Вселенная - далёкая и близкая. Планирование элективного курса по астрофизике. 11 класс. Базовый уровень.
элективный курс по астрономии (11 класс) на тему

Апрельская Валентина Ивановна

В данной публикации я предлагаю планирование учебного материала по астрофизике для элективного курса "Вселенная - далёкая и близкая".11 класс. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Педусмотрено выполнение обучающимися творческих и практических заданий, ночные наблюдения звёздного неба. Необходимо  при изучении тем максимально использовать законы физики, решать астрофизические задачи ( по выбору учителя) из сборника задач по астрономии Воронцова - Вельяминова Б.М. для средней школы и из сборника задач по астрономии Дагаева В,В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planir.vselennaya-_dalyokaya_i_blizkaya.docx129.9 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

по астрофизике в 11классе.

Базовый уровеньH:\ф о т о   к   физике\планеты,КОСМОС,ПОЛЁТЫ,ФАНТАСТИКА\2411-untitled.jpg

Вселенная – далёкая и близкая.

(1 час в неделю, всего 36 часов)

Тематическое планирование учебного материала

на 2013-2014 учебный год.

Разработчик: Апрельская Валентина Ивановна,

учитель физики МБОУ «СОШ № 11» высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования Российской Федерации

Учебно - тематический план элективного курса

 «Вселенная – далёкая и близкая»

Темы разделов программы

Число часов

Наблюдения

Раздел 1

Тайны звёздного неба

11

№1

Раздел 2

Земля и Луна

5

Раздел 3

Солнце и его семья

7

№2

Раздел 4

Мир звёзд

3

№3

Раздел 5

Мир галактик

2

№4

Раздел 6

Космос и человек

6

Итого: 32 часа + 4 часа наблюдения

 

№ урока

Тема урока

Тип, методы занятий

Методическое обеспечение

Домашнее задание

Раздел 1. Тайны звёздного неба ( 11часов)

1/1

Пространственно – временные масштабы Вселенной

Информационно – развивающий. Эвристическая беседа, наглядные, практические

Видеофильм: «масштабы Вселенной», презентация

 Составить и выучить ОК № 1.

2/2

Задачи астрономии на различных исторических этапах, включая современный.

Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа с презентацией.

Презентация по теме: «Этапы развития астрономии»

Подготовить видео сообщения по теме.

Вечернее наблюдение №1 «Общее знакомство со звездным небом» . Суточное вращение неба. Основные созвездия и наиболее яркие звёзды. Определение сторон горизонта и примерной географической широты по полярной звезде

3/3

Знаменитые астрономы и их открытия (Фалес, Анаксагор, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Аристарх, Эрастофен, Птолемей, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер)

Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические, Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа.

Видео сообщения, биографические ролики о Копернике, Галилее, Браге, Кеплере, CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

Подготовить видео сообщения по теме следующего урока (опережающие индивидуальные задания)

4/4

Связь астрономии с другими науками

Изучение нового .Беседа с презентацией.

Видеоролики

Индивидуальные

задания по подготовке видео-сообщений

5/5

Созвездия. Ориентирование по сторонам света.

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем. Практическая работа, индивидуальная.

Словесные, наглядные, практические

Презентация по теме, Звездная карта, ПКЗН, видео «Созвездия», фотографии участков неба, список созвездий. CD- «Red Shift 5.1». Приложение №9. ШАК. Телескоп. CD-Большая энциклопедия, CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

Легенды о созвездии – найти.  Составить ОК №2

6/6

Изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года.

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

Звездная карта (атлас), ПКЗН, модель небесной сферы, фотография околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD- «Red Shift 5.1».

ОК № 3. Подготовить видео-сообщение, презентацию по теме

7/7

Звездные карты. Атласы. ПКЗН

Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная.

Звездная карта (атлас), ПКЗН, модель небесной сферы, модель горизонтальных и экваториальных координат. CD- «Red Shift 5.1». Видеофильм «Астрономия» (ч.1).

ОК № 4., повторить  работу с картой звёздного неба

8/8

Способы определения географической широты. Вид звёздного неба на различных широтах

Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная.

Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта. ПКЗН. CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

ОК № 5.

9/9

Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики телескопов разных систем. Спектральный анализ

Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная.

Презентация по теме Глобус Земли, Видео «Крупнейшие астрономические Обсерватории» Теодолит. Телескоп. CD- «Red Shift 5.1», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

ОК № 6. Подготовить видео – сообщение по теме.

10/10

Основы измерения времени. Солнечные сутки. Всемирное время, Исчисление времени в РФ.

Изучение нового. Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Практическая работа, индивидуальная.

ПКЗН, маятниковые и солнечные часы, метроном, секундомер, кварцевые часы Глобус Земли.

Повторить тему. Подготовить творческую работу «История календаря», кроссворд.

11/11

Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль.

Комбин. Урок. Беседа с презентацией. Объяснительно – иллюстративные,  повторение и обобщение знаний. Контроль знаний .

Календари. Презентация по теме. Разноуровневые тесты

КР №1 

Раздел 2. Земля и Луна.   (5 часов)

1/12

Земля как планета

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

Видео: «Наша планета Земля». CD- «Red Shift 5.1», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии», теллурий, глобус.

ОК №7. Подготовить видео-сообщение

2/13

Система «Земля – Луна» Причины возникновения приливов и отливов.

Лунный глобус.

Изучение нового. Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические

Видеофильм: «Причины возникновения приливов и отливов.»

CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

ОК № 8.

3/14

Природа Луны.

Комбин. Урок. Беседа с презентацией. Объяснительно – иллюстративные

Глобус Луны, карты Луны, фотографии, видеофильм: Луна

Индивидуальные задания

4/15

Периоды и фазы Луны.

