Развитие логического мышления на уроках биологии
методическая разработка по биологии по теме

Емельянова Нина Дмитриевна

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskoe_myshlenie.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления учащихся на уроках биологии

 

Одна из важнейших методических задач образования -  развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека.

Поэтому развитие логического мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы. Мышление- это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что- то с чем-то сопоставить, и кого-то с кем-то рассудить. 

           Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

           Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.    

           Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

           Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

           Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

            Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции..

            Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщение.

            Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. 

            Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

            Учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

            При помощи  заданий не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета.

Для активации познавательной деятельности учащихся используется проблемное обучение, в  котором, по мнению М. И. Махмутова сочетается систематическая самостоятельная поисковая работа учащихся с усвоением готовых выводов науки, устойчивые мотивы учения и мыслительные способности в ходе усвоения ими материала, детерминированного системой проблемных ситуаций. Именно проблемная ситуация побуждает ученика логически мыслить, а проблемная задача направляет мышление в определенное русло.

 Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности .

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация возникает тогда когда возникает затруднение, порождающее несоответствие, несогласованность, недостаточность между  имеющимися знаниями  и теми которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

И эта недостаточность должна быть осознана учащимися. В свою очередь, чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе. Учащиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности. В противном случае это будет способствовать не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной. Нередко учебной проблемой при изучении школьного курса служит задача, которая  когда то возникла,  как научная проблема.   Нахождение рационального пути решения , когда заданы условия и конечная цель.

Например: Предположим, что любители букетов, постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветов безразличным для растения? Почему вы так думаете? Это  проблемное задание может фигурировать в начале урока при изучении темы «Размножение растений» (6 класс  Биология ). Оно вызывает определенные действия:

  1. Ребята выдвигают гипотезы по данному вопросу
  2. Выбирают пути решения данной проблемы ( Я организую работу в группах )
  3. Проводят теоретическое исследование по своим вопросам
  4. Делают сообщения о способах размножения растений
  5. Делают выводы и дают правильный и лаконичный ответ на проблемный вопрос.

Второй пример - при изучении темы «Земноводные» (7 класс Биология).

Садовники Великобритании, Нидерландов, Венгрии завозили жаб из других стран и выпускали их в сады и в оранжереи. А в середине 30 годов  с Антильских островов на Гавайские было привезено  около 150 экземпляров  жабы – аги. Их размножили, и более  миллиона жаб было выпущено на плантации сахарного тростника и батата. Объясните почему?

Эту задачу я чаще задаю ребятам на дом (по желанию).

Он требует для ответа дополнительной информации и анализа уже имеющихся знаний. Но что интересно берутся выполнить его не только сильные ученики, а чаще те, кого сильными не назовешь и выполняют его прекрасно.

Таким образом,  подобная деятельность способствует повышению адаптивных возможностей ребят за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки.

 Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях.

Это уже творческая задача, для решения которой, зачастую не достаточно урока, необходимо использование  дополнительной литературы, справочников. Например, при изучении темы «Рыбы» (7 класс Биология).

В первый год жизни карп, выращиваемый в прудовом хозяйстве, весит 20 г. На второй год его масса достигает 600 г. Средняя продуктивность пруда 250 кг/га. Вычислите, сколько рыбы дает пруд площадью25 га и приблизительно сколько карпов второго года в нем может быть.

           Второй пример, при изучении темы «Насекомые».

За сутки  одна  божья  коровка уничтожает  до100 тлей.  Ее самка за летний период откладывает до 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания(40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение   за летний период (90дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей.  

Подобные  задания позволяют интегрировать материал с другими предметами: математикой,  химией, географией и т.п.

