Урок в 8 классе Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

урок в 8 классе проводится в фоме ролевой игры, дети работают с текстом, составляют правила правильного питания, разгадывают ребусы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gigiena_pitaniya.doc44 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc22 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc24 КБ
Office presentation icon zdorovesberezhenie.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

    Тема: Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций.

Цель: Дать физиологическое обоснование правил гигиены питания; познакомить с кишечными инфекциями; воспроизвести знания о глистных заболеваниях. Продолжить формировать умения работать с текстом учебника, находить и выделять нужную информацию. Развивать мыслительные способности учащихся. Продолжить формировать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: Презентация.

Предварительная подготовка: сообщения обучающихся по темам: «Отравления», «Ботулизм», «Сальмонеллёз», «Влияние алкоголя и никотина на пищеварение», «Изучение органов пищеварения».

                                        Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Изучение нового материала:

 Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здо ровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него реши тельно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

   По мнению учёных, если принять уровень здоровья за 100%,

то 20% зависит от наследственных факторов,

20% от экологии,

10 % от деятельности  здравоохранения.

50%-   зависят  от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. 

В нашей школе, по результатам медицинского осмотра за последние 3и года больше половины детей имеют отклонения в здоровье.  Наиболее распространёнными являются  заболевания опорно-двигательной системы, зрения и стоматологические заболевания, выявлены заболевания ЖКТ. (Слайды  1 – 5)

Сегодня на уроке мы  с вами поговорим о гигиене органов пищеварения и о  предупреждении желудочно – кишечных заболеваний, а также о правилах правильного питания.

Представьте себе, что вы врач – диетолог, к вам на приём пришёл пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие,  плохой аппетит.  В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному питанию. Свои рекомендации запишите на выданных вам  листах (Приложение №1), можете их украсить рисунками, подумайте, работая в группе,  как вы распределите обязанности.  1 группа работает над текстом «Значение кулинарной обработки пищи», 2 группа изучает пункт  «Режим питания», 3 группа работает с текстом «Аппетит».   Через 4-5 мин. вы должны будите представить свои рекомендации.                                   Приложение 2

Начинаем работать. Уважаемые сотрудники, прошу вас изучить текст.

 (Проверка правил 1 учащийся читает, все проверяют и дополняют, сравнивают с предложенным вариантом (Слайд № 6)

Работаем дальше – диетологи 2й группы дают рекомендации по соблюдению режима питания.

                                                                   «Аппетит»

Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит
.

- Что такое аппетит? Отвечают нам диетологи, работающие в третьей группе. Продолжаем  формулировать правила правильного питания. (1 ученик от группы зачитывает правила).                                            Слайд 6

 (Слайд 7) Дополняет учитель.

В народе издавна было замечено, что не правильное питание вредит здоровью, и поэтому народ складывал пословицы и поговорки. Давайте некоторые из них попробуем объяснить. Но прежде проведём физкультминутку.

(Физкультминутка)

 (Объяснение пословиц и поговорок,                         (Слайд8)

Предлагаю выполнить тест, который называется "Самые полезные продукты". Нужно заполнить пробелы нужными словами. (комментированное чтение, ученики читают по предложению)

1. Если мне надо выбрать конфеты или яблоко, я выбираю___________, потому что это_________________________________.

2. Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю_________________, потому что________________________.

3. Если мне надо выбрать орехи или чипсы выбираю:____________, потому что________________________.

А сейчас разгадайте ребусы  (Слайд 9)

Гастрит  – это заболевания. И сейчас мы поговорим о заболеваниях органов пищеварения. Назовите известные вам заболевания органов пищеварения. (примеры)

     (сообщения учащихся Приложение №3)

 - Пищевые отравления.

 - Ботулизм.

 - Сальмонеллез.      

О влиянии алкоголя на работу органов пищеварения расскажет нам врач – нарколог.                                                                  (Слайд №10)

И вновь я предлагаю вам разгадать ребус (Слайд 11)

Аскаридоз – глистное заболевание.                                                                                                                О дизентерии и глистных заболеваниях мы с вами говорили ранее, при изучении курса  за 7 класс – «Животные».

