урок биологии в 6 классе "Биоценоз"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Авторский урок по теме биоценоз с использованием ИКТ. Урок разработан с использованием регионального материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_biologii_v_7_klasse.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе. Тема «Биоценоз»

Сквозь      сеть     алмазную      зазеленел     восток.

Вдаль      по     земле    таинственной   и   строгой,

Лучатся              тысячи      тропинок      и    дорог.

    О,   если   б   нам  пройти  чрез мир  одной дорогой!

Все видеть, все принять, все знать, все пережить,

 Все   формы,   все  цвета  вобрать  в  себя глазами,

Пройти    по    всей    Земле   горящими   ступнями,

                                                                                                  Все   воспринять и снова воплотить.

М.Волошин

Учитель: Я начала урок со слов М.Волошина. Вдумайтесь «Все видеть, все понять, все знать». И действительно, где бы мы ни были, нас окружают не только деревья, трава и кустарники, из-за каждой ветки за нами наблюдают тысячи внимательных глаз. И как- бы спрашивают: Кто ты человек? С чем ты пришел в наш дом- с добром или злом? Что ты знаешь о нас? Ведь чтобы любить природу, нужно знать ее, понимать ее язык. Вот и вы уже начали знакомство с представителями животного мира, которых можно встретить совсем рядом. Вглядитесь в каплю воды, осторожно пройдитесь по знакомому лесу – и перед вами откроется величественный спектакль, под названием «Жизнь на Земле».

На предыдущих уроках вы уже ознакомились со средами обитания животных и формами взаимоотношений между ними.  Повторим некоторые понятия из этой темы.

Итак, внимание! На интерактивной доске представлены два задания:

Задание №1

Соотнесите животных, по средам их обитания

           Среды:                                            Организмы:

Водная среда                                                   кит,  лиса, землеройка аскарида, тетерев

Организм, как среда                                       крот бычий цепень, окунь,   кальмар,                                                                      

Наземно-воздушная среда                           грач, дождевой червь

Почвенная среда        

Задание №2

Запишите примеры видов животных, для которых характерны следующие формы взаимоотношений:

СИМБИОЗ - …

КВАРТИРАНСТВО – …

ХИЩНИЧЕСТВО – …

ПАРАЗИТИЗМ – …

КОНКУРЕНЦИЯ – …

(для работы с заданиями к доске) вызываются двое учащихся. В это время с классом проводится компьютерное тестирование.

Вопросы теста:

Выберите правильное утверждение.

  1. Все животные приспособлены к условиям среды, в которой они обитают.
  2. По внешнему облику животного можно определить условия его обитания.
  3. Приспособленность животных к условиям Среды выражена только во внешнем строении.
  4. Чем меньше размеры животного, тем больше территории занимают эти животные.
  5. Волки и лисицы конкурируют между собой из-за пищи.
  6. Между собакой и блохой существует симбиоз.
  7. Квартиранство существует между воробьем и его птенцами.
  8. Если возрастает численность жертв, то численность хищников намного увеличивается и далее не снижается.

Результаты компьютерного тестирования выставляются в журнал.

Затем заслушиваются ответы учащихся, работавших у доски.

Ответы оцениваются.

Учитель: Тему сегодняшнего урока узнаем, если вы правильно ответите на мои вопросы. А ваши ответы мы занесем в ячейки.

Итак, внимание!

 Вопрос №1: Образ жизни, который ведут многие насекомые, питаясь остатками пищи, после других, более крупных видов.

Вопрос №2: Тип взаимодействия организмов, о котором Дж. Свифт писал:

Под микроскопом я открыл, что на блохе

Живет блоху, кусающая блошка.

На блошке той – блошинка - крошка.

В блошинку -же вонзает зуб сердито

Блошиночка…и так id infinito (т.е. до бесконечности)

Вопрос №3: Животное, в теле которого поселяются паразиты.

Вопрос №4: Отношения между организмами, которые близки в своих потребностях, но имеют ограниченные возможности к их удовлетворению.

Вопрос №5: Взаимоотношения хищников с их жертвами.

Вопрос №6: Как можно назвать взаимоотношения между рыбой прилипалой и акулой.

Вопрос №7: Потенциальный враг для зайца

Вопрос №8: Взаимовыгодные отношения между животными.

н

а

х

л

е

б

н

и

ч

е

с

т

в

о

п

а

р

а

з

и

т

и

з

м

х

о

з

я

и

н

к

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

х

и

щ

н

и

ч

е

с

т

в

о

к

в

а

р

т

и

р

а

н

т

с

т

в

о

в

о

л

к

с

и

м

б

и

о

з

На все вопросы вы дали правильные ответы и получили новое ключевое слово «биоценоз», которое определяет тему сегодняшнего урока.

