конспект урока математики в 6 классе по теме "Отрицательные дроби"
план-конспект урока по алгебре (6 класс)
ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 6- класс.
Тема «Отрицательные дроби»
Тип урока - открытие новых знаний
Цель урока: ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей
Задачи урока:
образовательные: формировать понятие отрицательных дробей, навыки нахождения модуля дроби.
развивающие: формировать умения анализировать, выделять главное;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, дисциплинированность, позитивное отношение к учебе
Планируемые результаты:
Предметные: Формулируют понятие отрицательных дробей, противоположных дробей. Правило модуля положительных и отрицательных дробей.
оформляют решение, анализируют полученные результаты
Формирование универсальных учебных действий учащихся
Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; учить анализировать имеющуюся информацию.
Регулятивные – учить целеполаганию; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умению вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать действие партнёра.
Основные понятия, проводимые на уроке: модуль положительной дроби, модуль отрицательной дроби, модуль нуля, противоположное число, знак числа, модуль числа
Оборудование
Учебник «Математика. 6 класс», С.М. Никольский, М: «Просвещение», 2017, электронное приложение к учебнику математика 6 класс, презентация, тестовые задания на листах Т 21(работа в парах),
Этапы урока.
I. Мотивирование на учебную деятельность.
Цель: создать благоприятный психологический и эмоциональный настрой на работу.
Изобразите на желтых кружках улыбку. Прошу обменяться улыбками, пожелать друг другу хорошего настроения. Пусть улыбка сопутствует всем на протяжении урока.
Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
II. Актуализация знаний.
Слайды 3,4.
- Проверяем соседа: слайд 5 (Д.З.)
«Да» и «нет» не говори, а в тетради напиши, «да» знак «+», а «нет» знак «-».
/ Учитель предлагает письменно ответить на вопросы «да» или «нет» /
- Если перед положительной дробью поставить знак «минус», то получится отрицательная дробь. (да)
- Дробные числа, отличающиеся только знаком, называются противоположными. (да)
- Из двух противоположных дробей больше та, перед которой стоит знак «минус» (нет)
- Отрицательные дроби располагаются на координатной оси слева от нуля (да)
- Нуль противоположен самому себе (да)
- Ответы + + - + +
III Определение темы. Постановка целей и задач урока.слайд6
(ребусы –ЕНОТ Р ПТИЦА Т Е СОЛЬ Н ЗАЯЦ, ДО РОБОТ Ь, отрицательная дробь)
- О чем сегодня на уроке пойдет речь? (о дробях)
- Как мы обозначим тему урока? (отрицательные дроби) Записываю на доске
- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
IV. «Открытие нового знания»
Выявление места и причины затруднения.
Слайд 7.Реши
|- ; | - :
Модуль отрицательной дроби не умеем посчитать.
Построение проекта решения проблемы
|- = = ; | - = = .
Проверьте себя. Откройте учебники на стр. 87 и проверьте свои предположения.
А что еще вы узнали, читая теорию?
| ; | - |
| | -
V. Первичное усвоение новых знаний
Работа с учебником и выполнение заданий № 438(устно). Слайд 8.
VI. Первичное закрепление
Учебник стр. 89 №442, № 449
Физминутка. Слайд 9.
Решение №450(а, г) у доски
1.Решение задания из эл.приложения к учебнику п 3.1, тренажер 3.Нахождение модуля.
Ответы:1-3, 2-1, 3-13/21, 4-4/7 ,5-6/7.
2.Самостоятельная работа по тестам, взаимопроверка и оценивание.Т-21 (приложение 1) С.Т.Журавлев и др. тесты по математике.К учебнику С.М. Никольского
Информация о возникновении дробей и применении их в современной жизни. Слайд 10.
Первое упоминание отрицательных чисел в одной из книг «Математика в девяти книгах» (Джань Цань, 111 век до нашей эры, Китай) Отрицательное число тогда понималось как долг, а положительное –как имущество. Правило сложения формулировалось так: «Если к одному долгу прибавить другой долг, то в результате получится долг, а не имущество»
Немецкий математик М. Штифель(16в.) впервые рассматривал отрицательные числа как числа, меньшие нуля (Меньшие чем ничто). Однако многие европейские ученые 16-17 веке не признавали отрицательных чисел, считая их ложными, невозможными.
Французский математик и философ Рене Декарт (1596-1650) ввел современное толкование отрицательных чисел, основанное на откладывании отрезков на координатной оси влево от нуля ( показ на плакате )6 класс
VIII. Информация о домашнем задании. Инструктаж.
Д\З: 1) Прочитать и осмыслить п. 3.1.; 2) стр. 89 № 439, 443, 449 – 1, № 450(б,в,д,е),№1122 – 2.