-Как уберечь себя от этих заболеваний, какие правила гигиены необходимо соблюдать?  (беседа)                                                       (Слайд 12)

Ребята, хочу напомнить вам о том, что при покупке продуктов в магазине, обязательно обращайте внимание на дату изготовления и срок годности, а также на содержание различных добавок. (Слайд 13 -14).

Скажите, ребята,  какие  вы знаете методы изучения органов пищеварения?

А, кому ни будь, из вас,  приходилось проходить зондирование? А вашим родственникам?

Это приятная процедура?

Значит, какой вывод нужно сделать?

Мы можем избежать такое обследование?

Что для этого нужно сделать?

(заботиться о своём здоровье, соблюдать меры профилактики и правильно питаться, чтобы избежать столь неприятной процедуры)

О современных методах изучения органов пищеварения, расскажет нам  сотрудник  лаборатории. (Слайд №15) Приложение №4

Ребята,  а вы правильно ли питаетесь? Давайте проверим. (Тест Приложение №5)

Поднимите руку те, кто набрал 20 – 19 баллов – отлично;

18 – 17 баллов – хорошо;

15 – 16 баллов – удовлетворительно;

14 баллов и менее – плохо, вам нужно задуматься о своем здоровье и о том как вы пипаетесь.

И так, ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами правильного питания, заболеваниями органов пищеварения и я надеюсь, что вы поняли, что многое зависит от самого человека: от его привычек, образа жизни. Я надеюсь, что эти знания помогут вам и вашим близким  сохранить своё здоровье предупредить  заражения различными инфекциями.  Сдайте разработанные вами правила правильного питания, мы их разместим в нашем классном уголке, чтобы с ними могли познакомиться ученики других классов.

ІІІ. Рефлексия:

Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
Ситуация 2

Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюша.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей будешь крепче, здоровей.
Вырастешь такая - умная большая.
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими,
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик - есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты мороженое - это главная еда.
Остальные все продукты - ерунда!

- Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет, если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

Д.з. §35. По выбору приготовьте:

-пословицы и поговорки о правильном питании, здоровой пище.

- составить меню на день для своей семьи.

- подготовить сообщение на тему “Правильное питание”.

- составьте кроссворд.



Предварительный просмотр:

                                                                            Приложение №1

Правила правильного питания



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Гигиена питания и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний

Значение кулинарной обработки пищи.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть соответствующим образом подготовлена к действию пищеварительных соков. Одной из таких подготовительных форм является жевание. Тщательно пережёванная и смоченная слюной пища в желудке и кишечнике значительно полнее подвергается действию пищеварительных ферментов, легче расщепляется и всасывается, так как в результате жевания поверхность пищи сильно увеличивается. Другой формой подготовки к лучшему усвоению её является термическая обработка.  Известно, например, что крахмал, который содержится в большинстве пищевых продуктов, в сыром виде почти не расщепляется в ротовой полости и желудке, он лишь частично переваривается поджелудочным и кишечным соками. Тот же крахмал , но вареный ещё в ротовой полости легко расщепляется ферментами слюны. Вареное мясо, каша, варёные и тушёные овощи гораздо полнее расщепляются пищевыми соками, чем сырые продукты. Обильному сокоотделению способствуют бульоны, супы. Они содержат уже готовые к всасыванию и не требующие дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Вместе с тем в пищу нужно обязательно употреблять сырые овощи и фрукты.  Их присутствие, во – первых, усиливает движение стенки желудка и кишечника, способствуя тем самым более тщательному перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ. Во – вторых, в сырых овощах и фруктах содержится большое количество витаминов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности организма. При термической обработке они частично или полностью разрушаются.

Режим питания.

