Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс
план-конспект урока биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс
Цель:
1 .Разъяснить значение крови в организме человека, знать состав крови,
функции её форменных элементов. 2.Развивать умения самостоятельной познавательной деятельности
учащегося, интерес к изучению данного предмета, через тему «Кровь». 3.Формировать чувство ответственности за своё здоровье.
Оборудование: Таблица «Ткани», микропрепарат «Кровь человека», микроскоп, видеофильм «Кровь».
ХОД УРОКА.
Основное содержание урока:
1.Кровь - жидкая соединительная ткань.
2.Функции крови.
3.Состав крови.
4. Функции форменных элементов крови.
I. Организационный момент.
Иметь:!. Знания о значении крови в организме человека.
- Знания о составе крови.
- Знания о функции форменных элементов крови. Уметь:!. Самостоятельно работать с учебником, с дополнительной
информацией.
- Уметь работать с микроскопом.
- Анализировать и делать выводы.
П. Изучение новой темы.
1. Рассказ учителя о крови.
Как только возникли многоклеточные организмы, пред ними встала проблема переноса веществ из одной части организма в другую. Растения научились справляться с этой задачей при помощи проводящих тканей -древесины и луба. Примитивные многоклеточные животные - губки и кишечнополостные - обходятся без проводящей системы. В их организмах клетки, отвечающие за питание, располагаются рядом с клетками, потребляющими питательные вещества.
В этом случае нужные вещества переносятся через мембраны соседних клеток.
У высших животных транспорт питательных веществ осуществляет жидкая соединительная ткань - кровь.
2. Рассказ учителя - «Функции крови» с использованием слайдов - рисунки
«Важнейшие функции крови».
Кровь решает в организме функции. Прежде всего, циркулируя по сосудам, она переносит вещества от одних органов и клеток к другим.
Из этой транспортной функции вытекают все остальные:
Кровь - кормилец организма: она обеспечивает клетки питательные вещества.
Кровь - великий чистильщик: уносит из органов и тканей - конечные продукты обмена веществ/мочевая кислота.
Кровь - бесперебойный кондиционер. Нагреваясь в органах, выделяющих тепло (печень, кишечник, мышцы), она в то же время охлаждает их, а тепло отдаёт там, где энергия расходуется (головной мозг, лёгкие).
Кровь - «хранитель устоев»: она поддерживает постоянство внутренней среды организма.
Кровь - защитник организма: содержащиеся в ней клетки и биологически активные вещества, борются с болезнетворными микроорганизмами и генетически чуждыми молекулами. 3.Задание учащимся. Заполните таблицу:
«Функция крови».
Функция | Её сущность. |
1. Дыхательная | Перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким. |
2.... | |
3. ... | |
4.... |
4. Рассказ учителя.
Кровь составляет 6-8% массы тела, у взрослого человека примерно 4,5-6 литров.
Давайте, определим, сколько литров крови содержится в организме человека, вес которого составляет 47кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от веса тела, а удельный вес крови равен 1,06г/см3.
Решение: Если вес человека 47кг, то на долю 1% крови приходится 47 : 100 = 0,47кг, следовательно; 7% крови будет составлять 0,47 7 = 3,29кг
Полученную цифру (вес крови) переводим в объёмные единицы. Для этого можно использовать формулу, известную учащимся из курсов физики и химии: т = V ' ё, где - т - масса, V - объём, с! - удельный вес.
Исходя из этой формулы, получаем V = т/ё
V = 3,29кг : 1,06 г/см3 = 3290 г/1,06 г/см3 = 3103см3
Ответ: в организме человека весом 47кг содержится 3 литра 1мл крови.
Работа с микроскопом.
Впечатляющая картина откроется, если взглянуть в микроскоп на тонкую прозрачную плёнку крови лягушка. Видимые глазом тоненькие красные жилки-сосуды превращаются в широкие реки, по которым несётся рой существ - это таинственные «плавцы» - клетки крови.
Теперь рассмотрите мазок крови человека, видны многочисленные красные кровяные клетки - эритроциты, и окрашенные в синий цвет - лейкоциты.
Рассказ учителя.
В XVIII веке стало известно, что кровь состоит из форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и плазма).
Просмотр видеофильма «Кровь».