Итак, откройте тетради, запишите тему урока БИОЦЕНОЗ.

Что же означает слово «биоценоз»? Это слово образовалось от двух греческих:

БИО       +    ЦЕНОЗ

жизнь            общий

Сформулируем  более подробное определение  термина «биоценоз»:

Биоценоз - это совокупность микроорганизмов, растений и животных, населяющих участок Среды обитания, непрерывно развивается и характеризуется определенными отношениями, как между составляющими, так и с окружающей его средой.

О самых простых формах взаимодействия вы уже узнали в раннем детстве, из сказок которые рассказывали вам бабушки, папы и мамы. Тогда вы еще не знали термина «биоценоз».

Вспомните: волк съедает семерых козлят, хитрая лиса выманивает и уносит в лес петушка, обманщица коза говорит, что за весь день съела только один кленовый листочек.

Какие еще примеры из других сказок вы можете привести?

- Варианты ответов учащихся.

Учитель: Итак, из всего сказанного можно сделать вывод: самое простое взаимодействие «кто кого ест», или более научно это называется «цепи питания». Но бывают и более сложные связи между организмами. Приведу такой пример:

Попробуйте объяснить такую связь: Чем больше в сельских районах Англии живет любителей кошек, тем больше молока дают молока коровы.

- Варианты ответов учащихся

Учитель: Если быть более точными, то связь между этими явлениями обнаружил английский биолог Ч.Дарвин. Он выяснил, что кошки, поедая мышей, увеличивают численность шмелей (т.к. мыши поедают личинок шмелей). Шмели в свою очередь опыляют клевер. А если много клевера, основного корма коров, тем больше удой молока.

В этом примере можно увидеть более сложные связи:

1. Шмели получают пищу от цветков клевера, но приносит пользу, опыляя их

        Насекомое - Растения

2. Кошки, уничтожая мышей, приносят пользу шмелям.

Но такие сложные отношения складываются не только между домашними животными, но и в дикой природе. Например: животными, живущими в реке, озере, лесу.

И сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик, кадры которого показывают красоту леса.

(Просмотр видеоролика)

Комментарии учителя на фоне ролика: Повсюду на земном шаре существует жизнь в той или иной форме. Даже в живой изгороди вокруг дома можно обнаружить множество живых существ. И тот, кто внимательно наблюдает, может увидеть даже крошечных личинок – надо только уметь видеть.

Учитель (после завершения просмотра): Какие организмы вы увидели в лесу?

- Варианты ответов учащихся

Учитель: Как же эти животные связаны между собой? Для объяснения этой связи существует научная основа. И рассмотрим связи между организмами на примере малой части лиственного леса, представленной на схеме (для заполнения схемы и создания конечной картинки целесообразно и удобно использовать интерактивную доску) и состоящей из дуба, орешника и их обитателей. Наша задача: заполнить недостающие звенья в цепях питания этих организмов. На схеме указаны ключевые звенья питания:

1.Дуб,   2. Орешник,   3. Белка,   4. Кабан,   5. Сова,   6. Дятел.

Итак, ДУБ – дом белки, которая питается:

а. желудями (плодами дуба);

б. орехами (плодами орешника).

Учитель: Давайте вспомним, чем еще может питаться белка?

Ученик: грибами. (Ученикам предлагается заполнить поле рисунка - схемы элементами цепи питания белки).

Учитель: Итак, мы рассмотрели все варианты питания белки. В тоже время и  белка приносит пользу орешнику и дубу. Известно, что белка собирает орехи и делает запасы на зиму. Когда она несет орех или желудь в свою кладовую, то может уронить его. Если орех упал в удачном месте, он прорастет, таким образом, если бы не белка - орехи бы росли в меньшем количестве.

Рассмотрим второе ключевое звено цепи питания - это кабан. Пищей для кабана являются желуди (заполним на схеме пищевую цепь кабана).

А теперь обратим внимание на сову. Она является третьим ключевым звеном в схеме. Что является кормом для совы?

Ученик: мыши

Учитель: А что едят мыши?

Ученик: Семена растений, зерно.

Учитель: Получилась еще одна пищевая цепь.

ЗЕРНО      –     МЫШЬ     –     СОВА

И последнее звено – ДЯТЕЛ

Дуб – место жительства дятла. В коре дуба - жуки откладывают личинки, которые являются пищей для дятла.  Жуки же питаются листьями, корой дуба. После того как эти организмы отмирают за работу берутся почвенные черви (заканчиваем работу со схемой, заполнив все элементы цепей питания.

