Главные вкладки

    Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
    видеоурок по биологии (8 класс) по теме

     

    Открытый урок 

    ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     

    ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»

    (в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности учитель)

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

    Вид урока:УРОК –ЛАБОРАТОРИЯ

    Цель:Формирование понятия о  крови  ее составе, функциях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon открытый урок "Кровь=ЖИЗНЬ"940.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок  

    ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     

    ТЕМА: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ» 

    (в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности учитель)

    Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

    Вид урока: УРОК –ЛАБОРАТОРИЯ

    Цель: Формирование понятия о  крови  ее составе, функциях.

    Задачи: 

    1.  Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
    2. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.
    3. Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью. 

    Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; кровь в пробирке,  дидактический материал;  микроскопы, микропрепораты, пластилин, картон для уроков труда.

    Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость  крови.

    Учащиеся должны:

    знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

    уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в  лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.

    Методы обучения : 

    Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.  

    Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

    Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

    Презентация, фильм.

    Структура урока:

    Урок разработан самостоятельно, с учетом рекомендаций  авторов данных технологий.

    Этапы  урока:

    Цель 1  организационного этапа была настроить  учащихся на плодотворную работу на уроке .

    2 этап – это  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Повторить материал о внутренней среде обитания, ее компонентах, о постоянстве внутренней среды.

    3 этап – посвящен  СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Его цель пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.

    4 этап – физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз.

    5 этап – ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Знакомство с составом крови , функциями клеток крови и с их сущностью.

    6 этап – ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Лабораторная работа «Микроскопическое исследование эритроцитов крови человека и лягушки». Медицинский консилиум «Общий анализ крови».

    7 этап – ИТОГ УРОКА. Определить качество полученных знаний с помощью  электронного  учебника и творческого задания в виде СИНКВЕЙНА.

    ______________________________________________________________________

    ХОД УРОКА

    1. Организационный этап.  Приветствие ребят и гостей.

    Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ребята!

    1. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний  учащихся.

    В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить   о зарождении жизни на Земле. Вспомните ,  что  первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

    /Ученик:  жидкая внутренняя среда./

    Учитель:

    - Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

    Чтобы правильно  ответить на данный вопрос я предлагаю вам  открыть  конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а  один из учеников сделает это на доске.

    Учитель.

    Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.

    Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

    Ученик :

    (Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)

    Учитель:

    А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

    Ученик:

    (Тканевой жидкости около 26% от массы тела.  Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)

    Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?   /Дети – ДА!!!/

    Учитель:

    Как  по другому мы называем постоянство внутренней среды?

    /Дети:  Гомеостаз!!!/

    Учитель:

    Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

    /Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./

    1. Создание проблемной ситуации.

    Учитель:   Молодцы!!!

    Ребята ,а вы знаете, что  с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

    Сегодня  наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

     / Фильм /  «КРОВЬ – что это?»

     На протяжении  всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами  попробуете  сформулировать тему нашего урока!

    С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.

    И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс  - это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом  я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории  и приступим к работе!

    Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.

    Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

    /Далее следует краткое сообщение ученика. / 

    Ученик :  

    (Кровь –  это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

    1. Дыхательную  Питательную Выделительную Терморегуляторную
    2. Гуморальную  Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная)
    1. Открытие и усвоение новых знаний.

    Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

    Итак наша лаборатория преступает к работе.

    Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.

    / можно показать банку с красной жидкостью/

    Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

    / показать пробирку с отстоявшейся кровью/

    Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .

    Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

    Так как мы работаем  в лаборатории ,  все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

     Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .

    СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

      КРОВЬ

    ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

      ПЛАЗМА

                    ЭРИТРОЦИТЫ

                    ТРОМБОЦИТЫ

        ЛЕЙКОЦИТЫ

                            

    Учитель: 

    Теперь  подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные  листы.

    Клетки крови и их функции.

    Название клетки крови

    Кол-во в 1 мм3

    и форма

    Место образования

    Срок жизни клетки

    Место разрушения

    Функции

     ЭРИТРОЦИТЫ

    С греческого

    «Эритрос» - красный

    «Цитос» - клетка

    Красные кровяные клетки

    Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина, который присоединяет к себе кислород.

    Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином

    Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!

    У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн.

    Всего  в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает  жизнедеятельность органов и тканей!!!

    Форм аэритроцита - Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки

    Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге

    От 30 до 130 дней

    Селезенка и печень

    Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

    На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь- темно-красная.

    Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В  БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!!

    ЛЕЙКОЦИТЫ

    Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

    Виды:

    ГРАНУЛОЦИТЫ

    ЛИМФОЦИТЫ

    МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/

    От 5 до 10 тыс.

