Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»

Учитель биологии МОУ «СОШ№1 ст.Зеленчукская»,КЧР.

Тагалекова Мадина Идрисовна

 

Цель: углубить и закрепить знания учащихся о многообразии, поведении и образа жизни птиц; развитие интереса к природе и ее изучению, к устному народному творчеству, к чтению дополнительной литературы, умение согласованно работать в команде.

Оборудование: таблица «Класс птицы. Многообразие», рисунки учащихся, выставка книг «Птицы»,  столы сдвинуты по две и расположены полукругом.

Тип урока:игра

Ход игры.

1.Сообщение темы, цели и эпиграфа игры:

«Каким скучным местом был бы мир без птиц»

2.Музыкальное вступление к передаче « В мире животных»

Посмотрит живой

Любознательный глаз.

На то, что другие видали не раз.

Посмотрит и тотчас

примчатся бегом

Сто тысяч вопросов

и сядут кругом

Повсюду загадки

Зачем? Что? И как?

И всюду в конце –

Вопросительный знак

Вопросы…вопросы..

А где взять ответ?

Но лучшего знака

По-моему нет!

 

Первый тур – «Остроглаз»

(Командам раздаются рисунки к каждому заданию. Задание оценивается по следующим условиям: точность, научность обоснования. Задание выполняется  за определенное время.)

 

 

Задание№1. « Ноги, каких птиц изображены на рисунках»

 

(1-стрижа,2-дрозда,3-фазана,5-сокола,6-страус,7-крохаля,8-шилоклювки, 9-аиста,10-фаэтона, 11-лысухи,12-поганки, 13- зимородка)

 

 

 

Задание№2.«У каких птиц  такая форма клюва»

( 1-фламинго,2-колпицы,3-овсянки,4-дрозда, 5-сокола,  6-крохоля,7-пеликан,8-шиликлювка,9-ножеклюва, 10-голубь,11- челноклюва,12-разини,13-тукан,14-аист,15-каравайки,16-стрижа,)

 

 

 

 

Задание№3.«Какие это перья?»

 

 

 

(1. Маховое перо.  2. Контурное перо. 3. Пуховое перо. 4. Маховое перо совы, позволяющее ей бесшумно рассекать воздух.)

 

 

Подведение итогов тура.

Второй тур –« Бей ответом прямо в цель»

(Проводиться в форме « мозговой атаки», которая предполагает молниеносные ответ и точной формулировки.)

1.       У какой птицы самый длинный язык?    (дятел 10-15см)

2.       Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей?        (зимородок)

3.       Какая птица в течение года имеет две разные окраски?         (белые куропатки)

4.       Какая температура тела воробья ниже зимой или летом?              (одинаковая)

5.       У какой птицы все четыре пальца обращены вперед?            (стриж)

6.       Какая птица самая маленькая? (колибри)

7.       Какая птица имеет самый длинный хвост?  (сорока)

8.       У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (иволга)

9.       Какая птица несет название танца? (чечетка)

10.   Какая пицца двигается по стволу и вверх и вниз головой?  (поползень)

11.   Какая птица носит название городов?  (орел, сокол)

12.   Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (гоголь)

13.   Какие птицы имеют ботанические названия? (подорожник, чечевица)

14.   Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?  (тетерева, рябчики, куропатки)

15.   Какая птица выводит птенцов в любое время года? (клест)

16.   Чем восполняют птицы отсутствие  зубов?  (камушки в желудке)

17.   Какая птица самая крупная в мире? (страус)

18.   У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуёй?    (пингвин)

19.   Каких птиц больше всего на земле?               (кур и воробьёв)

20.   Какая птица носит название корабля?                (фрегат)

Подведение итогов тура.

 

Третий тур – « Птицы в русском фольклоре»

(Тур связан с устным народным творчеством, предстоит соревноваться в области знания пословиц и примет. Команды по очереди приводят примеры пословиц и поговорок. Кто больше назовет?, можно включить и загадки.)

 

 

Пословицы:

1.       Птицу узнают в полете, а человека в работе

2.       Цыплят по осени считают

3.       Человек без Родины, что соловей без песни.

4.       Всяк кулик свое болото хвалит.

5.       Годы не птицы улетят – не поймаешь.

