, интервью и т.д.); изучить.

Для закрепления полученных знаний поможет несложная методика, например, работа с карточками: после совместного обсуждения нескольких работ преподаватель раздаёт карточки и предлагает по командам заполнить пробелы. Так, в карточке обозначена тема работы, цель и задачи, а гипотезу нужно сформулировать самостоятельно. В другой карточке с той же темой обозначаются цель и гипотеза – нужно сформулировать задачи и т.д. Так мы получаем замечательную возможность обсудить несколько вариантов целей, задач и гипотез при одной и той же теме исследования. Иногда суворовцы предлагают очень интересные и неординарные решения

  1. Проблема выбора и формулировки темы

Теория.

Постановка проблемы и формулировка темы – важнейший этап, от которого во многом зависит успешность работы. Здесь обязательно нужно учитывать возрастные особенности исследователей.

Как и всякое творчество, исследовательская и проектная деятельность возможна и результативна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает у воспитанника тогда, когда объект удивляет, привлекает,  вызывает интерес. Тема, которая «навязана» суворовцу, какой бы интересной и актуальной она ни была, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы помочь выбрать тему, интересующую обучающегося, нужно узнать его склонности, суметь понять, услышать, почувствовать его интересы. Это сложная, но решаемая педагогическая задача. 

Практика. 

В индивидуальной беседе при выборе темы преподаватель очень часто слышит от воспитанников, что они хотят написать работы: «Танки», «Пушки», «Автомобили» и т.п.

Такой подход можно назвать «коротенько о Вселенной» (выражение А.Грамши). Понятно, что работы на указанные темы будут представлять собой поверхностный обзор.

Кроме того, что названные темы содержат слишком широкую объектную область исследования, в них сложно выделить актуальную проблему. В процессе индивидуального собеседования можно из общего направления, предложенного самим ребенком, выявить более узкий объект.

Например, суворовца интересует общая тема «Танки». Не выходя за рамки направления, можно трансформировать ее следующим образом «Роль военной технике в боевых действиях» или «Военная техника на службе отечества» и т.д.

  1. Планирование исследования. Выдвижение гипотез

Теория.

Важный элемент процесса учебно-исследовательской деятельности – планирование. Качественного исследования  практически невозможно получить без тщательного планирования с учетом сроков и методов.

Гипотезы помогают ориентировать исследование, придают ему направленный характер.

Практика.

После того, как определились с темой – составляется план исследования. Выбирается метод, формулируются цели и задачи.

Надо уделять большое внимание составлению плана. Это не формальность: необходимо составить таблицу, в которую последовательно вносится информацию о сроках (этапах) работы, идеях, которые возникают в процессе работы над теоретической и практической частью.

На занятиях надо объяснять суворовцам сущность и содержание понятия «гипотеза». Лучше всего объяснять на примерах уже готовых и знакомых воспитанникам учебных работах. На примерах обучающиеся узнают, что гипотеза – это предположение чего-либо. Причем предположения могут быть предварительными и неточными. Гипотеза может быть подтверждена проведенным исследованием или опровергнута им. Кроме того, бывает, что гипотеза подтверждается частично. Особенно часто так бывает  в исследованиях из междисциплинарной области.

После формулировки и выдвижения гипотезы суворовцам намного легче формулировать вопросы анкеты, опроса, так как они должны доказать или опровергнуть свои же предположения.

Надо рекомендовать воспитанникам собирать портфолио своего исследования: все наработки, первоначальные формулировки, черновики, заполненные бланки опросников или анкет. Портфолио служит, с одной стороны, доказательством авторства исследования, а с другой - по нему можно проследить ход работы, ее этапы, выявить трудности.

Для проведения занятий по основам научно-исследовательской деятельности преподаватель  создаёт учебные презентации по различным темам («Структура учебно-исследовательской работы», «Методы исследования», «Применение ИТ в учебном исследовании» и др.).

  1. Защита работы или представление экспертам полученных результатов

Теория.

Оформление и представление полученных результатов также имеет большое значение, как образовательное, так и психологическое.

Автор своего проекта должен представлять себе требования, которые будут предъявляться к его работе экспертами, оценивающими его труд. В нашем случае суворовцы получают навык правильного оформления результатов проведенной работы, учатся составлять справочно-ссылочный аппарат, список использованных источников и литературы, правильно форматировать текст.

Сегодня проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ обучающихся. Важно отметить, что научно-практическая конференция является большой научной площадкой для представления своего проекта. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями представленных работ.

Это важный для суворовцев этап, так как конкурсы и конференции научно-исследовательских работ предоставляют воспитанникам уникальную возможность раскрыть свои наклонности и таланты, получить квалифицированную рецензию на свою работу от специалистов, оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями и лично встретиться с представителями науки и культуры.

Практика.

Первые исследовательские проекты, защищаются суворовцами перед своими сверстниками. Требования к устному выступлению это – четкость и краткость (не более 3-5 минут): от целей и задач, которые автор ставит в работе к результатам и выводам. Все работы участвуют в конкурсе, победители которого затем награждаются памятными призами. Авторы лучших работ получают рекомендации продолжить исследования по выбранной теме.

Работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к научному исследованию, выдвигаются на различные конкурсы и конференции, например, «Старт в науку», который является одним из популярных среди суворовских училищ.

Таким образом, система элективных курсов в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у суворовцев познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

Исследовательская деятельность помогает суворовцам самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, а также позволяет выявить творческие способности воспитанников, их деловые качества.