Эти задания показывают связь между предметами, как бы говоря  ребятам о том,  что их  образование  – это не отдельные островки различных наук  в океане мировоззрения, а о том, что все науки это единый архипелаг островов,  связанных между собой мощными историческими  «сухопутными мостами», неразрывно взаимодействующих между собой.                                                                                          

Через создаваемую на уроке проблемную ситуацию, ребенок, как открытая система находится в постоянном и непрерывном энергоинформационном процессе обмена с окружающим миром. Он от интуитивного познания (первоначальный анализ проблемы), постепенно переходит ко второму, творческому этапу и выступает как человек-творец, который совершает открытия и может сделать определенные выводы. Таким образом, происходит  развитие сознания учащегося – его личный  рост.  

Учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета.

Для активации познавательной деятельности учащихся используется проблемное обучение, в  котором, по мнению М. И. Махмутова сочетается систематическая самостоятельная поисковая работа учащихся с усвоением готовых выводов науки, устойчивые мотивы учения и мыслительные способности в ходе усвоения ими материала, детерминированного системой проблемных ситуаций. Именно проблемная ситуация побуждает ученика логически мыслить, а проблемная задача направляет мышление в определенное русло.

        При изучении тем «Координация и регуляция» и «Анализаторы» на уроках биологии, применяю проблемные вопросы:

        1)Что произойдет с головастиком лягушки, если его покормить кусочками щитовидной железы?

        2)Сохранится ли коленный рефлекс, если у человека будет нарушено проведение возбуждения из спинного мозга в головной?

        3)Почему повреждение мозжечка приводит к расстройству движения?

4)Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

5)Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и открывают рот?

Знания, побуждающие к мыслительной деятельности, должны быть организованными в соответствии с структурой, должны быть проблемами, необходимыми и достаточными. Поэтому выполнение учащимися разнообразных познавательных заданий, в том числе и проблемных, являются путем успешного формирования мышления. 

Как здание начинается с фундамента, там и мышление учащихся можно сформировать лишь на прочной основе  знаний, умений и навыков. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации, который сегодня обрел лавинообразный характер: научно-популярная литература, различные средства массовой информации, Интернет. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать, не только чему учить, но и как учить на строго научной основе.

Развитие логического мышления происходит посредством образов. Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. Одним из способов повышения интереса к биологии, углубления знаний является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных на различных стадиях учебного процесса. В отличие от обычных технических средств обучение информационным технологиям, позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информаций развивая логическое мышление.

Что такое знание? В педагогике о знаниях говорят в двух значениях: как о содержании образования и результате освоения учащимися этого  содержания.

Структура знаний включает факты, представления, понятия, законы, идеи, теории.

Факты могут быть получены  в результате эксперимента, наблюдения или восприятия со слов учителя, учебника, так, на уроке биологии в 6 классе ученики наблюдают факт прорастания семян и выводят знания условий необходимых для прорастания.

Во время работ на пришкольном участке ученики получают представления о способах обработки почвы. Во время проведения экспериментов наблюдают факт получения продукта реакции.

Важную роль имеют и понятия, которые образуют в результате мыслительной деятельности с помощью логических методов обработки информации (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). В школьном обучении  понятия  не появляется в готовом виде, а развиваются и  формируются. Например, понятие «вид»  в курсе биологии вначале появляется в сознании  детей в 6 классе и включает в себя группу особей, сходных по строению. Далее в старших  классах  оно  «обрастает» признаками: сходные  морфологические и физиологические признаки, единое происхождение и плодовитое потомство. В 10 классе  дается полная расшифровка термина, включающая новые понятия, такие как «кариотип» и « ареал» и учащиеся знакомятся  с критериями вида как систематической категорией.

Особую роль в формировании мышления играют законы и закономерности, которые позволяют связать факты, представления и понятия в единую систему. Например,   закон зародышевого развития, биогенетический закон, законы Г.Менделя при изучении биологии. Важное внимание в процессе развивающего обучения  нужно уделять выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием  навыков логического мышления учащихся. Развитие школьников, получение ими  прочных знаний, а также умение использовать их в практической деятельности находится в прямой зависимости от  приобретения навыков учебного труда. Поэтому важно уметь рационально организовать учебную деятельность школьников, сделать её целенаправленной и продуктивной.

