Разнообразие растений Зеленого пояса Славы.
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Ванчугова Ольга Михайловна 394

Урок-экскурсия  "Разнообразие растений Зеленого пояса Славы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разнообразие растений Зеленого пояса Славы.

Цель:

Расширить и углубить знания учеников о флоре родного края; продолжить вырабатывание бережного отношения и любви к природе; формирование экологической культуры.

Задачи:

-Познакомиться с разнообразием растений Зеленого пояса Славы.

- Собрать разнообразный материал для создания коллекции гербариев.

-На примере подвига защитников Ленинграда воспитывать чувство гордости за свой Красносельский район.

- Создать условия для формирования убежденности  о необходимости охраны Аллеи Славы.

Урок-экскурсия.

 Методы:

- Словесные (беседа, объяснение, разъяснение).

- Метод зрительной наглядности.

- Метод слуховой наглядности.

- Практические.

- Обучение в сотрудничестве (работа в группах).

-Информационно-коммуникативные технологии.

-Здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

- Интерактивная доска

-Проектор

-Компьютер

- Наглядно-дидактические электронные пособия

- Презентация

- Лупы

- Планшеты

- Ботанический пресс

Экскурсию следует проводить в конце учебного года, так как у учеников уже сформированы основные знания о растениях, их функциях и значении в природе. Для проведения экскурсии отводится 2 урока.

Подготовительный этап:

- Подготовка необходимого оборудования.

- Разработка маршрута экскурсии.

- Разработка индивидуальных и групповых заданий.

- Создание презентации.

- Подбор видеофрагментов « Видовое разнообразие»

Ход урока-экскурсии.

- Организационный момент.

- Просмотр видеофрагмента «Видовое разнообразие»  и презентации «Разнообразие растений Зеленого пояса Славы».

Беседа.

Ребята, а что мы с вами можем сделать для сохранения видового разнообразия?

Выслушиваются несколько ответов.

 

 - Инструктаж по охране труда.

Класс выходит на маршрут.

Не замедляй шагов, не рви цветов.

И тогда цветы будут следовать

С тобой всю дорогу.

Ребята, во время экскурсии помним о бережном отношении к природе.

Соблюдайте тишину. Не пугайте птиц. Не ломайте веток деревьев и кустарников.

Можно фотографировать и по экскурсии мы с вами составим альбом, который сможем использовать на уроках.

Рассказ учителя.

Великая Отечественная война непосредственно коснулась земли Красносельского района.  Уже 8 июля 1941 года, у Горелово был сбит вражеский самолет. Дважды здесь решалась судьба Ленинграда; в сентябре 1941 года, когда фашисты были остановлены у стен города, ив январе 1944 года, при полном снятии блокады. Земля Красносельского района стала рубежом, который не смогли преодолеть немецкие захватчики.

Еще шла война, а на линии обороны (в 1994 – 1945г.г.) появились первые памятники защитникам города. К 20-летию Победы по инициативе ленинградского поэта М.Дудина жители города начали создавать на рубежах обороны Зеленый пояс Славы, мемориал, посвященный героизму и стойкости защитников Ленинграда и его жителей в годы войны. К созданию его привлеклись жители всех районов Ленинграда. В состав мемориала вошли обелиски, стелы, памятные знаки, военные укрепления, а также зеленые насаждения, парки, скверы, аллеи. Деревья связали зеленым поясом памятники, находящиеся на большом расстоянии друг от друга. Так появился памятник  длиной в 200 км.

        Мы находимся на Аллее Славы. Посмотрите вокруг.

 Какие жизненные формы растений встречаем на Аллее Славы?

Ответ:

Деревья.

Кустарники.

Травянистые растения.

 Посмотрите на деревья.  Какой вид здесь доминирует?

Береза.

А как вы определили, что это береза?

Выслушиваются ответы учеников.

Природа одарила это дерево замечательной корой белого цвета.

В комплекс «Кировский вал» входят памятники и аллея  из 900 берез – символ 900-дневной блокады.

Подойдите к березкам. Прикоснитесь ладошками к их стволам. Какие мысли и чувства у вас сейчас появились?

Выслушиваются высказывания детей.

Какие стихи. Песни о березе вы знаете?

Ученики по желанию рассказывают стихи.

Дополнение учителя.

Многие народы, живущие на территории России, почитали березу как священное дерево. По якутским поверьям, в старых березах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной якуты увешивают такие деревья подарками Хозяйке земли, чтобы она пробудила природу от зимнего сна.

Березу любили не только за красоту. В старинной русской песне говорится о «делах» этого дерева:

Первое дело – мир освещать,

Вторе дело – скрип утишать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Сегодня некоторые из этих дел малопонятны.

Почему, например, «мир освещать»?

Ответ: Основным светильником на Руси столетиями были березовые лучины.

Как вы понимаете «скрип утишать»?

Ответ: Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телег и тарантасов, чтобы они хорошо вращались и не скрипели.

А кто знает,  при каких заболеваниях используют березовые почки?

Ответ: При болезнях печени, почек, легких. И в бане березовый веник очень даже полезен.

Ну а то, что чистоту наводят березовыми метлами и вениками, понятно каждому.

А вот строки из песни:

Дай коры мне,  береза!

Я свяжу себе пирогу.

