статья "Использование растений на уроках биологии"
статья по биологии (6 класс) по теме

Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев",  "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_l.a..doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Краснобаррикадная средняя общеобразовательная школа»

СТАТЬЯ

На тему: «Использование растений на уроках биологии».

                                     

                                          Выполнила: преподаватель

                                          химии и биологии Мазаева

                                          Людмила Анатольевна.

АСТРАХАНЬ 2007 г.

Annotation

Masayeva Ludmila Anatolievna, biology teacher

MEE “Krasnobarrikadnaja SGS”

“The usage of plants at biology lessons”.

This article deals with some promblems  of   Labour education at biology lessons at school. The author believes that plant - growing helps a lot to  make students active, motivated and  sensetive to the  beauty of our nature. In this article you  can find a practical course of biology on working on a  school - plot.

This experience may be used in eccology study  either at lessons or during extracarricular activilies with students.

Аннотация

Мазаева Людмила Анатольевна, учитель биологии.

МОУ «Краснобаррикадная средняя общеобразовательная школа».

«Использование растений на уроках биологии».

    В данной  статье говорится о том, как на уроках биологии  можно использовать  комнатные растения и культуры открытого грунта, произрастающие на пришкольном участке, чтобы повысить  активность учащихся, стремление в получении знаний, способствовать эстетическому воспитанию. Данные практические работы можно использовать как на уроках биологии и экологии, так и на кружковых занятиях.

«Использование растений на уроках биологии».

   «Ничто так не возвышает душу человека, ничто так не развивает, как общение с природой и наблюдения  её великих законов».

 Н.А. Некрасов.

   Оснащённость кабинета биологии средствами обучения в значительной степени определяет успех современной  деятельности  учителя  и учащегося в учебном  процессе. Ведь  подчас зная, чему  обучать и как обучать, но, не имея  под рукой  необходимого оборудования или живых  объектов, учитель не может эффективно  осуществить  свои функции. Практика  показывает, что на уроках учащиеся чаще  всего  выступают в роли пассивных слушателей  и созерцателей, тогда, как известно, что эффективность процесса  обучения значительно выше при организации  на уроке  самостоятельной деятельности  учащихся, с различными источниками знаний и, в частности, с оборудованием и живыми организмами, имеющимися в кабинете биологии.

   В науке метод наблюдения  рассматривается как преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной и практической деятельности. В обучении метод наблюдения - это целенаправленная познавательная  деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии  изучаемого объекта  или процесса. Наблюдение организуется как в естественных, так и в специально  созданных человеком условиях и обуславливает направленность  мыслительной деятельности школьников. Этот метод сочетает в себе чувственное восприятие и абстрактное мышление, благодаря чему возможно установление  связей между объектами и явлениями, их наиболее полное познание.

   Наблюдения в природе проводить сложнее, так как объект находится в естественных условиях, имеет сложные связи со средой обитания. Учащиеся  рассматривают   не только строение организма, но и выявляют особенности его среды обитания, черты приспособленности к ней, связи с другими организмами,  сезонные изменения в природе, биологические ритмы и т.д.

   Биологическая наука в основе своей экспериментальна, так как эксперимент  и  наблюдения поставляют  науке факты, которые затем  теоретически  осмысливаются  и обобщаются. Метод эксперимента требует более сложной учебной деятельности школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения для изучения биологических явлений и процессов. Если в процессе наблюдения ученик не вмешивается в биологические явления, то эксперимент связан с созданием определённых  условий для выявления  отдельных сторон, процесса или явления.

   Школьный эксперимент оказывает большое воспитательное  воздействие  на учащихся: убеждает их в реальности  биологических  явлений, в их познаваемости приучает к аккуратности, точности, развивает их мышление, так как требует  поиска путей познания  живой природы. На первых порах изучение  биологии  учащиеся  не располагают  необходимым запасом знаний и умением ставить опыты.  Поэтому их познавательная деятельность носит репродуктивно - поисковый характер. Например, для  доказательства   дыхания семян  учащимся  демонстрируется  опыт, который закладывается  учителем до изучения вопроса на уроке. Большое воспитательное  и познавательное значение имеют опыты, в которых учащиеся принимают активное участие: сами формулируют цель опыта, определяют  технику закладки, выдвигают гипотезу о том, какие  могут быть результаты. Важно постепенно  усложнять  мыслительную  деятельность учащихся, увеличивать долю поиска, повышать степень их самостоятельности.