    Обладают

    Амебоидныме движением

    Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах

    От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет

    Места ранений и воспалений

     Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

    ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ

    В словарик:

    ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются -  ФАГОЦИТАМИ

    Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета ,  Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия

    АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения

    АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены

     ТРОМБОЦИТЫ

    Кровяные пластинки

    150-400 тыс.

    Не содержат ядро

    Красный костный мозг.

    5-7 суток,

    Места ранений, селезенка

    Свертывание крови при ранении.

    При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая  химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.

    В учебнике на стр. 87 зачитайте  со слов : «СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..»

    Нажать фотопарат/иллюстрации

    Нити фибрина и тромб//

    В СЛОВАРИК:

    ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ

    1. Физкультминутка

    Учитель:

    А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

    1. Первичное закрепление полученных знаний.

    Учитель: 

    Ну а сейчас  ученые – исследователи мы можем  перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и  изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».

    Возьмите инструктивные карточки .  Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

    Инструктивная карточка:

    Цель работы:   выявить особенности строения  эритроцитов крови человека и лягушки

    Ход работы:

    1. Подготовьте микроскоп к работе.
    2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
    3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
    4. Запишите данные   в таблицу  , учитывая   размеры эритроцита, форму  и наличие в нем ядра

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА , РАЗМЕРЫ                       / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ  ЯДРА

    человека

    Мелкие

    Двояковогнутый диск

    нет

    1. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
    2. Рассмотрите   эритроциты, крови лягушки.
    3. Запишите данные в таблицу,  о эритроците, учитывая его размеры, форму  и наличие в нем  ядра

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА , РАЗМЕРЫ                                    / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ  ЯДРА

     лягушки

     Крупные  , овальной формы

     есть

    1. У вас на столах лежит пластилин и картон для  моделей, используя полученные знания, смоделируйте  эритроциты крови человека, лягушки.

    Используя модели и  данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

    Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

    Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

    Вывод:  Эритроциты человека и лягушки  отличаются формой , размером.   Эритроциты крови  лягушки содержат ядро и имеют овальную форму,  а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая,  такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки  

    Учитель:    

    Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего   места, а мы продолжаем наше исследование.

    Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

    При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в  пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель. 

    При наличии воспаления в организме:

     СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

    При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

    в крови снижается  количество гемоглобина и количество эритроцитов .

    Учитель:

    Сейчас мы поработаем в группах, 1ряд – 1 группа.

     У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов  Нововолковской   амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

    Проведем медицинский консилиум

     Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на  экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

    /Пока дети работают : на интерактивной доске включить эл. учебник и убрать текст для теста – закрепления/

    Учитель:  слово  1 группе :

    Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/

    Слово 2 группе:

    Ученик:/В данном анализе  СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза,  а   количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/

    Слово 3 группе:

    Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что  в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что  пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ -  

    Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

    1. Итог урока.

    Учитель:

    1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
    2.  Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.
    3. Подведем итог :  вначале работы нашей лаборатории перед нами    стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?

    /Ученики:  ДА!!!/

    Так что же такое кровь?

    Ученик: /Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/

    Учитель: А значим мы  сможем  сформулировать и  тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

     I.  название синквейна        

    II. 2 прилагательных

    III. 3 глагола

    IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему

    V.  Строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме.

    /Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей  эритроцитов/

    Учитель:

    Ребята в каждой вашей красивой фразе синквейна есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:

     КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока!          Запишем ее в лабораторных листах.

     Отметки.

    Домашнее задание:  

     Все новые понятия    в биологическом   словарике выучить, параграф 17 ,  п.т.  62- всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии  оценку «4» и «5»

     Ученику - отличнику подготовить  сообщении  «Что такое иммунитет?»

    Учитель:   Урок закончен, всем большое спасибо.

    ______________________________________________________________________

            Урок подготовлен: Учителем биологии высшей категории  

    Юмашевой Олесей Александровной

    Московская область, Рузский район, МОУ «Нововолковская СОШ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

    : 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

    Конспект открытого урока по волейболу для учащихся 11»в» класса (дев.)

    Задачи урока:     1.Совершенствование техники верхней передачи мяча.     ...

    Открытый урок по гимнастике для учащихся 4 класса по теме: "Освоение акробатических упражнений"

    Урок разработан для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

    Разработка открытого урока по математике для учащихся 6 класса по теме: "Раскрытие скобок"

    Открытый урок по математике для учащихся 6 класса. Тема "Раскрытие скобок". Тип урока: урок рефлексии. Вид урока: урок путешествие....

    Открытый урок по баскетболу для учащихся 10-го класса.

    Совершенствование техники ведения, ловли и передачи, броска в кольцо с двух шагов....

    Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".

    Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

    Открытый урок по баскетболу для учащихся 7 классов .

    Мультимедийная разработка открытого урока по физической культуре, Баскетбол, овладение техникой броска мяча....