6.       Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

7.       Седой как лунь

8.       Заладил как дятел.

9.       Забился как сыч.

10.   Надулся как индюк.

11.   Как с гуся вода.

12.   Вышел сухим из воды.

13.   Синичка не велика, а пицца.

14.   Мала синичка, да ноготок остер.

15.   Гуси летят – на хвосте зимушку ташут.

Приметы:

1.       Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

2.       Ласточка прилетела, скоро гром грянет.

3.       Низко ласточка летает к дождю.

4.       Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

5.       Воробьи перелетают стайками  с места на место  - перед сильным дождем.

6.       Ласточка стучится в окно, будет известие

7.       Куры дерутся - к гостям.

8.       Если птица в дом залетела, к новостям.

9.       Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.

10.   Кто разорит гнездо ласточки - у того появятся на лице веснушки

11.   Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца

12.   Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.

13.   Синичка в окно постучит - будет известие.

14.   Сова близ дома кричит - к новорожденному

15.   Сова близ дома кричит - к новорожденному

Подведение итогов тура.

 

 

Четвертый тур -  «Рассказы-загадки»

(Это задание – проверка наблюдательности. Зачитывается текст, в котором даётся описание привычек и особенностей поведения. По данному описанию назвать птицу.)

 

·         Нелегко молодым птицам, решившим обзавестись собственной женой, « умыкнуть у строгих родителей, выбранную им невесту, отец невесты гонит его прочь и бьет. Остерегаясь, трепки ухаживать юнец начинает издалека, Сначала высмотрит ту, которая ему по сердцу. Потом забывая о её сердитом отце, долго плавает поблизости, принимая гордые позы. Показывает себя храбрым: обитателей озера отгоняет подальше, защищает недосягаемую пока невесту, хотя враги, от которых он её оберегает для неё не опасны. Ему просто надо показать себя удальцом, чтобы пленить избранницу. А главное убедить её отца в своей надежности. После каждой победы плывет к суженой и издает триумфальные звуки. Но если ее отец погонится за ним – « герой поспешно удирает». О каких птицах идет речь?                        (гуси)

·         Танцы для этих птиц не только токовый ритуал, но и просто выражение радости и хорошего настроения. Танцуют парами и всей стаей. Танец стаи таков. Если какая-нибудь птица приглашает партнера на танец, другие окружают их и тоже начинают прыгать. Одни исполняют весь танец, другие делают несколько ленивых прыжков, третьи стоят и смотрят. О каких птицах идет речь?

( журавли)

·         Свадьба у этих птиц в апреле. Почти месяц ухаживания, брачных криков и игр, но результат единственное яйцо. Его встречают с ликованием: радостными криками, поздравляют друг друга. Самка передаёт яйцо самцу с лап на лапы. Уронить нельзя погибнет искра жизни. Самец забирает яйцо не просто, а с церемониями: кланяется, машет крыльями, хвостиком трясет, очень волнуется, не может отвести восхищенного взгляда от яйца, нежно трогает его клювом. О каких птицах идет речь?                 (императорский пингвин)

·         Птенцы этой птицы разновозрастные. Одни уже вылетать собираются, другие едва оперились, а третьи только из яйца вывелись. Родителям трудно было бы прокормить всех птенцов одновременно, если бы они вывелись в один день. Выкармливают птенцов в несколько этапов. Как появятся на свет первые птенцы, самка улетает вместе с самцом на охоту, яйца, отложенные позже, согревают старшие птенцы. А когда младшие выведутся, старшие защищают, отпугивая от некрупных врагов. О каких птицах идет речь?             (сова)

Подведение итогов.

 

Пятый тур – «Лесная газета. Кроссворд»

( Кроссворд – это увлекательный вид развития интеллекта. Среди ряда букв, найти слово – название птицы. Этот вид упражнения развивает зоркость.)

 

Подведение итогов тура.

Подведение итогов игры.

 

Литература:

 

1.Русские народные загадки. Пословицы.  Поговорки. Москва «Просвещение» 1990

2. А.А. Яхонтов Зоология для учителя. Москва « Просвещение» 1985.

3.Энциклопедия для .Биология- 2 том Москва «Аванта+» 1995

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok-_pticy.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»

Учитель биологии МОУ «СОШ№1 ст.Зеленчукская»,КЧР.