   При изучении  строения цветка, жилкования листьев, листорасположение и другое, используют  метод работы с раздаточным материалом.  В виде  раздаточного материала можно использовать растения с пришкольного участка или кабинета биологии, гербарные экземпляры.

   Коллекция  комнатных растений  как составная  часть  оснащения кабинета биологии  может быть использована  в нескольких направлениях  учебно - воспитательной работы. Во - первых, в соответствии с требованиями программы, в качестве наглядных пособий и для изготовления  раздаточного материала, при изучении различных тем курсов  ботаники и общей биологии. Во - вторых, можно провести  практические работы (по курсу ботаники VI класс), по уходу, строению и размножению  комнатных растений. К тому же  уход за цветами помогает  школьникам  вырабатывать  определённые трудовые навыки.

   В - третьих  участие в создании композиций из комнатных растений  способствует  эстетическому  воспитанию учащихся.

   И наконец, растения широко и разнообразно используются в исследовательской опытнической работе  кружков юных натуралистов.

   На уроках по теме «Наследственность и изменчивость» (9 - 10 класс) можно использовать следующие растения: колеус  (Coleus), традесканция (Tradescantia), бегония (Begonia) и др. Из растений открытого грунта: ноготки (Colendula), хризантемы (Chrysanthemym), петунию (Petunia) и др. Внимание учащихся обращают на возможность определить сорт, вид на основании сохраняющихся  из поколения в поколение общих признаков. В силу наследственности потомки повторяют в признаках и свойствах своих предков, хотя в силу изменчивости никогда не  бывают их точной копией. Простые приёмы помогут им понять взаимосвязь изменчивости и наследственности. Предлагается отобрать  листья сирени, дуба (гербарные экземпляры), плоды ноготков, цинний, однолетних георгинов. И учащиеся начинают отбирать  по характеру  листовой пластинки, расположению жилок и т.д. На примере махровых сортов глоксинии (Cloxinia) можно показать, что селекционеры часто отбирают  особей по интересующим человека, но вредным для самого растения признакам. Махровые сорта глоксиний имеют часто редуцированные тычинки и пестик и не дают семян. Приёмы селекции: опыление, получение гибридных семян можно демонстрировать на цветах гиппеаструма (Hippeastrum), глоксинии (Gloxini). Изучая модификационную изменчивость, мы доказываем, что растения, как и все живые организмы, наследуют  норму реакции: показываем растения  пеларгонии (Pelargonium)  или колеуса (Coleus), выросшие летом в открытом грунте на пришкольном участке и вытянутые чахлые  растения из  глубины классной комнаты.

   На этом же уроке можно использовать коллекцию кактусов, которые собраны в экспозицию «Растения Америки». У мамиллярий разросшиеся основания листьев  образуют  сосочки, на которых  расположены  колючки разной формы и длины. Нередко  стебли  уродливо разрастаются, образуя гребенчатые и кристатные формы. Это мутации. Такое же ненормальное разрастание - фасциации - уродливость стеблей  можно наблюдать на целлозии гребенчатой. Стебель может быть сильно расплющенный, лентовидный, иметь огромное гребневидное  соцветие. У клёна   ясенелистного   тоже встречаются  утолщённые, причудливо закрученные стебли. Причины  фасциации не вполне  ясны, в некоторых случаях происходит значительное  расширение   единственной точки роста. Рядом с экспозицией  «Растения Америки» целесообразно расположить  ещё один  контейнер, в котором  собраны суккуленты  Африки. Разные виды  алоэ, гастерии, стапелии, толстянковые, молочайные. Формировались  виды кактусов  и  суккуленты Африки независимо друг от друга  на разных континентах. Но в экстремальных условиях  пустыни  дали сходные конвергентные признаки. На этих же растениях можно рассмотреть и редукцию листа. Стапелии -  стеблевые суккуленты с полностью редуцированными листьями. Они имеют короткие  четырёхгранные стебли, иногда у них грани крупно - зубчатые. Необычен кактус эпифиллум (Epiphyllum), его листья тоже редуцированы. Это стеблевой суккулент с уплощёнными листовидными  стеблями - эпифит, который  поселяется на ветвях деревьев в тропических лесах бассейна Амазонки, но не является паразитом. Здесь мы рассматриваем не только редукцию листа, но и метаморфозы стеблей. У аспарагусов (Asparagus meyeri, Asparagus plumosus и т.д.) листья редуцированы до маленьких  пленчатых  чешуй. Функции листа выполняют узкие тонкие пластинки  листообразные веточки - кладонии. У толстянковых: каланхоэ (Kalanchoe), эхиверии, очитков  (sedum) и других удивительный способ фотосинтеза. Устьица листьев толстянковых в сухую погоду днём  бывают закрыты, ночью, при открытых устьицах, СО2 поступает в растения, усваивается, образуются  органические  кислоты, которые днём разрушаются, освобождая  СО2. Этот газ опять  используется  для образования новых  запасов углеводов. Такой  необычный фотосинтез называется  крассула - тип.