VII. Рефлексия (подведение итогов). Слайд 11, 12.
1.Существуют ли противоположные дроби? (да. Например, 1/2 и – 1/2)
Отрицательной дробью называется та дробь,….. (перед которой стоит знак «минус»)
Что называют модулем положительной дроби? (саму эту дробь)
Что называют модулем отрицательной дроби? (противоположную ей положительную дробь)
Чему равен модуль нуля? (модуль нуля равен нулю)
Модули каких дробей равны? (модули противоположных дробей)
2.Выбери смайлик из предложенных на парте трех вариантов, продемонстрируй
Спасибо за урок. Слайд 13.
Вид связи | Пользуюсь ежедневно | Пользуюсь ежемесячно | Пользуюсь редко | Не пользуюсь |
Почта |
|
|
|
|
Телевизор |
|
|
|
|
Телефон сотовый |
|
|
|
|
Телефон стационарный |
|
|
|
|
Радио |
|
|
|
|
Интернет |
|
|
|
|
Скайп |
|
|
|
|
Связь, сфера обслуживания
Цель: Сформировать представление о видах связи и об уровне её развития. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомиться с рекреационным хозяйством России. Развивать умения работать с текстом, статистическим материалом, проводить анкетирование.
Оборудование: Физическая и политико-административная карты, буклеты с фотографиями городов – курортов, коллекция почтовых марок.
Организация и ход урока.
I. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Садитесь! Дежурные по классу готовят на листке бумаги или произносят вслух отсутствующих на уроке учеников.
Сегодня мы начинаем изучение новой для вас темы: «Связь, сфера обслуживания». Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока (она указана на доске): «Связь, сфера обслуживания».
II. Проверка домашнего задания.
1) Обсудить вопрос рубрики «Моя точка зрения». Какой вид транспорта и прочему вы выберете, добираясь из вашего населенного пункта в Архангельск, в Астрахань, во Владивосток? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь?
А теперь, ребята мы выполним небольшую тестовую работу.
Географический тест:
1. Первое место в России по грузообороту занимает ... транспорт.
а) железнодорожный;
б) трубопроводный;
в) автомобильный
2. Самый дорогой вид транспорта?
а) автомобильный;
б) авиационный;
в) морской.
3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России ...
а) на западе;
б) на севере;
в) на востоке.
4. Главное преимущество автомобильного транспорта?
а) это сезонный вид транспорта;
б) он берет много груза;
в) он мобильный;
г) он перевозит основную массу пассажиров.
5. Главная железнодорожная магистраль России ...
а) Транссибирская;
б) Байкало-Амурская;
в) Печорская.
6. Самые дешевые перевозки ...
а) железнодорожные;
б) автомобильные;
в) морские.
7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу ...
а) авиационного транспорта;
б) автомобильного;
в) трубопроводного.
8. Большую долю флота России составляет ... флот.
а) ледокольный;
б) рыболовный;
в) пассажирский;
г) наливной.
9. Самый крупный порт на Балтике ...
а) Калининград;
б) Выборг;
в) Санкт-Петербург;
г) Мурманск.
10. Первое место в грузообороте принадлежит портам ...
а) Тихоокеанского бассейна;
б) Балтийского бассейна;
в) Северного бассейна;
г) Черноморского бассейна.
11. Северный морской путь начинается от порта ...
а) Архангельск;
б) Мурманск;
в) Санкт-Петербург.
12. Судоходство между портами своей страны называется ... (каботаж).
Установите соответствие:
Порты: Грузы:
Новороссийск;
Дудинка;
Игарка;
Мурманск.
а) химическое сырье;
б) руды, металл;
в) лес;
г) нефть.
14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт ...
а) Мурманск;
б) Санкт-Петербург;
в) Находка;
г) Новороссийск
15. Основной судоходный речной бассейн России ...
а) Волго-Камский;
б) Ангаро-Енисейский;
в) Амурский.
16. Перевозка пассажиров на дальние расстояния - главная специализация ...
а) автомобильного транспорта;
б) авиационного транспорта,
в) железнодорожного транспорта.
Ответы: 1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - а; б - в; 7 - а; 8 - 6; 9 - в, 10 - а; 11 - б; 12 - каботаж; 13 – 1' - г, 2 - 6, 3 - е, 4 - а; 14 - 6; 15 - а; 16 – 6
III. Изучение нового материала.
Мы познакомились с вами с отраслями производственной сферы. Сегодня мы изучим состав и отрасли непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера обслуживает население (сфера обслуживания) и обеспечивает существование государства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка).
Вопрос к классу:
- В чем отличие этих сфер? (Производственная сфера производит товары (материальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают процесс производства.)
- Одна из частей непроизводственной сферы – сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению.
Услуги – это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента.
