Разработка открытого урока "Исследование функции с помощью производной"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме "Исследование функций с помощью производной"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Исследование функции с помощью

 производной и построение графика».

Цели урока:

1. Образовательная – отработать умения: систематизировать, обобщать при исследовании функции ее свойства, применять знания производной при построении графиков функции;

2. Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, математической речи учащихся.

3. Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания,  воспитание культуры общения.

Оборудование:  учебная доска, монитор, презентация, карточки – математическое лото.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение применения производной функции для построения графиков различных функций.

Так как урок сегодня необычный, то начать я хочу его с необыкновенных слов.

«Музыка может возвышать или умиротворять душу,

живопись – радовать глаз,

поэзия – пробуждать чувства,

философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей!»

Морис Клайн

II. Мотивация

  1. Данная тема является очень важной и значимой, т. к. в материалах ЕГЭ большое внимание уделяется заданиям, связанным с исследованием функции с помощью графика, с построением графика заданной функции.

Успешное изучение этой темы поможет успешно сдать итоговую аттемтацию по математике.

  1. Составление кластера «Производная»

А работать мы будем под девизом: «Знания имей отличные, исследуя функции различные».

Оценочный лист:

Фамилия, Имя

Домаш-

нее задание

Графи-

ческий диктант

Матема-

тическое лото

Истори-

ческая справка

Лабора-

торная работа

Итого-вая оценка

  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся оценивают выполненную ими домашнюю работу.

«Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом, надежнее, крепче, умнее»
В. Шукшин.

Оцените, пожалуйста, ребята долю своего участия в устной работе. Активно поднимали руку, и вам удалось ответить правильно оценка «5», ваши ответы были правильными, но вы сомневались и стеснялись «4», были неточности «3», вы были пассивны «2».

  1. Найти ошибку. Проверка теоретического материала. Отвечать должны только да или нет.     ^ – верно, _  – неверно, есть ошибка.

1. Функция возрастает на [-7; 2) и (2; 8], значит, она возрастает на [-7; 8]. Верно ли?

2. Производная функции в точке х0 равна 0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?

3. Производная функции не существует в точке х0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?

4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли?

5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли?

Проверка;

Проверка, 5 правильных ответов оценка «5», 4-«4», 3-«3», 2-0 оценка «2».

  1.  Игра «Математическое лото. На следующем этапе урока учащиеся группируются по 2 человека. Применяется раздаточный материал – математическое лото.  Необходимо решить 9 примеров на нахождение производной функции. Результатом в каждой группе должен получиться график функции. Каждый график, дибо производной функции проверяется, и учащиеся называют свойства изображенного графика. По окончании выставляется оценка в оценочный лист

Правильные ответы к устной работе

 

     y′(x)=35(5x+23)6

 

   

 

     

 

     y′(x)=4x3+4x

 

   

  y′(x)=5cos5x-3sin3x

   y′(x)=12(4x+0.5)2

Карточка №1.

y′(x)-?

у = (5x+23)7

                      y′(x)-?

                  y′(x)-?

     

           

               y′(x)-?

       

             

                y′(x)-?

           

           y′(x)-?

y=tg x+x2

     

                 y′(x)-?

    y= sin 5x+cos3x

         

              y′(x)-?

y=(4x+0.5)3

 

                  y′(x)-?

Неправильные ответы

.

       y′(x)=6(5x+23)6

     

     

     

          y′(x)=3x2+2

       

       y′(x)=cos5x-sin3x

       y′(x)=4(4x+0.5)2

у= f(х)

Карточка №2.

                  y′(x)-?

y= (0.4x+25)8

       

                    y′(x)-?

             

                  y′(x)-?

   

               y′(x)-?

     

          y′(x)-?

     

             y′(x)-?

y=-2tg x+x3

                 y′(x)-?

      y=sin 3x+cos5x

              y′(x)-?

y=(6x-9.5)5

              y′(x)-?

y= f/ ( x)

Правильные ответы.

