Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
рабочая программа по алгебре (5, 6, 7 класс)

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrichenko_programma.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Петриченко Виктория Михайловна

учитель математики

МБОУ «СШ№34» г. Нижневартовск

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»

Пояснительная записка.

         Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели в нашей школе. Программа по работе с одаренными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. 

      Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашего округа. (Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года»).

Программа составлена с учетом требований образовательной программы по математике для 5-7 классов. Программа направлена на развитие математических способностей обучающихся, имеющих высокий уровень учебных возможностей по математике.  

Новизна программы состоит в том, что она поможет расширить и углубить знания  обучающихся по всем разделам математики, алгебры и геометрии. Кроме этого, программа направлена на формирование предметных и метапредметных результатов и познавательных интересов учащихся по математике, реализации интеллектуальных и творческих способностей у школьников. Содержание материала, представленный в программе, значительно дополняет учебный материал общеобразовательной школы.

        Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся; способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся; ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет.  Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, обучающиеся учатся думать.

Программа составлена на 35 часов, предназначена для обучающихся 5-7 классов.

Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года. Предпочтительны коллективные и индивидуальные занятия.

Для подтверждения своей успешности обучающиеся могут участвовать в олимпиадах различного уровня; вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять проектные работы и портфолио.

        Способности детей есть продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие. Главная задача учителя – это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

При построении методики развития математических способностей учащихся в процессе обучения математике в обычной массовой общеобразовательной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и развивающего обучения.

Для построения методики необходимы:

  • Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).
  • Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).
  • Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).
  • Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.

Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми на современном этапе развития школы являются:

1.​ Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2.​ Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

3.​ Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу.

4.​ Развитие математических способностей и мышления у учащихся.

5.​ Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.

6.​ Расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых- математиков в развитии мировой науки.

7.​ Осуществление индивидуализации и дифференциации.

8.​ Разностороннее развитие личности.

Организация учебной деятельности учащихся

        При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п. В старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся. Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.

1.​ Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и т. п.

2.​ Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.

3.​ Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п. На дополнительных тематических курсах учащиеся:

  • знакомятся с общими проблемами применения математики в будущей профессии;
  • изучают дополнительные главы по элементарной математике, углубляющие и расширяющие основную программу, например логические основы математики, плоские кривые в пространстве, неевклидова геометрия и т. п.;
  • готовят свои рефераты (учитель читает сначала небольшую лекцию, затем проводится самостоятельное изучение учащимися материала, консультации). При проведении дополнительных тематических курсов учитель может применять и нетрадиционные методы занятий.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • работа по Индивидуальным образовательным маршрутам;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • работа в кружках;
  • участие в международном конкурсе «Кенгуру»;
  • участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;
  • организация исследовательской деятельности учащихся по математике;
  • внеурочные занятия: «Математический КВН», «Морской бой», «Ярмарка задач», математическое соревнование «Математический аукцион»;
  • творческие мастерские.

Одной из форм проведения занятий являются:

  • соревнования на лучшее решение задачи по математике;
  • соревнования на лучшее решение прикладной математической задачи средствами физики, информатики;
  • соревнования на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным предметам школьного курса, например, физика.

Основная часть

Цель: создание условий для выявления и оптимального развития интеллектуально одаренных детей

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу и участие в олимпиадах различного уровня.

Реализация мероприятий программы позволят:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;
  • обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;
  • очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам. 

Этапы реализации:

Этап

Мероприятия

Организация

1 этап: диагностико - прогностический, методологический

(2017-2018 годы)

Мониторинг  

Создание:

  • банка данных по   детям с высоким уровнем обученности;
  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов по математике;
  • портфолио ученика;
  • рекомендаций по работе с  детьми с высоким уровнем обученности.

Организация:

  • системы дополнительных занятий;  
  • внеклассной работы по предмету;
  • деятельности научного общества.

Анкетирование учащихся по

методике «Карта одаренности»

(А.И.Савенкова)

Выявление одаренных по следующим видам одаренности:

интеллектуальная, академическая,

техническая.

Формирование групп.

2 этап: деятельностный (2018-2019 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Внедрение метода проектов.
  • Учет индивидуальных достижений.  
  • Переход на систему портфолио.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

Организация в школе олимпиад по математике;

организация участия обучающихся в дистанционных олимпиадах по математике;

организация сотрудничества учащихся с вузами, участие в научных конференциях;

участие обучающихся в научно- исследовательских конференциях.

3 этап: констатирующий (2019-2020 годы)

Создание банка педагогического опыта в работе с  детьми с высоким уровнем обученности.

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Организация конкурса портфолио учащихся.

Организация награждения учащихся.

Проведение рефлексии.

№п/п

Содержание мероприятия

Сроки проведения

1.

Изучение Практические занятия интересов и склонностей обучающихся;  Формирование списков обучающихся.

Сентябрь

2.

Разработка тематики исследовательских работ, составление плана исследований.

Сентябрь

3.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня  (заочные олимпиады и викторины по математики).Участие в дистанционных конкурсах разного уровня.

в течение года

4.

Участие во всероссийской олимпиаде школьников по математике.

сентябрь

4.

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

в течение года

5.

Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет - ресурсами.

в течение года

6.

Работа над исследовательскими работами.Защита во время декады математики.

 октябрь - март

9.

Подготовка и проведение Декады  математики

Февраль

10.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

В течение года

11.

Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности

В течение года

12.

Индивидуальные занятия.

В течение года

Формы контроля и мониторинга результативности:

В обучении

В воспитании

В развитии

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Портфолио достижений школьника.

Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка. Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период.

Примерные темы занятий для учащихся разных классов.

1.​ Задачи, решаемые с конца (5-6 классы).

2.​ Числа - великаны и числа-малютки (5-6 классы).

3.​ Запись цифр и чисел у других народов (5-6 классы).

4.​ Занимательные задачи на проценты (6 класс).

5.​ Математические ребусы (5-6 классы).

6.​ Геометрические задачи со спичками (5-6 классы).

7.​ Задачи на разрезания и перекраивания фигур (5-7 классы).

8.​ Простейшие графы (6-7 классы).

9.​ Упражнения на быстрый счет (5-7 классы).

10.​ Занимательные задачи на построения (7 класс).

11.​ Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7 класс).

12.​ Недесятичные системы счисления (5-7 классы).

13.​ Взвешивания (5-7 классы).

14.​ Логические задачи (5-7 классы).

15.​ Неопределенные уравнения (7 класс).

16.​ Теорема Пифагора (7 класс).

18.​ Геометрические задачи на местности (7 класс).

19.​ Как на практике измеряют длины и углы? (7 класс).

20.​ Аналогии в математике (7 класс).

21.​ Индукция в математике (7 класс).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Форма урока

1-2

2

Беседа, игра

3-4

2

Практическое занятие

5-6

2

Практическое занятие

7-8

2

Игра

9-10

2

Практическое занятие

    11-12

2

Игра

13-14

2

Практическое занятие

15-16

2

Беседа, игра

17-18

2

Практическое занятие

19-20

2

Беседа.  Практическое занятие

21-22

2

Игра

23-24

2

Практическое занятие

25-26

2

Беседа.  Практическое занятие

27-28

2

Игра

29-30

2

Практическое занятие

31

1

Практическое занятие

32

1

Практическое занятие

33

1

Практическое занятие

34

1

Практическое занятие

Примерные темы докладов для учащихся 5 -6 х классов:

Примерные темы докладов для учащихся 7-х классов:

Числа великаны и числа малютки.

Как люди научились считать.

История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

История календаря и т. п.

 Геометрия в древнем Египте.

 Теорема Пифагора и пифагоровы числа.

 От Евклида и до Лобачевского.

Архимед и т. п.

Математические софизмы.

Социальные партнеры:

  • Нижневартовский государственный университет
  • Нижневартовский социально-гуманитарный колледж
  • Центр развития образования г. Нижневартовска
  • Городская централизованная библиотечная система.
  • Форсайт-центр предметной области «Математика» на базе МБОУ «Лицей»

Использование современных образовательных технологий:

  1. Технологии развивающего обучения.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Информационно - коммуникационные технологии.
  4. Метод проектов.
  5. Исследовательская технология.
  6. Технология личностно ориентированного обучения
  7. Технология саморазвития личности
  8. Технология продуктивного обучения.
  9. Рил – обучение (реализация индивидуальности личности).

Использование современных оценочных средств в процессе обучения:

1.Рефлексия.

2. Самооценка.

3.Результаты участия в олимпиадах (очных и дистанционных).

4. Участие в межрегиональном фестивале исследовательских работ.

5. Участие в городском слете научных обществ.

6.Технологии формирующего оценивания.

  В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Основные виды логических задач.
  • Способы решения популярных логических задач.
  • Основные принципы математического моделирования.
  • Основные свойства делимости чисел.
  • Умение решать основные задачи на %.

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические  модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Учащиеся должны научиться выполнять исследовательские работы.

 Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.

    При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель - научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего  ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики,  встретив  задачу с необычной формулировкой, сразу же   " споткнутся".

    Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим  методам и подходам. Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи.                                                             

Работа с родителями:

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Формы работы с родителями

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Творческие отчеты;
  • Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
  • Выполнение рекомендаций литературы.
  • Консультирование учащихся

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2013г.
  2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993. / б-ка журнала «Вопросы психологии»/ с. 40-49.
  3. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020.
  4. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по работе с одаренными детьми 9 класс «Математический язык и логика»

Программа по работе с одаренными детьми рассчина на 34 часа в учебном году и адресована учащимся 9 классов....

Программа по работе с одаренными детьми(9 класс) математика. 01.05.17

программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы, методические рекомендации...

Программа по работе с одаренными детьми по учебному курсу "Математика"

Программа по работе с одаренными детьми по учебному курсу "Математика"...

Программа по работе с одаренными детьми по математике

Целью работы с мотивированными детьми является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, на применение математических м...

Программа по работе с одаренными детьми по предмету «Математика»

Программа рассчитана на 34 часа в год. Приемлема для учащихся 7-9 классов...

Программа по работе с одаренными детьми по математике

Пояснительная запискаВ условиях введения ФГОС остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня...

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...