Легкий челн себе построю,

И в воде он будет плавать,

Словно желтый лист осенний,

Словно желтая кувшинка!

Скинь свой белый плащ, береза!

«Белый березовый плащ» нужен был для разных целей. Жители Новгородской земли писали на бересте (березовая кора), и их берестяные грамоты дошли до нас целыми, пробыв под землей с 9 – 15 веков. Из бересты плели лапти, корзины, а сейчас делают сувениры.

Наконец, главная ценность березы – древесина. Из нее изготовляют мебель, шкатулки. Сжигая березовую древесину, получают активированный уголь – он хорошо впитывает разные вредные вещества. Им засыпают коробки противогазов, его принимают при отравлении.

         По Аллее Славы мы дошли до места, где во время войны располагался поселок Клиново. Основой поселка являлись 4 дома и кочегарка, этим домам позднее дали название «Клиновские дома» как одному из опорных пунктов на Урицком рубеже внешнего обвода обороны Ленинграда.

         В годы боевых событий «Клиновские дома» явились опорным пунктом нашей обороны, использовались как наблюдательный пункт артиллеристов, огневая позиция минометчиков, а также снайперов при их охоте на фашистов. Это был исходный рубеж действия разведчиков.

После занятия противником Урицка, поселок Клиново находился в нейтральной полосе. В связи с тем, что Клиново располагалось на открытой со всех сторон небольшой возвышенности, поселок подвергался сильнейшему обстрелу,  и дома уже с начала января 1942 года представляли собой развалины.

        Рядом с «Клиновскими домами» находился небольшой холмик, на котором установлен столбик со звездой и надписью: «Братская могила.1941 – 1945». На могиле лежит крупный осколок гранита.

Урицкий рубеж Ленинградского фронта разделял территорию современного Красносельского района Санкт-Петербурга на две части: одна часть района являлась оккупированной противником, а другая входила в состав блокадного Ленинграда.

Ребята, давайте отойдем подальше от этих памятных мест.

Посмотрите, какой разнообразный растительный покров вокруг нас. Внимательно рассмотрите растения.  Какие из них вы знаете?

Ребята называют знакомые растения.

Древесные формы: береза, осина, клен, яблоня, тополь, рябина.

 Кустарники: калина, боярышник, шиповник, бузина, сирень.

Травянистые растения пустыря: Иван-чай, крапива, клевер, подорожник, лопух, одуванчик, пастушья сумка, много луговых злаков (тимофеевка луговая, мятлик луговой…)…

А что мы знаем об этих растениях?

Ребята слушают небольшие сообщения одноклассников о растениях.

Обращается внимание учащихся на встречающиеся лишайники. На стволах берез ребята рассматривают плодовые тела грибов-трутовиков и слушают о них рассказ.

Ребята. Назовите приспособления, позволяющие разным видам растений  эффективно использовать солнечный свет.

Ответы учащихся с приведениями примеров.

-У некоторых растений листья собраны в прикорневую розетку и солнечный свет попадает на каждый листик (одуванчик, подорожник, пастушья сумка).

- Листовая мозаика. Листья располагаются почти не затеняя друг друга. Просветы между большими листьями заняты меньшими по размеру ( рассматривается клен у которого лопасти одних листьев заходят в вырезы других).

- листовые черешки многих растений способны изгибаться, поворачивая листовую пластинку к свету. Это дает возможность лучше поглощать солнечные лучи.

Практическая работа.

Ребята делятся на группы. Каждая группа получает карточку с заданием.

Карточка 1. Собрать листья.   Разделить их на группы:

- простые и сложные;

-черешковые и сидячие.

  Используя лупы, определить жилкование листьев.

 Подготовить рассказ о внешнем строении листа для одноклассников.

 Пользуясь ботаническим прессом составить гербарий.

Карточка 2. Собрать разные виды соцветий. Разделить их на две группы:

- простые соцветия

- сложные соцветия.

Определить тип соцветия.

Подготовить рассказ для одноклассников. Сделать вывод о значении соцветий.

Составить гербарий.

Карточка 3. Собрать травянистые растения. Используя лупу изучить их и разделить их на две группы:

- класс Однодольные

-класс Двудольные.

 Подготовить рассказ для одноклассников.

Составить гербарий.

После практической работы каждая группа выступает со своим сообщением.

Подведение итогов.

-Проводится беседа о состоянии Аллеи Славы и о том, что необходимо сделать для того, чтобы сохранить этот живой памятник для будущих поколений.

- Выставление оценок.

- Рефлексия.

 Учитель предлагает всем стать в круг,  на  минуту закрыть глаза. И прислушаться к природным звукам. После этого предлагается всем по очереди поделиться своими ощущениями. Говорит тот, у кого в руке цветок.

-Домашнее задание.

Написать эссе «Мои впечатления от экскурсии».

Составить гербарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений

Презентация к уроку биологии в 6 классе....

Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"

Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. 6 (7) класс

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в общеобразовательных школах и классах (школах) коррекционной направленности...

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

Цель:  ознакомиться с разнообразием растений на Земле, рассмотреть разнообразие растений по строению их тела.Изучить строение тела различных растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых...

Уникальный "Зеленый пояс Кенигсберга - Калининграда" - его прошлое и настоящее

Автор проекта Федосеев ГерманРуководители- Крутий И.И.; Шулупова О.А....