 

        y′(x)=3.2(0.4x+25)7

     

   

     

       y′(x)=6x5-6x

   

   

    y′(x)=3cos3x-5sin5x

     y′(x)=30(6x-9.5)4

Неправильные ответы

y′(x)=7(0.4x+25)7

y′(x)=5x4-3

y′(x)=cos3x-sin5x

y′(x)=5(6x-9.5)2

Карточка № 3.

y′(x)-?

у = (3х-10)5

                      y′(x)-?

      + 4 х 8

                 

          y′(x)-?

   

       

           

               y′(x)-?

     

            у=

             

                y′(x)-?

         

        у= х ( х2 – 7х)

           y′(x)-?

y= 3 ln x + x

     

                 y′(x)-?

    y= sin 2x + cos5x

         

              y′(x)-?

y=(6x+0.5)4

 

                  y′(x)-?

Неправильные ответы

.

   y′(x) = 3 sin

     

   y′(x)=5 (3x- 10)5

     

       y′(x) =  + 4x7

     

 y′(x) = -2cos (2x +  )

            

       y′(x)=

    y′(x)=3x2 - 7

      y′(x) =   + x

       y′(x)=cos2x-sin5x

       y′(x)=4(6x+0.5)3

Правильные ответы

   y′(x) = - sin

     

   y′(x)=15 (3x- 10)4

     

       y′(x) =  + 32x7

     

 y′(x) = 2cos (2x +  )

            

       y′(x)=

    y′(x)=3x2 – 14х

       

     y′(x) =  + 1

       y′(x)=cos2x-sin5x

       y′(x)=4(6x+0.5)3

график

           у = f (x)

  1. Из истории дифференциального исчисления
  1. В 1679 году этот учёный  находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений. (Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук)

  1. И вот в 18 веке величайший математик ….создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.

(Ферма Пьер (1601—1665), французский математик. Математика всегда оставалась для Ферма лишь хобби, и тем не менее он заложил основы многих её областей — аналитической геометрии, исчисления бесконечно малых, дифференциальных уравнений, теории вероятностей).

-Кто эти учёные?

Слайд 11. Задание: Найти экстремумы функции.

 1 группе

1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3

2) y = 2х - x²

3) y = x/4 + 9/x

5) y = x – х4/4      

7) у = х³-6х²

   хmax=1

хmax=-6

хmin= 6

хmax=-1

хmin= 5

хmax=0

хmin= 4

  хmax= 2

Й

Л

Э

Р

Е

2 группе

1) y =2 x3 + 3x2 - 12x +5

2) y = 3x² - 4х

3) y = x/4 + 4/x

5) y = 8x – х4/4

7) у = х³+ 3х²

хmax=1

хmax=-2

хmin= 0

хmax=-2

хmin= 1

хmax=-4

хmin= 4

хmax=-2

М

А

Ф

Р

Е

3 группа работает по карточкам-инструкциям

  1. Гимнастика для глаз
  2. Литературная страница

Слайд 12. Первая  женщина математик С. В. Ковалевская сказала:

« Математик  должен быть поэтом в душе». И, следуя ее словам, мы на нашем уроке откроем литературную страничку «Графики функций – пословицы». Подберите к графикам функций, изображенных на слайдах, пословицы, которые раскрывают суть процессов функции:

14

1213

  1.  

                 

             

"Как аукнется, так и откликнется".

"Повторение - мать учения".

"Любишь с горы кататься, люби и саночки возить»

  1. Лабораторная работа  (самопроверка ). Построить графики функции.

  1. Итоги урока.
  1. Рефлексия.

  1. Домашнее задание : «Проверь себя!» (стр288)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс

Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....

Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и п...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)

Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....

Метод. разработка по теме «Выпуклость и вогнутость функции. Исследование функции с помощью производной и построение графиков этих функций».

Метод. разработка  по теме «Выпуклость и вогнутость функции. Исследование функции с помощью производной и построение графиков этих функций»....

Разработка открытого урока "Исследование функции с помощью производной"

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме "Исследование функций с помощью производной"...