При съедании слишком большого количества пищи  за один приём происходит переполнение желудка. Это затрудняет и нарушает процесс пищеварения, так как выделяющиеся пищеварительные соки не могут расщепить все питательные вещества, находящиеся в пище. Для нормального функционирования пищеварительной системы пища должна поступать в неё небольшими порциями через определённые промежутки времени. Наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. При этом 25 % полагающейся в день пищи съедается за завтраком, 50% - за обедом, а оставшиеся 25% делятся меду полдником и ужином.

Есть следует в одни и те же часы через примерно равные промежутки времени. В этом случае образуются условные сокоотделительные рефлексы  на время приёма пищи. Пищеварительные соки начинают, таким образом, отделяться ещё до приёма еды, и поступающая пища усваивается значительно скорее и лучше, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Ужинать надо не позднее чем за час – два  до сна. Если этот промежуток времени будет меньше, то человек ляжет спать с наполненным желудком, что повлечёт за собой неспокойный сон, и организм не получит нужного отдыха.

Аппетит.        

        Аппетитом  называется ощущение  потребности в определённой пище. Давно замечено, что когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Хороший аппетит вызывается разнообразием пищи, приправами, салатами. Последнее важно ещё и потому, что обеспечивает получение организмом необходимых ему веществ, особенно витаминов.

Большую роль в развитии аппетита  играет высокое качество продуктов питания, их кулинарная обработка, вкус  приготовленных блюд, оформление, сервировка стола. Ещё до начала еды всё это вызывает условно- рефлекторное  отделение пищеварительных соков, способствуя предстоящему пищеварению. Потеря аппетита – обычный признак многих заболеваний. Чрезмерно повышенный (волчий) аппетит наблюдается при заражении паразитическими червями (глистами) и при заболеваниях, связанных с нарушением обмена веществ.

 



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Отравления

Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению. При отравлении необходимо быстро удалить из желудка пищу. Для этого пострадавшему необходимо выпить несколько стаканов тёплой воды и вызвать рвоту, раздражая корень языка чайной ложкой  или другим удобным предметом.

Заражение кишечными инфекциями часто происходит через сточные воды, попавшие  в колодцы, реки и другие водоёмы, откуда берут воду для питья.

Переносчиками возбудителей кишечных заболеваний могут быть мухи. Часть болезнетворных микробов передаётся через предметы , которыми пользовался больной. В борьбе с кишечными инфекциями используются антибиотики. Однако применять их надо под контролем врача. Антибиотики наряду с болезнетворными микробами, убивают и полезные бактерии, например, кишечную палочку, вызывая серьёзные нарушения процессов пищеварения. Это в свою очередь отрицательно сказывается на здоровье человека в целом. Употребление в пищу кисломолочных продуктов, хлеба из муки грубого помола помогает в таких случаях восстановить жизнеспособность кишечных бактерий и наладить процессы пищеварения.

Если употреблять в пищу плохо проваренное или прожаренное мясо и рыбу то можно заразиться паразитическими червями.

Ботулизм

Палочки ботулизма живут в кишечнике рогатого скота, свиней, лошадей, грызунов, не вызывая у них заболеваний.

 Попадая в почву вместе с навозом, они заражают овощи, грибы и другие продукты. Бактерии вызывающие ботулизм, могут заражать водоемы и рыбу, находящуюся в них. Развиваются эти микробы при отсутствии воздуха (анаэробы).  Поэтому они легко выживают в наглухо закрытых сосудах: в консервных и герметически закрытых стеклянных банках. Споры бактерий чрезвычайно устойчивы. Они гибнут только после кипячения в течение нескольких часов.

Заболевание ботулизмом развивается обычно через 12-24 ч после приёма пищи. Иногда отравление может начаться раньше или позже этого срока. Болезнь нередко имеет смертельный исход .Она начинается с головной боли, тошноты, рвоты, болей в животе. Температура тела обычно не поднимается. Через 1-2 суток наступает расстройство зрения, шейных и дыхательных мышц.

Сальмонеллёз

Источником инфекции чаще всего бываю домашняя птица, кошки, собаки, крупный и мелкий рогатый скот, а также больные люди бактерионосители. Заражение происходит обычно через заражённые продукты – яйца, мясо, молоко, молочные продукты.