Учебник - основной, хотя и не единственный, источник систематических знаний школьников. От  умения работать с учебником  в большой степени зависят прочность и осмысленность  усвоения знаний. Умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими  приемами и средствами.  

Для формирования  умения работать с книгой важную роль играют вопросы для самоконтроля. Они включают содержание только отдельных абзацев текста, наиболее сложных  для усвоения, или имеют обобщающий характер. Если тест учебника насыщен фактическим материалом, то учащимся предлагается обобщающие вопросы по содержанию всего параграфа  в целом. Такие вопросы помогают ученикам научиться вычленять главное в тексте. Вопросы  для самоконтроля  требуют проявления самостоятельности мышления, умения обобщать факты и на их основе делать выводы.

Развивающее обучение включает целенаправленные, методически продуманные лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуществлять наблюдения  исследовательского характера за различными биологическими объектами  и процессами, провести анализ, сделать вывод или обобщение. Широкое  использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, способствует развитию познавательной активности учащихся.

Для активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках применяются такие средства обучения как: аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, динамические таблицы и схемы-аппликации.

Повышение мыслительной активности учащихся  способствует использование сравнительных схем. Их построение дает возможность уточнить черты сходства и различия, что содействует развитию мыслительной деятельности учащихся – анализу и синтезу. С целью закрепления, уточнения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для развития умений использовать знания на практике можно предложить смонтировать сравнительные схемы. Например, для закрепления знаний по морфологии клетки можно  дать задание составить сравнительную схему строения растительной и животной клеток.

Таблица 1

Органоиды

Растительная  клетка

Животная клетка

1 Ядро

2. Плазматическая  мембрана

3. Цитоплазма

5. Митохондрии

6. Рибосомы

7. Пластиды

8.Вакуоль

9.Эндоплазматическая сеть

10. Комплекс Гольджи

Большое   значение  в развитии учащихся имеет использование текстовых таблиц, позволяющих проанализировать изучаемые объекты и явления, определить характерные черты. В случае, когда необходимо коллективное заполнение теста таблицы непосредственно на уроке, её нужно заранее изобразить  на  доске. Затем, по ходу беседы, поочередно привлекать школьников к заполнению текста. Такая  работа позволяет не только выявить уровень знаний по определённому вопросу, но и, комментируя ответы, учить школьников анализировать, сравнивать и обобщать.      

В другом  случае , когда используются  текстовые таблицы как раздаточный материал для индивидуальной работы,  для этого текст заранее  печатается на отдельном листе бумаги.

Небольшие размеры указанных таблиц, а также проблемный характер поставленных в них вопросов требует  чётких и кратких ответов, основанных на умении находить главное в изучаемой теме. Использование на уроках текстовых таблиц, содержащих проблемные вопросы, содержащих  проблемные вопросы, способствует развитию умений знания,  делать умозаключения.

Текстовые таблицы могут быть аналитические, сравнительные, обобщающие. Аналитические текстовые таблицы способствуют лучшему пониманию учащимися изучаемого объекта, помогают разобраться  в его особенностях, установить наиболее существенные стороны, обратить на них внимание и запомнить. Для систематизации результатов наблюдений в природе целесообразно использовать следующие таблицы:

Таблица 2

Приспособленность позвоночных животных  к образу жизни

Вид

                   Приспособления

К климатическим условиям

к характеру пищи

к добыванию пищи

Травяная лягушка

Прыткая ящерица

Деревенская ласточка

Дельфин -белобочка

Таблица 3

Приспособленность экологических групп птиц  к  местам обитания

Экологическая группа птиц

Виды

Образ жизни и приспособления  к месту обитания

Птицы леса

Птицы открытых пространств

Водоплавающие птицы

Птицы побережий, водоемов и болот

Сравнительные текстовые таблицы используются  почти во всех темах курса биологии. Они включают объекты, с которыми учащиеся уже знакомы, если это целесообразно для изучения текущего материала.