   На уроке по теме «Видоизменения  корня» можно  использовать  различные  виды  орхидеи (Orchidacese), монстеры (Monstera). Орхидея Дендробиум Лоддигеза  ведёт эпифитный образ жизни. У неё  можно  рассмотреть длинные  воздушные  корни, они поглощают  влагу  из воздуха, внедряясь  в трещины коры. Надёжно удерживают  орхидею даже на совершенно отвесных стволах.

   Придаточные корни монстеры привлекательной длины. Достигая  почвы, легко  внедряются  в неё, и растение получает  дополнительное питание. Растёт она в тропических лесах Гватемалы и  Мексики.

   Имея большую коллекцию комнатных растений, легко  выбрать  экземпляры для изучения классификации растений, как отображение  эволюции, изучать бинарную номенклатуру (Бегония Клеопатра Begonia Cleopatra, Бегония Тигр Begonia Tiger и т.д.).

   Для рассмотрения внешнего строения, формы листовой  пластинки, жилкование, прикрепление к стеблю, листорасположение  в  виде примера  можно  использовать  любые растения кабинета и пришкольного участка.  

   Листья  барбариса обычно  описываются  как простые, но так как у основания есть сочленения, то правильнее назвать однолисточковыми  сложными  листьями,  то есть  сложные листья, редуцированные  до одного конечного непарного листочка. На длинных побегах  барбариса листья превращены в 3-5-раздельные или простые колючки.

   Мощные, чёрные, сплюснутые с боков колючки глядичии каспийской  гомологичны колючкам боярышника (стеблевого  происхождения) и  аналогичны шипам розы (выросты эпидермиса). Высшим достижением эволюции полового процесса в мире растений является цветок -  и его производные: семя и плод. Цветок - видоизменённый укороченный побег, репродуктивный  -  генеративный орган. Он состоит  из стеблевой части (цветоножки, цветоложа) и листовой (чашелистика, лепестки, тычинки, пестика). Чашечка и венчик образуют покров цветка - околоцветник. Рассмотреть строение цветка, форму околоцветника можно на следующих растениях: бугенвилия замечательная (Bougainvillue), глоксинии (Cloxinia), глориоза великолепная (Gloriosa), рео (Rhoco), колумнея славная (Columnea), пассифлора голубая (Passiflora). Очень красив и необычен цветок пассифлоры голубой - страстоцвета. Он не похож ни на один другой  цветок. Внутри широко раскрытого ярко окрашенного двойного околоцветника  выделяется ещё более яркая  корона из длинных прямых или изогнутых  нитей. В центре цветка возвышается завязь  с тремя крестообразно расположенными рыльцами.  Вокруг неё пять тычинок  с продолговатыми пыльниками. Испанские  миссионеры, пришедшие по следам  Колумба в Америку, увидели в отдельных частях цветка  «орудие страстей господних» отождествив корону околоцветника с терновым венком, а тычинки и пестик  - с орудием пыток. Отсюда пошло как латинское название  пассифлора, так и русское  название страстоцвет. За  роскошь наряда  называют  пассифлору  так же «кавалерской звездой».

