Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 9 классов "Математический практикум"
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Дружинина Валентина Владимировна

Данный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты».  Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа курса

         «Математический практикум»

         для 9 классов


Введение

Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для изучения предмета.

Решение текстовых задач в целом, и конкретно задач с процентами, у учащихся вызывает трудности. Одной из причин является то, что типология данных задач обширна, а в учебниках математики даются только стандартные задачи на проценты.

Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, перспективы на продолжение образования. Для того чтобы этот выбор был осознанным и правильным, возникла необходимость во внеурочной подготовке учащихся. Большая часть времени которой отводится на решение задач. Они не только расширяют знания, но и способствуют самоопределению школьника относительно выбора профиля дальнейшего обучения.


Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности основного общего образования «Математический практикум» для 9 класса рассчитан на 1 час в неделю и   составлена на основе:

  1. Сборника элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с. с учетом требований следующих нормативных документов:
  2. Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной  приказом директора от _______ № ________
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе ООО.

Данный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты».  Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса.

Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.

Курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Данный курс предполагает изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи различны по своему уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе приводится примерное распределение учебного времени.

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.

На занятиях предусмотрено использование мультимедиа проектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.


Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
  • создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике;
  • научить решать текстовые задачи.

Задачи курса: 

  • познакомить учащихся с классификацией текстовых задач;
  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • обучить решению основных задач на проценты с применением  формул простого процентного роста и  сложного процентного роста;
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
  • сформировать умение выбирать неизвестное на основе анализа текста условия задачи;
  • сформировать навык перевода текста условия задачи на математический язык уравнений и их решения;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • развивать коммуникативные качества учащихся;
  • способствовать овладению учащимися некоторыми исследовательскими методами.

Принципы курса:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение  проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде;
  •       знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения содержания курса

Личностными результатами:

  • является формирование следующих умений:
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  •   в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • учиться планировать учебную деятельность на занятиях.
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, справочный материал).
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге.

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками  русского языка: грамотное оформление своего проекта.

Формы и методы работы:

  • лекции;
  • практические занятия;
  • работа в группах;
  • обсуждение;
  • анализ и синтез.


Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (8 часов). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма  контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)

Рассматриваются задачи более сложные, чем  в курсе 5 и  6 классов. Форма занятий: практическая работа.

Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 3.  Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (14 часов).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.


Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (4часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Тема 5. Простейшие задачи на проценты(2часа)

Решение данных задач. 

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

 Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 6.  Задачи с историческими сюжетами. (1 час)

Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях. 

Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа

Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час)

Игра позволит ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.

Форма занятий: урок - деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.

 Тема 8.  Решение разнообразных задач по всему курсу. (1 час).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.

Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.


        Критерии оценок.

Оценка «отлично» — учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

Оценка «хорошо» — учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

Оценка «удовлетворительно» — учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

 


Тематическое планирование

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практика

Семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

7

2

4

1

2

Сложные проценты

2

2

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

14

5

8

1

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

4

1

3

5

Задачи на проценты,

2

2

6

Задачи с историческими сюжетами

1

1

7

Деловая игра «Проценты в современной жизни»

1

1

8

Решение задач по всему курсу

1

1

ИТОГО

32


Календарно - тематическое  планирование

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Проценты. Основные задачи на проценты.

1

2.

Нахождение процента от числа.

1

3.

Решение задач на нахождение процента от числа.

1

4.

Нахождение числа по его проценту.

1

5.

Решение задач на нахождение числа по его проценту.

1

6.

Нахождение процента одного числа от другого.

1

7.

Решение задач на нахождение одного числа от другого.

1

8.

Сложные проценты.

1

9.

Вычисление сложных процентов.

1

10.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

11.

Процент прибыли.

1

12.

Вычисление процента прибыли.

1

13.

Стоимость товара.

1

14.

Вычисление стоимости товара.

1

15.

Заработанная плата.

1

16.

Вычисление заработанной платы.

1

17.

Бюджетный дефицит.

1

18.

Бюджетный профицит.

1

19.

Изменение тарифов.

1

20.

Пеня. Штрафы.

1

21.

Вычисление ставок процентов в банках.

1

22.

Вычисление ставок процентов в банках.

1

23

Процентный прирост.

1

24.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

1

25.

Задачи на славы.

1

26.

Задачи на смеси.

1

27.

Задачи на растворы.

1

28.

Задачи на проценты

1

29.

Решение задач на проценты

1

30.

Задачи с историческими сюжетами.

1

31.

Деловая игра «Проценты в современной жизни».

1

32.

Решение задач по всему курсу.

1

Планируемые результаты изучения курса.

В  результате изучения курса учащиеся должны:

понимать:

 содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;

знать:

–  как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;

–  как делается обратный перевод;

–  широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и  формулу  сложного процентного роста;

уметь:

–  соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);

–  производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  •  при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.


Литература.

Литература для учителя.

  1. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе.-2003.-№5.-С.50-59.
  2. Башарин Г.П. Начала финансовой математики.- М.,1997.
  3. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.-М., 1997.
  4. Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений //Математика в школе.-2001.- №4.
  5. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. Пособие.-М.: Дрофа,2003.-144 с.
  6. Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений.- М.: Наука,1990.
  7. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе.- №1.-1992.-С.18
  8. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе.-1998.- №4.
  9. Симонов А.С. Сложные проценты // Математика в школе.-1998.- №5.
  10. Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе.-1997.- №1.-С. 12-13.
  11. Шевкин А.В. Текстовые задачи.-М.: Изд. Отд. УНЦ ДО МГУ, 1997.- 60 с.
  12. . Сборник  элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
  13. . Задачи, решаемые с помощью уравнений. Гулина Т.Г. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2014.

Интернет-ресурсы

  • www.1september.ru
  • www.math.ru
  • reshuege.ru
  • alexlarin.net
  • Энциклопедия для детей  http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika 
  • Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
  • Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm 
  • Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...