Итак, мы рассмотрели четыре цепи питания, и поняли, что в начале каждой цепи находятся те или иные растения, поскольку только они способны создавать органические вещества из неорганических элементов природы. Нужно отметить, что биоценозом являются не только естественные сообщества, но и созданные человеком поля, сады, огороды, водохранилища. Познакомимся с биоценозом водоема (видеоролик).

Учитель: Какие приспособленности живых организмов к водной среде вы можете назвать?

Ученик: варианты ответов

Учитель:Чем биоценоз водоема отличается от биоценоза леса?

Ученик: варианты ответов

В каждом биоценозе различают три группы организмов?

Производители органических веществ;

Потребители (растительноядные или хищники);

Разрушители (почвенные черви и бактерии). И, как мы с вами убедились, все они между собой взаимосвязаны.

Общение с природой доставляет нам радость. Человек не перестает восхищаться ее  поразительными творениями: животными, растениями, ландшафтами. Достойна восхищения и природа нашего края. Иннам, как жителям Мордовии было бы не безынтересно узнать, какие ландшафты и биоценозы присущи мордовскому краю. Внимание на экран (видеосюжет).

Какие биоценозы представлены в видеоролике?

Ученик: варианты ответов

Каждый из биоценозов должен находиться в экологическом равновесии. Но вы только что услышали, что человек влияет на биоценозы, а это может привести к гибели системы или неожиданным ее изменениям. О том, в каком состоянии находятся биоценозы Мордовии я попросила рассказать ведущего специалиста, доцента кафедры экология МГПИ имени М.Е.Евсевьева А.С.Лапшина (видеосюжет).

Да, человек меняет природу, часто не задумываясь о последствиях своей деятельности. В теории Ч.Дарвина  «О происхождении видов» говорится: «существование мира животных организмов не абсолютно, а относительно и осуществляется только в определенных условиях Среды, к которым приспособился и в которых живет данный организм. Изменились условия, и то что было целесообразным, стало не целесообразным». С исследовательской группой нашей школы мы обследовали окраину г. Рузаевки Левженский лес. И вот что мы увидели.

(видеосюжет обгорелого участка леса)

Учитель: Не затушенный костер или, может быть, брошенный окурок явились причиной этого пожара в лесу. Обгорелые деревья, выжженная земля.… Глядя на эти кадры, о красоте природы  говорить не приходится. И сколько времени нужно, чтобы здесь вновь зашумели леса, запели птицы. Другой пример - щебеночный карьер. Человек вывел из-под контроля природы необходимые для деятельности городского хозяйства строительные материалы. Одновременно с этим появляются отвалы пустых пород, горы мусора. Нарушен биоценоз, и никакой искусственный биоценоз не может восстановить утерянную красоту природы. Какими действиями человека нарушается равновесие в том или ином биоценозе?

Ученики: Вырубка лесов ведет за собой обмеление рек и тем самым может снизить урожай на полях

- Заводы без должной очистки выбросов из труб снижают продуктивность фотосинтеза деревьев на десятки километров.

- Многие реки, куда идет сброс промышленных стоков, превращаются в сточные канавы с ядовитой водой, не пригодной для жизни водных организмов (нарушается естественный биоценоз) и нельзя ею пользоваться человеку.

- Ядохимикаты убивают не только вредителей, но и полезных животных на полях и в лесах

Учитель: И поэтому человек должен не только преобразовывать, но и сохранять; не только тратить, но и сберегать; не только брать, использовать, но и одаривать обогащать восполнять природу завоеваниями человеческой культуры.

Ведь на живой планете по имени «ЗЕМЛЯ» все взаимосвязано и взаимозависимо. Мы все едины. Мы едины с окружающей природой. Мы едины друг с другом.

Природа   милая,   тебе  одной я внемлю

Ты   подарила   мне  и  небеса, и   землю

Твоим помощником я буду век за веком

Лишь от того, что я родился человеком.

Приложение.

Новые образовательные технологии.

Наша школа – МОУ СОШ №8 Рузаевского муниципального района с  2006 года является республиканской экспериментальной площадкой по формированию информационно- образовательной среды школы. Так как моя основная должность - заместитель директора по НМР, то соответственно занимаюсь реализацией программы эксперимента. Заинтересовавшись этой проблемой, осуществляю активное  внедрение ИКТ и на уроках биологии, а во внеурочное время осуществляю дистанционное обучение школьников.