Таблица 4

Особенности внешнего строения пресмыкающихся и млекопитающих

Сравниваемый признак

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Форма тела

Покровы тела

Отделы  тела

Расположение конечностей

 

Обобщающие таблицы можно заполнять в процессе изучения материала  всей темы. Они несут смысловую  и  дидактическую нагрузку в зависимости от поставленных целей обучения. Такие текстовые таблицы позволяют раскрыть логику обобщения.

Карточки-задания.

Они могут включать вопросы, требующие знания фактического  материала; задания, предполагающие применение ранее полученных знаний для решения конкретной задачи, т.е.способствующие установлению взаимосвязей  понятий курса; задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

В развивающем обучении  помогают  обобщающие уроки. Основная цель обобщающих уроков в курсе биологии сводится не только к углублению, обобщению и закреплению  знаний основных биологических закономерностей, но и развитию логических умений  анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Обобщающее повторение  осуществляется после логически законченных  тем курса, так как  именно на обобщающих уроках завершается  формирование  и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем. Перед проведением обобщающих уроков отдельные учащиеся получают задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы.

Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному материалу  большое значение имеет элемент нового. Именно на таких   уроках изученный материал  лучше систематизируется, запоминается и  осознаётся учащимися.

Пример обобщающего урока  в разделе «Биология. Растения». Обобщающий урок после изучения вегетативных органов растений (корня, листа, стебля) может быть построен на основе определения основных  функций стебля как органа, осуществляющего связь между всеми  другими  органами растения. Вначале  повторяются функции стебля, а затем обобщаются знания по основным из них. Так, в связи с одной из функций стебля выносить листья к свету  рассматриваются развитие побега из почки, рост стебля, образовательные ткани, формы стеблей как проявление приспособленности растений. Другая содержательная линия обобщения строится  исходя из проводящей функции стебля: рассматриваются поступление воды и минеральных веществ в растение, передвижение их по стеблю, образование крахмала в листьях, превращение органических веществ и  передвижение их по стеблю к местам потребления  и отложения. В связи с этим повторяется материал о корневых волосках, хлорофиллоносных клетках  листа, сосудах древесины и ситовидных клетках  луба, подземные стебли, запасающая ткань сердцевины, клубня, значение для растения отложения органических веществ. При раскрытии этого содержания акцентируется внимание учащихся на многосторонних взаимосвязях корня, листьев и стебля.

Рациональное сочетание приёмов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков  по изучаемой теме. Использование на уроках текстовых таблиц, содержащих проблемные вопросы, содержащих  проблемные вопросы, способствует развитию умений знания,  делать умозаключения.

Текстовые таблицы могут быть аналитические, сравнительные, обобщающие. Аналитические текстовые таблицы способствуют лучшему пониманию учащимися изучаемого объекта, помогают разобраться  в его особенностях, установить наиболее существенные стороны, обратить на них внимание и запомнить.

В развивающем обучении  помогают  обобщающие уроки. Основная цель обобщающих уроков в курсе биологии сводится не только к углублению, обобщению и закреплению  знаний основных биологических закономерностей, но и развитию логических умений  анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Обобщающее повторение  осуществляется после логически законченных  тем курса, так как  именно на обобщающих уроках завершается  формирование  и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем. Перед проведением обобщающих уроков отдельные учащиеся получают задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы. 

     Учебная деятельность школьников осуществляется   через различные приемы: выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация. Часто при опросе, когда ученик пересказывает текст параграфа, стоит его спросить: «Что же здесь главное?» как он ставится в тупик. Поэтому так важно научить ребят выделять главное из всего прочитанного.

     Главное - это предмет мысли, сущность данной информации. Выделение главного способствует не только прочному и долговременному запоминанию, но и развитию логического мышления учащихся, так как включает в себя многие мыслительные операции: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение и конкретизацию. Для этого при изучении нового материала  во время работы учащихся с учебником формирую вопросы типа: О чем  идет речь? Какова главная мысль? Какие слова или предложения можно выделить как  ключевые? Обозначьте в тетрадях опорные пункты, по которым можно составить  устный пересказ?