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические. Практическая работа, индивидуальная.  

Прибор солнечно-лунных затмений. Видеоролики и видеофильмы о Луне

ОК № 9.

5/16

Видео урок: « Луна. Секретная зона.»

Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа.

Видеоролик по теме урока

 повторение и обобщение знаний-индивидуальные задания

Вечернее наблюдение №2 «Наблюдение Луны и планет в телескоп»

Раздел 3. Солнце и его семья (7 часов)

1/17

Солнце как звезда Строение солнечной атмосферы (фотосфера, хромосфера, корона)..

Видео урок. Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа.

Видеоролик по теме урока: «Солнце»

ОК № 10. Подготовить видео-сообщение

2/18

Солнце как звезда Источник энергии и внутреннее строение Солнца. Солнечная активность, солнечно-земные связи

Изучение нового Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Изучение нового.

. Д/ф «Солнце и жизнь Земли»,

ОК № 11. Подготовить видео-сообщение

3/19

Планеты земной группы

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

 К/ф «Планетная система» (ч.1). ПКЗН. CD- «Red Shift 5.1», видеофильм: «Планеты земной группы»

ОК № 12. Подготовить видео сообщение

4/20

Видео урок: «Планеты земной группы»

Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа.

Видеоролик по теме урока: «Планеты земной группы»

Индивидуальные задания

5/21

Планеты – гиганты

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические.

CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

ОК № 13. Подготовить презентацию по теме.

6/22

Видео урок: «Планеты – гиганты»

Изучение нового. Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа.

Видеоролик по теме урока: Планеты – гиганты»

повторение и обобщение знаний-самостоятельно

7/23

Астероиды и метеориты Кометы и метеоры Болиды, метеорные потоки, порождаемые кометами.

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические, повторение и обобщение знаний. Контроль знаний .

Видеофильм: «Малые тела Солнечной системы», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». Разноуровневые тесты

Выполнить контрольную домашнюю работу

Дневное наблюдение №3 «Наблюдение Солнца в телескоп»

Раздел 4. Мир звёзд. (3 часа)

 1/24

Звёзды, их основные характеристики:цвет, температура (закон Вина), спектр и химический состав, светимость, размер, масса, плотность звезд.. Внутреннее строение и источники энергии

Комбин. Урок Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические.  . Объяснительно – иллюстративные. Практическая работа, индивидуальная.

Видеоролик по теме урока, презентация: «Звёзды, их основные характеристики»

ОК № 14.

2/25

Классификация и эволюция звёзд. Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

Видеоролик по теме урока: «Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды»

ОК № 15. Подготовить презентацию

3/26

Белые карлики, нейтронные, чёрные дыры

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».

Индивидуальные задания 

Раздел 5. Мир галактик (2 часа)

1/27

Наша Галактика. Млечный путь. Состав Галактики: звезды, скопления и их виды, туманности и их виды, лучи, поля, газ и пыль. Строение и вращение Галактики. Положение Солнца в Галактике.

Изучение нового Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические.  

Видеоролик по теме урока: «Наша Галактика.»

Кроссворд, Реферат, презентация. Повторение и обобщение знаний..

2/28

Галактики во Вселенной. Ближайшие галактики. Типы, состав и структура галактик. Квазары

Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические.  Контроль знаний

CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». Разноуровневые тесты.

Выполнить контрольную домашнюю работу

Вечернее наблюдение №4 «Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик»

Раздел 6. Космос и человек (6 часов)

1/29

Метагалактика Гипотеза «горячей Вселенной»,

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

Видео, «Мультимедиа библиотека по астрономии»

Подг.презентацию

2/30

Космология, реликтовое излучение. Скрытая масса.

Изучение нового ч/з беседу и постановку  проблем.

Словесные, наглядные, практические

Видеоролик по теме урока: «Космология, реликтовое излучение. Скрытая масса.»

Подготовить видео сообщение

3/31

Происхождение и эволюция звезд и галактик. Большой взрыв и его особенности. Зарождение жизни.

Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические. Изучение нового.

Таблицы: диаграмма «спектр- светимость», наша Галактика, Д/ф «Происхождение и развитие небесных тел».

Творческая работа по теме

4/32

Видео урок: «Большой взрыв»

Творчески – репродуктивный. Эвристическая беседа.

Видеоролик по теме урока: «Большой взрыв»

Индивидуальные задания

5/33

Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций.

Комбин. Урок. Объяснительно – иллюстративные

Фотографии НЛО из газет, журналов, радиотелескопов Наши послания (видео).

Индивидуальные задания

6/34

Изучение человеком ближнего и дальнего космоса Космические аппараты, спутники, телескопы на орбите

ККР,  Беседа с презентацией.

Информационно – развивающий. Словесные, наглядные, практические

Разноуровневые тесты

Творческая работа по теме.

Итого: 34часа, 4 часа наблюдений, 4 часа практических работ, 4 контрольных .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)

Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год3 часа в неделю, 102 часа в годуУчебник "Алгебра. 8 класс" в 2-х частях под ред А.Г. Мордковича, М: Изд. ...

Планирование учебного материала курса "Геометрия", 8 класс (базовый уровень)

Планирование учебного материала курса "Геометрия", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год2 часа в неделю, 68 часов в годуУчебник "Геометрия. 7-9 класс", М: Изд. "Просвещение", 2006 г....

Рабочая программа по элективному курсу ( 8кл , русский язык, базовый уровень)

Элективный курс " Это непростое простое предложение"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Начальный курс география 6 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса

Рабочая программа  элективного курса  «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс базовый уровень

Изучение элективного курса «Математика: избранные вопросы» для  10-11 классов ориентировано на использование учебного комплекта «Я сдам ЕГЭ! Математика. Модульный курс: базовый ...