Тагалекова Мадина Идрисовна

Цель: углубить и закрепить знания учащихся о многообразии, поведении и образа жизни птиц; развитие интереса к природе и ее изучению, к устному народному творчеству, к чтению дополнительной литературы, умение согласованно работать в команде.

Оборудование: таблица «Класс птицы. Многообразие», рисунки учащихся, выставка книг «Птицы»,  столы сдвинуты по две и расположены полукругом.

Тип урока: игра

Ход игры.

1.Сообщение темы, цели и эпиграфа игры:

«Каким скучным местом был бы мир без птиц»

2.Музыкальное вступление к передаче « В мире животных»

Посмотрит живой

Любознательный глаз.

На то, что другие видали не раз.

Посмотрит и тотчас

примчатся бегом

Сто тысяч вопросов

и сядут кругом

Повсюду загадки

Зачем? Что? И как?

И всюду в конце –

Вопросительный знак

Вопросы…вопросы..

А где взять ответ?

Но лучшего знака

По-моему нет!

Первый тур – «Остроглаз»

(Командам раздаются рисунки к каждому заданию. Задание оценивается по следующим условиям: точность, научность обоснования. Задание выполняется  за определенное время.)

Задание№1. « Ноги, каких птиц изображены на рисунках»

(1-стрижа,2-дрозда,3-фазана,5-сокола,6-страус,7-крохаля,8-шилоклювки, 9-аиста,10-фаэтона, 11-лысухи,12-поганки, 13- зимородка)

карим 005.jpg

Задание№2. «У каких птиц  такая форма клюва» карим 004.jpg

( 1-фламинго,2-колпицы,3-овсянки,4-дрозда, 5-сокола,  6-крохоля,7-пеликан,8-шиликлювка,9-ножеклюва, 10-голубь,11- челноклюва,12-разини,13-тукан,14-аист,15-каравайки,16-стрижа,)

Задание№3. «Какие это перья?»

перья.jpg

(1. Маховое перо.   2. Контурное перо. 3. Пуховое перо.  4. Маховое перо совы, позволяющее ей бесшумно рассекать воздух.)

Подведение итогов тура.

Второй тур –« Бей ответом прямо в цель»

(Проводиться в форме « мозговой атаки», которая предполагает молниеносные ответ и точной формулировки.)

  1. У какой птицы самый длинный язык?    (дятел 10-15см)
  2. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей?        (зимородок)
  3. Какая птица в течение года имеет две разные окраски?         (белые куропатки)
  4. Какая температура тела воробья ниже зимой или летом?              (одинаковая)
  5. У какой птицы все четыре пальца обращены вперед?            (стриж)
  6. Какая птица самая маленькая? (колибри)
  7. Какая птица имеет самый длинный хвост?  (сорока)
  8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (иволга)
  9. Какая птица несет название танца? (чечетка)
  10. Какая пицца двигается по стволу и вверх и вниз головой?  (поползень)
  11. Какая птица носит название городов?  (орел, сокол)
  12. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (гоголь)
  13. Какие птицы имеют ботанические названия? (подорожник, чечевица)
  14. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?  (тетерева, рябчики, куропатки)
  15. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (клест)
  16. Чем восполняют птицы отсутствие  зубов?  (камушки в желудке)
  17. Какая птица самая крупная в мире? (страус)
  18. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуёй?    (пингвин)
  19. Каких птиц больше всего на земле?               (кур и воробьёв)
  20. Какая птица носит название корабля?                (фрегат)

Подведение итогов тура.

Третий тур – « Птицы в русском фольклоре»

(Тур связан с устным народным творчеством, предстоит соревноваться в области знания пословиц и примет. Команды по очереди приводят примеры пословиц и поговорок. Кто больше назовет?, можно включить и загадки.)

Пословицы:

  1. Птицу узнают в полете, а человека в работе
  2. Цыплят по осени считают
  3. Человек без Родины, что соловей без песни.
  4. Всяк кулик свое болото хвалит.
  5. Годы не птицы улетят – не поймаешь.
  6. Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
  7. Седой как лунь
  8. Заладил как дятел.
  9. Забился как сыч.
  10. Надулся как индюк.
  11. Как с гуся вода.
  12. Вышел сухим из воды.
  13. Синичка не велика, а пицца.
  14. Мала синичка, да ноготок остер.
  15. Гуси летят – на хвосте зимушку ташут.