Для учащихся 6 классов с повышенной мотивацией к изучению биологии реализую дистанционный проект «Клуб «ПОЧЕМУЧЕК»». Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Включение школьников  в ДО, в процесс диагностирования и оценивания процесса и результатов обучения на основе рефлексии своих действий способствует возникновению у учащихся положительной внутренней и внешней мотивации учения.

При дистанционном обучении проблема дифференциации приобретает свою актуальность значительно в большей мере. Именно поэтому курс «Клуб «ПОЧЕМУЧЕК»» начинается со знакомства с учащимися и с тестирования на определение уровня понятийного аппарата по биологии. С учетом результатов тестирования педагог я строю всю тактику развивающего обучения каждого учащегося и формирую группы сотрудничества.

Курс рассчитан на учащихся 6 классов и реализует биологическое направление. Данный дистанционный курс основан на педагогических положениях, которые можно сформулировать следующим образом:

1.В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

2. Ученик учится самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; учится работать с этой информацией, используя различные способы познавательной деятельности, и имеет при этом возможность работать в удобное для него время.

3.Приобретение знаний носит активный характер, причем обучаемый с самого начала вовлекается в активную познавательную деятельность, предусматривающую применение знаний для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

4. Организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательские, проблемные методы.

Контроль и учет знаний и умений учащихся

 Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Результаты тестирования фиксируются в таблице. Наряду с тестированием участники этого проекта будут принимать участие в школьной олимпиаде по биологии.

         Оценивание работ

Критерии оценки знаний учащихся определяются в соответствии с нормативом, установленным департаментом образования:

  • отлично: 0% ошибок;
  • хорошо: до 50% ошибок;
  • удовлетворительно: от 50 до 75% ошибок;
  • неудовлетворительно: более 75% ошибок.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня развития учащихся в сравнении с исходными данными
  • выявление и устранение причин неудачных результатов обучения
  • формирование у школьников положительных установок
  • возникновение у учащихся положительной внутренней и внешней мотивации учения
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора
  • развитие творческого и логического мышления учащихся

В среднем звене разработала и апробирую дистанционный проект "ОЛИМПИАДНИК" Проект построен на основе модели кейсовой технологии дистанционного обучения.

В основу проекта положена самостоятельная работа учащихся по изучению различных материалов (кейсов), не входящих в учебный курс «Биология». При этом любой кейс  является завершенным программно – методическим комплексом, где все элементы связаны в единое целое: материалы для знакомства с теорией; практические задания; дополнительные и справочные материалы.

Проект по биологии "Олимпиадник" ориентирован на учащихся 9-11-х классов, являющимися участниками предметных олимпиад по биологии.

Форма организации занятий

Организация занятий по каждой теме проекта осуществляется по схеме:

  1. Назначается день и время консультации для учащихся.
  2. Учащиеся получают материалы, содержащие теорию по теме, список дополнительной литературы, практическое задание, размещенные на страницах сайта учителя в сети Интернет
  3. Учащиеся самостоятельно работают с теорией, дополнительными источниками информации по теме, отвечают на проблемные вопросы.
  4. Учащиеся сдают свое решение на проверку учителю и получают новые теоретический материал и задания по теме.
  5. Далее: повторение этапов 2) – 4) внутри каждой темы

При необходимости ученик получает консультацию учителя.

Теоретический материал, задания, ответы к заданиям, результаты выполнения тесовыхзаданий конкретными учениками, их рейтинг размещается на страницах сайта

Планируемые результаты проекта

Использование дистанционной технологии обучения позволяет развить у учащихся познавательные навыки и способность к самообразованию; способность ориентироваться в современном информационном пространстве; целеустремленность и настойчивость; способность взять на себя инициативу и ответственность; критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

По мере выполнения учащимися заданий составляется рейтинг участников проекта, который позволяет выявить одаренных и творчески мыслящих учеников, стремящихся к развитию собственных способностей, к совершенствованию навыков самостоятельного получения знаний.

По результатам выполненных заданий составляется таблица (табл.1), которая размешается на страницах сайта.

№ п.п.

Ф.И.О. ученика

Самостоятельная работа учащихся

Итого

Рейтинг

Программирование линейных алгоритмов

Программирование ветвящихся алгоритмов

Программирование циклических алгоритмов

Работа с массивами

Обработка строк

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Табл.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...


 

Комментарии

Коллега! Очень понравился кроссворд и урок "Антропогенез"! Людмила Александровна, у вас в тезисах к уроку написано "имеется презентация". Как её посмотреть?
Руднев Алексей Николаевич

Татьяна Станиславовна, чтобы посмотреть презентацию необходимо скачать файл полностью- презентация в архиве.