Вопросы к фильму: 1. Что такое кровь?
- Функции крови?
- Состав крови? Рассказ учителя.
Больше других элементов - эритроцитов (от греческого «эритрос» - красный, «китос» - клетка).
Эритроциты под микроскопом на рыхлые двояковогнутые диски. Такая форма позволяет им проникать в самые узкие капилляры.
Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь».
Вопросы к фильму: 1. Где образуются эритроциты?
- Форма эритроцитов?
- Функция эритроцитов?
- Продолжительность жизни эритроцитов? Вопрос к классу:
Что вы чувствуете, когда подолгу ждёте транспорт и стоите близко к проезжей части улицы? (головокружение, тошнота, болит голова). Это связано с тем, что в составе выхлопного газа, выделяющийся автотранспорта имеется угарный газ. Чистота атмосферного воздуха улучшает дыхательную функцию.
Рассказ учителя.
Когда человек пешком поднимается в горы, эритроциты селезёнки переходят в кровь и принимают участие в транспортировке кислорода в ткани и выведении углекислого газа. Такое физиологическое состояние полезно при занятиях физическим трудом, спортом. Поэтому поднятие в горы пешком, а не на транспорте, очень полезно для здоровья, так как организм при этом обновляется.
Рассказ учителя.
Ещё одной разновидностью клеток в «кровяной реке» белые кровяные тельца - лейкоциты (от греческого «лейкос» - белый, «китос» - клетка).
Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь».
Вопросы к фильму: 1. Строение лейкоцитов?
- Продолжительность жизни лейкоцитов?
- Функция лейкоцитов?
Рассказ учителя.
Среди форменных элементов различают кровяные пластинки - тромбоциты (от греческого «тромбос» - сгусток, «китос» - клетка). Основная миссия -образование тромба при травме.
Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь».
Вопросы к фильму: 1. Какова основная функция тромбоцитов.
Самостоятельная работа учащимся.
Заполните таблицу. В таблице под цифрами (I - IV), обозначающими
названия составных частей крови, запишите цифры (1 — 4) кодирующие их названия.
I | II | III | IV |
I - плазма крови 1 - белые кровяные клетки
II - эритроциты 2 - кровяные пластинки
- - лейкоциты 3 - красные кровяные пластинки
- - тромбоциты 4 - жидкая часть крови Проверить ответы: 1 — 4; II — 3; III — 1; IV — 2. Закрепление.
Итак, мы сегодня с вами рассмотрели тему «Кровь», её функции и состав. Для закрепления новой темы выполним тестовое задание.
Тест. Тема: «Кровь».
1. Внутреннюю среду организма составляют:
а) кровь, желчь, межклеточное вещество
б) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток
в) кровь, лимфа, межклеточное вещество
2. Кровь образована:
а) эпителиальной тканью
б) соединительной тканью
в) железистой тканью
3. Кровь состоит:
а) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов
б) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов
в) из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов
4. В каком из перечисленных органов не образуются элементы крови:
а) в печени
б) в красном мозге
в) в селезёнке
г) в лимфоузлах
д) в жёлтом костном мозге
5. Объём крови в теле человека в среднем:
а) около 5л
б) около 7л
в) около 4л
6. Какую из перечисленных функций не выполняет кровь:
а) транспортную
б) выделительную
в) гуморальную
д) защитную
е) рефлекторную
7. Мозоль - это скопление
а) крови
б) лимфы
в) межклеточные вещества
Домашнее задание: Читать пересказать текст на стр. 108 - 111 (до переливания крови), 111-113, 114.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-234765-1364908261.jpg)
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-245056-1366548490.jpg)
урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408071-1392886654.jpg)
Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав" Программа И.Н. Пономаревой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/27/picture-513158-1469619751.jpg)
урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."
Урок билогии 8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...
Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1272494-1601400390.jpg)
Конспект урока по биологии "Состав и функции крови". 8 кл.
Урок по биологии в 8 классе по теме "Состав и функции крови"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-600986-1425121985.jpg)
"Значение крови и её состав" 8 класс
Конспект урока побуждает ребенка к учебной деятельности, так как он составлен с обращением к ученику и представляет собой инструкцию к действиям. Подходит для самостоятельного изучения учащимся данной...