Приметы:

  1. Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
  2. Ласточка прилетела, скоро гром грянет.
  3. Низко ласточка летает к дождю.
  4. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
  5. Воробьи перелетают стайками  с места на место  - перед сильным дождем.
  6. Ласточка стучится в окно, будет известие
  7. Куры дерутся - к гостям.
  8. Если птица в дом залетела, к новостям.
  9. Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.
  10. Кто разорит гнездо ласточки - у того появятся на лице веснушки
  11. Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца
  12. Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
  13. Синичка в окно постучит - будет известие.
  14. Сова близ дома кричит - к новорожденному
  15. Сова близ дома кричит - к новорожденному

Подведение итогов тура.

Четвертый тур -  «Рассказы-загадки»

(Это задание – проверка наблюдательности. Зачитывается текст, в котором даётся описание привычек и особенностей поведения. По данному описанию назвать птицу.)

  • Нелегко молодым птицам, решившим обзавестись собственной женой, « умыкнуть у строгих родителей, выбранную им невесту, отец невесты гонит его прочь и бьет. Остерегаясь, трепки ухаживать юнец начинает издалека, Сначала высмотрит ту, которая ему по сердцу. Потом забывая о её сердитом отце, долго плавает поблизости, принимая гордые позы. Показывает себя храбрым: обитателей озера отгоняет подальше, защищает недосягаемую пока невесту, хотя враги, от которых он её оберегает для неё не опасны. Ему просто надо показать себя удальцом, чтобы пленить избранницу. А главное убедить её отца в своей надежности. После каждой победы плывет к суженой и издает триумфальные звуки. Но если ее отец погонится за ним – « герой поспешно удирает». О каких птицах идет речь?                        (гуси)
  • Танцы для этих птиц не только токовый ритуал, но и просто выражение радости и хорошего настроения. Танцуют парами и всей стаей. Танец стаи таков. Если какая-нибудь птица приглашает партнера на танец, другие окружают их и тоже начинают прыгать. Одни исполняют весь танец, другие делают несколько ленивых прыжков, третьи стоят и смотрят. О каких птицах идет речь?

( журавли)

  • Свадьба у этих птиц в апреле. Почти месяц ухаживания, брачных криков и игр, но результат единственное яйцо. Его встречают с ликованием: радостными криками, поздравляют друг друга. Самка передаёт яйцо самцу с лап на лапы. Уронить нельзя погибнет искра жизни. Самец забирает яйцо не просто, а с церемониями: кланяется, машет крыльями, хвостиком трясет, очень волнуется, не может отвести восхищенного взгляда от яйца, нежно трогает его клювом. О каких птицах идет речь?                 (императорский пингвин)
  • Птенцы этой птицы разновозрастные. Одни уже вылетать собираются, другие едва оперились, а третьи только из яйца вывелись. Родителям трудно было бы прокормить всех птенцов одновременно, если бы они вывелись в один день. Выкармливают птенцов в несколько этапов. Как появятся на свет первые птенцы, самка улетает вместе с самцом на охоту, яйца, отложенные позже, согревают старшие птенцы. А когда младшие выведутся, старшие защищают, отпугивая от некрупных врагов. О каких птицах идет речь?             (сова)

Подведение итогов.

Пятый тур – «Лесная газета. Кроссворд»

( Кроссворд – это увлекательный вид развития интеллекта. Среди ряда букв, найти слово – название птицы. Этот вид упражнения развивает зоркость.)

Подведение итогов тура.

Подведение итогов игры.

Литература:

1.Русские народные загадки. Пословицы.  Поговорки. Москва «Просвещение» 1990

2. А.А. Яхонтов Зоология для учителя. Москва « Просвещение» 1985.

3.Энциклопедия для .Биология- 2 том Москва «Аванта+» 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Мир птиц"

Этот урок можно использовать для внеурочной работы....

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

презентация к уроку биологии многообразие птиц

Презентацию можно использовать на уроке биологии и во внеурочной деятельности "Биологическое краеведение"...

Интегрированный урок " Путешествие перелётных птиц"

Урок для 7 класса. Вместе с учителем географии мы разработали этот урок....