Сфера услуг состоит из следующих отраслей:
1. Жилищно-коммунальное хозяйство. Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов, благоустройстве домов и дворов, ремонте жилья, водо- и электроснабжении, лифтов, удалении мусора.
2. Услуги по социальному обеспечению населения. Это содержание домов престарелых и инвалидов, детских домов, социальное страхование.
3. Торговля и общественное питание. Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр. Задание: Назовите объекты вашего города или села, которые составляют эту отрасль.
4. Бытовое обслуживание. К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье, парикмахерские, бани, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.
5. Услуги связи. Почта, телефон, телеграф и др.
6. Культурное обслуживание. Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др. Задание: Назовите культурные учреждения вашего района (города)?
7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей. Детские сады, школы.
8. Кредитно-финансовое обслуживание Банки, страховые компании.
9. Рекреационное обслуживание. Рекреация – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д. Медицинское обслуживание, больницы, аптеки, поликлиники и т. д.
10. Пассажирский транспорт. Задание: Назовите виды пассажирского транспорта. Сегодня мы подробнее познакомимся с услугами связи, жилищно-коммунальным хозяйством и рекреационным хозяйством.
Связь.
Связь - это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации.
Связь делится на 2 вида: почтовую и электрическую.
Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, бандеролей, переводов и т. д.). Уровень развития почтовой связи высок, он не уступает развитым странам Европы: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.
К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек. По уровню телефонизации Россия уступает развитым странам. На 100 жителей в России приходится 18 телефонных аппаратов, в Швеции – 68, в США – 63, в Японии – 49. Во многих российских деревнях (более 50% деревень) нет телефонов.
Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи - сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.
Интернет – это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 г. в Интернете работало 40 млн. пользователей, в 2000 году их тало около 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей компьютерной сети Интернет. Лидер в этой сети – Москва.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль сферы обслуживания, которая занимается обслуживанием жилого фонда. Население России обеспечено жильем хуже, чем в развитых странах. Намного ниже и качество жилья. 40 млн. человек (1/3 часть населения России) нуждается в жилье.
В 90-е годы в стране были очень низкие темпы жилищного строительства, это привело к тому, что изношенность жилья возросла и равна 60% Жилье, имеющее такую степень износа, относится к категории ветхого.
На 1 человека в среднем приходится около 18 м2 обшей площади. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах.
По медицинским нормам комнат на семью должно приходиться на одну больше числа членов семьи (это определяется по формуле П + 1). То есть семья из 3-х человек должна жить в 4-х комнатной квартире.
В России высокая доля неблагоустроенного жилья. В 52 городах и 845 поселках нет канализации, а в сельской местности более половины домов не имеют водопровода, канализации, системы отопления. Традиционная русская печь обогревает жилье.
Вопрос к классу:
- Кто имеет дополнительную комнату в квартире?
- Какие еще проблемы ЖКХ вы видите в этой отрасли? (Проблемы: 1. Изношенность жилья, 2. Низкая обеспеченность жильем; 3. Неблагоустроенность жилья)
- Рекреационное хозяйство - должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.
Вопрос к классу:
- Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пятигорск и др.)
Требования, предъявляемые к рекреационному району:
- Рельеф (плоский, холмистый, горный);
- Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15…+25° С;
3. Наличие водных объектов (рек и озер);
- Исторические и культурные памятники;
- Минеральные воды и лечебные грязи;
- Теплое море;
- Безопасность жизни (низкий уровень преступности).
Факторы образования рекреационных районов:
- На основе природных условий и ресурсов (Черноморское побережье Кавказа, Кавказские минеральные воды, оз. Байкал);
- Вокруг крупных городов (крупная рекреационная зона - Подмосковье);
- Историко-культурные объекты (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты Санкт- Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).
В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны Европы и Юго-Западной Азии.
Вопрос к классу:
- Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны)
IV. Закрепление.
- Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в вашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).
V. Домашнее задание. §37. Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы:
Топливно-энергетический:
- ТЭС - у топлива;
- ТЭЦ - у потребителя;
- ГЭС - с учетом природных условий;
- АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности;
- Угольная - у сырья;
- Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ – у потребителя);
- Газовая - у месторождений. Металлургический комплекс:
Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними;
Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения);
Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС – источников дешевой энергии;
Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потребителя.
Машиностроительный комплекс:
- Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ориентация на квалифицированные кадры);
- Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз.
Химико-лесной комплекс:
- Завод калийных удобрений - у сырья;
- Завод фосфатных удобрений - у потребителя;
- Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью);
- Завод автопокрышек (шинный) - у сырья;
- Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС;
Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"
Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"
Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Конспект урока в 6 классе "Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Обобщающий урок...
Учимся работать с дробями. (Конспект урока математики. 5 класс.)
Урок "Учимся работать с дробями" обобщает и систематизирует знания, умения и навыки обучающихся по данной теме....

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...

Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...