    Процесс мышления не возможен и без сравнения. Мы часто слышим: «Все познается в сравнении», «Без сравнения нет обучения». Содержание некоторых учебников составлено так, что материал в них изложен в форме сравнения. Примером может служить учебник Н.И.Сонин «Живой организм» 6класс. В биологии прием сравнения очень важен, так как он позволяет увидеть и понять процесс эволюции живого мира. Поэтому этот прием я очень часто использую на своих уроках:

   - Чем растительная  клетка по строению отличается от животной, а что у них общего?

   - Чем представители класса однодольных отличается от представителей  класса двудольных растений?

  - Сравните  головной мозг позвоночных животных, чем он отличается у представителей разных классов?

 

   Мыслительные операции  - выделение главного и сравнение непременно должны заканчиваться выводом, обобщением. Дидактическая суть обобщения – выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик.

   В 7 классе при изучении многообразия живого мира на уроках биологии большое значение имеет выделение общих признаков, характерных для царства, типа, отдела, класса, как систематических категорий.

Систематическая работа в этом направлении позволяет сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободить детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, потере интереса к обучению. С этой целью необходимо научить работать с текстом, рисунками, вопросами, учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал, логически мыслить.

    Одним из способов  развития логического мышления является игра. Психологи доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечить психологическую разрядку,  способствует активизации мышления, помогает преодолеть скованность, неуверенность, порой страх в душе ребенка. Именно в игре он активно мыслит и творит свободно. На своих уроках применяю различные виды игр,  и игровых элементов: загадки, игровые задачи,   «Крестики- нолики», «Кто первый?», «Что лишнее?», «Угадай  !», кроссворды, ребусы, шарады.… Стараюсь, чтобы игры  имели тематическую направленность. Через игру дети узнают об удивительном мире природы, учатся делать  выводы, лучше запоминают предметные термины.   Примеры некоторых игровых  элементов и игр, применяемых на уроках биологии  :

Биология 7 класс, тема «Рыбы».

  1. Загадки: Крылья есть, а не летает,            Ног нет, а не догонишь. (Рыбы)
  1. Он в самом омуте живет –             хозяин глубины.

            Имеет он огромный рот,            а глазки чуть видны. (Сом)

  1. Переставьте буквы так, чтобы получить названия рыб:

Тапвол (плотва), секрат (треска), бовал (вобла), торес (осетр)

  1. Кто лишний?

Уж, желтопузик, кобра, удав (кобра)

Крокодил, хамелеон, тритон, черепаха (тритон) и другие 

Организация самостоятельной работы

 В настоящее время растет внимание к многообразным видам самостоятельной работы учащихся, так как это способствует формированию логического мышления. Одной из форм является самостоятельная работа по изучению нового материала, под которой понимают такую организацию учебного процесса, которая осуществляется с целью приобретения новых знаний и умений без непосредственного участия учителя, но по его заданию (индивидуальному, групповому или фронтальному). В процессе учебной деятельности школьники сознательно стремятся достигнуть  поставленной в задании цели, проявляя максимум активности, творчества и инициативы. Учитель определяет цель работы, намечает приемы и средства ее организации, а учащиеся должны осознать цель и содержание задания, самостоятельно организовать свою познавательную деятельность.

   Любой развитой человек должен  обладать разумным мышлением. И нужно, чтобы учитель способствовал этому.

Литература                                                      

1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии.- Волгоград: Учитель,2007

2 Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999№

3Кириленкова И. В. , Сивоглазов В. И. Методическое пособие.- М.: Дрофа,    2007

4Кулев А.В. Общая биология. Поурочное планирование. Санкт- Петербург,2002

5Леонтьева О.М. Игры на уроках. Пособие для учителя.- М.: ООО Издательство АСТ,1998.

6Лизинский В. М. О методах работы в школе, М.: Дрофа, 2001

7.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе

8.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Педагогика,  

9. Сивоглазов В.И. Уроки по курсу Н.И. Сонина. М.: «Дрофа»,2006

10. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6