Болезнь обычно начинается остро. Поднимается температура, возникают боли в животе, частый стул, тошнота и рвота. Болезнь длится несколько суток и очень ослабляет организм.

Влияние алкоголя и никотина на пищеварение

Отрицательно влияют на систему органов пищеварения алкоголь и никотин. Попав в желудок, они раздражают желудочные железы, усиливая сначала их работу. Однако очень скоро деятельность желудочных желез нарушается, уменьшается выделение желудочного сока, от которого зависит аппетит. У людей часто выпивающих, аппетит вовсе исчезает, затрудняется переваривание и усвоение пищи. Развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.

Алкоголь нарушает работу и других органов пищеварения, например печени. Так, печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.



Предварительный просмотр:

Приложение №4

Изучение органов пищеварения

Органы пищеварения недоступны для прямого наблюдения. Поэтому долгое время пищеварение изучалось на оперированных животных.

Большая заслуга в изучении физиологии пищеварения принадлежит великому советскому физиологу И.П. Павлову. Он разработал методы, с помощью которых удалось собрать чистые пищеварительные соки, установить их состав, количество, изучить регуляцию их выделения.

В настоящее время разработаны безболезненные методы, которые широко применяются на людях без вреда для здоровья.

Метод зондирования – введение резиновой трубки – зонда в полость желудкак и двенадцатипёрстной кишки для получения желудочного и кишечного соков.

Широкое применение  находит рентгенографический метод: больному дают выпить жидкую кашицу из вещества непроницаемого для лучей рентгена. Затем при просвечивании на экране прибора определяют контуры разных отделов пищеварительного канала.

Новые методы изучения появились с развитием радиоэлектроники. Больному дают проглотить миниатюрный радиопередатчик – радиопилюлю диаметром 8 мм и длинной 15 мм. Радиопилюля свободно проходит по пищеварительному каналу и излучает  радиоволны, сигнализирующие об изменениях химического состава пищи, температуры или давления в разных его отделах.  

Для исследования органов пищеварения используется также прибор – эндоскоп.  Эндоскопия – это введение во внутренние органы человека специальных оптических и осветительных  приборов, позволяющих осматривать полость пищеварительного канала  и даже протоки желез. С помощью этого метода врачи могут обнаружить различные заболевания и производить тончайшие хирургические операции.



Предварительный просмотр:

Приложение №5

Определите, правильно ли Вы питаетесь.

Внимательно прочитайте правила питания:

Запишите свое отношение к правилам в баллах: «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «иногда» - 1 балл.

  1. пищу надо принимать 4 – 5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа;
  2. пережевывать пищу медленно и тщательно;
  3. вечером не пить чай, кофе;
  4. сахар заменить медом, фруктами, ягодами, овощами;
  5. белый хлеб есть как можно реже;
  6. стараться обходиться без соли;
  7. воду пить небольшими порциями до двух литров в день. Не пить воду во время еды (снижается концентрация желудочного сока);
  8. пищу принимать свежеприготовленную, в теплом виде;
  9. во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор;
  10. садиться за стол только тогда, когда хочется есть.

Оценка питания:

20 – 19 баллов – отлично;

18 – 17 баллов – хорошо;

15 – 16 баллов – удовлетворительно;

14 баллов и менее – плохо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.

Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций. Задачи: Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики. Развивающие: сов...

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных инфекции

На основе повторения знаний о функциях и строениях органов пищеварения сформировывает представление о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания....

Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Изучение правил гигиены органов пищеварения, ознакомление с кишечными инфекциями....

Урок по биологии: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций".

Урок биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И....

Презентация: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно -кишечных инфекций".

Презентация к уроку по биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно -кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р....

Технологическая карта урока "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций".

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке Урок построен по технологии  системно-  деятельностного  подхода. Работая в г...


 

Комментарии

Ковалевская Нина Ивановна

Очень хороший урок и презентация, правильно оформлен методически, много дополнительной информации. Спасибо огромное!