Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 9 классов "Математический практикум"
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Данный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа курса
«Математический практикум»
для 9 классов
Введение
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для изучения предмета.
Решение текстовых задач в целом, и конкретно задач с процентами, у учащихся вызывает трудности. Одной из причин является то, что типология данных задач обширна, а в учебниках математики даются только стандартные задачи на проценты.
Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, перспективы на продолжение образования. Для того чтобы этот выбор был осознанным и правильным, возникла необходимость во внеурочной подготовке учащихся. Большая часть времени которой отводится на решение задач. Они не только расширяют знания, но и способствуют самоопределению школьника относительно выбора профиля дальнейшего обучения.
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности основного общего образования «Математический практикум» для 9 класса рассчитан на 1 час в неделю и составлена на основе:
- Сборника элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с. с учетом требований следующих нормативных документов:
- Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора от _______ № ________
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе ООО.
Данный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса.
Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.
Курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Данный курс предполагает изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи различны по своему уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе приводится примерное распределение учебного времени.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.
На занятиях предусмотрено использование мультимедиа проектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
- создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике;
- научить решать текстовые задачи.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с классификацией текстовых задач;
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- обучить решению основных задач на проценты с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
- сформировать умение выбирать неизвестное на основе анализа текста условия задачи;
- сформировать навык перевода текста условия задачи на математический язык уравнений и их решения;
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- способствовать овладению учащимися некоторыми исследовательскими методами.
Принципы курса:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностными результатами:
- является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- учиться планировать учебную деятельность на занятиях.
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочный материал).
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
- с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
- с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
Формы и методы работы:
- лекции;
- практические занятия;
- работа в группах;
- обсуждение;
- анализ и синтез.
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (8 часов). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)
Рассматриваются задачи более сложные, чем в курсе 5 и 6 классов. Форма занятий: практическая работа.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 3. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (14 часов).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (4часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Тема 5. Простейшие задачи на проценты(2часа)
Решение данных задач.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6. Задачи с историческими сюжетами. (1 час)
Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа
Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час)
Игра позволит ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
Форма занятий: урок - деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 8. Решение разнообразных задач по всему курсу. (1 час).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.
Критерии оценок.
Оценка «отлично» — учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо» — учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» — учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекция | Практика | Семинар | ||||
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 7 | 2 | 4 | 1 | |
2 | Сложные проценты | 2 | 2 | |||
3 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 14 | 5 | 8 | 1 | |
4 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 4 | 1 | 3 | ||
5 | Задачи на проценты, | 2 | 2 | |||
6 | Задачи с историческими сюжетами | 1 | 1 | |||
7 | Деловая игра «Проценты в современной жизни» | 1 | 1 | |||
8 | Решение задач по всему курсу | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 32 | |||||
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Всего часов |
1. | Проценты. Основные задачи на проценты. | 1 |
2. | Нахождение процента от числа. | 1 |
3. | Решение задач на нахождение процента от числа. | 1 |
4. | Нахождение числа по его проценту. | 1 |
5. | Решение задач на нахождение числа по его проценту. | 1 |
6. | Нахождение процента одного числа от другого. | 1 |
7. | Решение задач на нахождение одного числа от другого. | 1 |
8. | Сложные проценты. | 1 |
9. | Вычисление сложных процентов. | 1 |
10. | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 |
11. | Процент прибыли. | 1 |
12. | Вычисление процента прибыли. | 1 |
13. | Стоимость товара. | 1 |
14. | Вычисление стоимости товара. | 1 |
15. | Заработанная плата. | 1 |
16. | Вычисление заработанной платы. | 1 |
17. | Бюджетный дефицит. | 1 |
18. | Бюджетный профицит. | 1 |
19. | Изменение тарифов. | 1 |
20. | Пеня. Штрафы. | 1 |
21. | Вычисление ставок процентов в банках. | 1 |
22. | Вычисление ставок процентов в банках. | 1 |
23 | Процентный прирост. | 1 |
24. | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 |
25. | Задачи на славы. | 1 |
26. | Задачи на смеси. | 1 |
27. | Задачи на растворы. | 1 |
28. | Задачи на проценты | 1 |
29. | Решение задач на проценты | 1 |
30. | Задачи с историческими сюжетами. | 1 |
31. | Деловая игра «Проценты в современной жизни». | 1 |
32. | Решение задач по всему курсу. | 1 |
Планируемые результаты изучения курса.
В результате изучения курса учащиеся должны:
понимать:
содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;
знать:
– как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;
– как делается обратный перевод;
– широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и формулу сложного процентного роста;
уметь:
– соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);
– производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Литература.
Литература для учителя.
- Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе.-2003.-№5.-С.50-59.
- Башарин Г.П. Начала финансовой математики.- М.,1997.
- Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.-М., 1997.
- Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений //Математика в школе.-2001.- №4.
- Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. Пособие.-М.: Дрофа,2003.-144 с.
- Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений.- М.: Наука,1990.
- Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе.- №1.-1992.-С.18
- Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе.-1998.- №4.
- Симонов А.С. Сложные проценты // Математика в школе.-1998.- №5.
- Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе.-1997.- №1.-С. 12-13.
- Шевкин А.В. Текстовые задачи.-М.: Изд. Отд. УНЦ ДО МГУ, 1997.- 60 с.
- . Сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
- . Задачи, решаемые с помощью уравнений. Гулина Т.Г. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2014.
Интернет-ресурсы
- www.1september.ru
- www.math.ru
- reshuege.ru
- alexlarin.net
- Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...