   Рассматривая приспособления растений к условиям  обитания или  к распространению семян и плодов, можно использовать  растение, которое  часто называют «перекати - поле» - иерихонская роза или анастатика. У этого небольшого однолетнего растения  семейства крестоцветных, произрастающего в пустынных областях западной Азии и севера Америки, плоды созревают к началу засушливого сезона. К этому времени его  многочисленные ветви плотно сжимаются и округлые плоские стручочки остаются внутри комочка. Приняв шаровидную форму, высохший стебель зачастую отрывается  ветром  от корня  и перекатывается. С наступлением дождей смоченные  ветви  вновь выправляются, этим  и напоминают распускающуюся розу. На уроке это можно наблюдать в тарелке с водой, причём происходит это буквально на глазах за 15 минут. При обильном увлажнении  стручочки вскрываются  и рассеивают семена.

  Изучая приспособления к опылению, рассматриваются цветы бугенвиллии (Bougainvilliea), у которой яркие прицветники, а цветы очень мелкие. У белопероне капельной (Beloperone guttatta) соцветия имеют так же крупные прицветники, прикрывающие мелкие белые цветки. У пеларгонии зональной (Pelargonium  hortorum) зонтиковидное соцветие, у пеперомии магнолиелистной (Peperomia magnoliaebolia variegata) похожие на крысиные хвостики соцветия, состоящие из мелких зеленоватых цветов.

   У фуксии гибридной (Fuchsia hybrida), приспособление к  перекрёстному опылению - пестик высоко располагается над тычинками.

   Одной из важнейших задач школы  является воспитание  молодого поколения  здоровым и гармонически развитым. Сегодня одним из наиболее опасных  социальных  явлений, приводящих к тяжелейшим заболеваниям, стало распространение  среди  молодёжи токсикомании.

   Поэтому профилактическая работа  по разъяснению  сущности  этого страшного  социального зла  должна  рассматриваться  учителем  как  неотъемлемая  часть его воспитательной и образовательной  деятельности. Целесообразно  начать  эту работу уже со школьниками VI класса с целью  формирования  у них  твёрдого  убеждения  в том, что все  токсические вещества являются ядами и пагубно воздействуют на любой  живой организм. Так, при изучении раздела «Растения» учитель имеет  возможность  познакомить  школьников с действием токсических веществ на клетки растений, а также на рост и развитие целого растительного организма.

   Содержание лабораторной  работы «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом», можно расширить, введя дополнительный вопрос о действии  токсических веществ на клетки. Использовать можно  токсические вещества, не представляющие опасности  для учащихся. Например,  это могут быть  водные  растворы синтетических видов клея, фенолы (карболовой кислоты), 40%  раствор этилового спирта, перенасыщенный раствор  нитрата калия и др. При действии этих веществ на  растительную клетку (кожица лука, элодея) учащиеся наблюдают структурные изменения клетки - разрушение  пластид, ядра вакуолей и др.

   В теме «Побег» при организации наблюдений  за развитием растений  целесообразна  постановка  опыта, иллюстрирующего  влияние  токсических  веществ на их рост и развитие. Опыт проводят следующим  образом: подготовленной заранее почвой наполняют несколько одинаковых  вазонов и высаживают в них давшие  ростки  семена. Одно из растений  (контроль) регулярно поливают  чистой отстоянной водой, другие - растворами   разных  токсических веществ. В ходе опыта  школьники видят, что под действием  взвеси  синтетического  клея в воде растение  прекращает рост  и погибает после двух - трёхразового полива («обугливание» корневой системы), при  поливе 40%  этиловым спиртом растение значительно отстаёт  в росте  по  сравнению  контрольным, которое  поливается  чистой  водой.

    На мой взгляд, вот такое использование  растений на уроках развивает  ещё больший интерес  к растительному  миру, углубляет знания о растениях,  умение применять  полученные знания,  совершенствует умения, знания и навыки по  велению  опытнической работы с растениями, по изготовлению ботанических наглядных  пособий, кроме того, развивает у учащихся пытливость, любознательность, наблюдательность, бережное  отношение к природе и её эстетическое восприятие.