Задача преподавателя – помочь  суворовцу стать свободной, творческой и ответственной личностью. Элективный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только обучающемуся, но и преподавателю.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

урока

дата

ТЕМА

 Основы исследовательской деятельности

1-2

Введение. Основные понятия  исследовательской деятельности. Общее и частное в исследовании. Доклады и рефераты. Отличительные особенности проекта от реферата и доклада.

3-4

Исследовательская деятельность и её этапы. Практическая работа № 1.

5-6

Цель и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы. Практическая работа № 2.

7

Эксперимент и исследование.

8-9

Методы исследовательской деятельности. Мыслительные операции. Практическая работа № 3.

10-11

Виды научных работ. Практическая работа № 4.

12-13

Тезисы и рецензия. Практическая работа № 5.

14-15

Введение и заключение в исследовательских работах и проектах. Практическая работа № 6.

16-17

Оформление цитат и ссылок в исследовательских работах и проектах. Практическая работа № 7.

18-19

Источники информации. Литература. Практическая работа № 8.

20-21

Презентация работы. Основные требования. Практическая работа № 9.

22-24

Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите.

25-26

Защита исследовательских работ. Практическая работа № 10.

 Основы проектной деятельности

27

Введение. Основные понятия проектной деятельности.

28

Теоретические основы проектирования.

 Планирование и реализация проекта

20

Структура и этапы проекта.

30-31

Определение темы, цели и основных задач. Планирование проектной работы (в «малых» группах).

32-35

Защита проектов и оценка результатов. Подведение итогов курса.

Приложение 2

Практическая работа № 1

Название занятия: исследовательская деятельность и ее этапы.

Цель работы: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

Исходные данные (задание): определить и описать этапы работы над проектом (исследованием).

Порядок выполнения:

на основе изученного материала определите этапы работы над собственным исследованием, опишите виды деятельности в каждом из этапов. Заполните

предложенную таблицу:

Этапы работы

Виды работ

Практическая работа № 2

Название занятия: выбор темы  исследования, постановка целей, выдвижение гипотезы  задач, составлять планы деятельности.

Исходные данные (задание): определить цель, задачи, объект и предмет исследования в рамках предложенных ниже тем.

Заимствованные слова профессиональной сферы.

Профессиональный жаргон в речи автомеханика (судомеханика, повара, парикмахера и др.).

Порядок выполнения:

изучите предложенную литературу, цель, задачи, объект и предмет исследования.

Практическая работа № 3

Название занятия: методы исследования.

Цель работы: сформировать понятия о исследовательской деятельности, ее методах и приемах.

Исходные данные (задание): осуществите классификацию методов исследовательской деятельности.

Порядок выполнения:

изучите литературу по теме, выделите теоретические и практические методы исследования, осуществите их классификацию на основе их особенностей.

Практическая работа № 4

Название занятия: виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках.

Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Исходные данные (задание): подготовьте список литературы по своей теме, включающий печатные и электронные источники (7-10 источников).

Порядок выполнения:

подберите литературу по теме, включающую печатные и электронные источники.

Практическая работа № 5

Название занятия: переработка информации: конспект, план, тезисы, таблицы, схемы.

Цель работы: уметь перерабатывать полученную информацию, представлять ее в виде конспекта.

Исходные данные (задание): напишите конспект по теме.

Порядок выполнения: подберите статью по теме, напишите на ее основе конспект. Текст статьи приложите к работе.

Практическая работа № 6

Название занятия: оформление введения и заключения.

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал.

Исходные данные (задание): оформите введение исследовательской работы в соответствии с требованиями.

Практическая работа № 7

Название занятия: оформление цитат и ссылок.

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал.

Исходные данные (задание): оформите цитаты и ссылки в параграфе своей исследовательской работы.

Порядок выполнения: оформите цитаты и ссылки по тексту работы.

Практическая работа № 8

Название занятия: оформление списка литературы.

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал.

Исходные данные (задание): оформите список литературы.

Порядок выполнения: исправьте ошибки в оформлении предложенного списка литературы.

Практическая работа № 9

Название занятия: презентация, основные требования к презентации.

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал (презентацию).

Исходные данные (задание): подготовьте презентацию по теме своей работы.

Порядок выполнения:

Подготовьте презентацию, учитывая требования, касающиеся ее технического оформления и содержания.

Практическая работа № 10

Название занятия: процедура защиты исследовательской работы.

Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Исходные данные (задание): подготовьте защиту проекта.

Приложение 3

Краткий словарь «проектных» терминов

Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Выход проекта – продукт проектной деятельности.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Заказчик проекта – лихо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна.

Координация проекта – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.

Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект:

  1. Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
  2. Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

Проектирование:

  1. Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
  2. Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Проектные ситуации – различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.

Результаты проекта:

1) выход проекта;

2) портфолио проекта;

3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.

Рецензент – на защите проекта обучающийся или преподаватель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством преподавателя и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

Литература

  1. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с.
  2. Искусство и политика. В двух томах. / Грамши А. / Репринтное издание книги 1991 года. / Перевод с итальянского Т. З. Клебановой, Е. А. Костюкович и др.. М., Искусство,2011. – 768с.
  3. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.
  4. Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства //Директор школы, 2006. - №1. – с.3-9.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  6. Леонтович А.В., Калачихина О.Д., Обухов А.С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». М., 2003-2004.
  7. Магомедов Ш. А. Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе / Ш. А. Магомедов, С. Л. Ахмедова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — №9. С. 104-112.
  8. Профильное обучение. Создание элективных курсов по информатике/http://www.e-ducate.ru/info
  9. Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2003. С. 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"

Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов,17 часов...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов,17 часов...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов,17 часов...